I. Охрана окружающей среды при текущей хозяйственной деятельности
1. Охрана атмосферного воздуха
2. Охрана водных ресурсов
3. Утилизация отходов
4. Охрана земельных участков
5. Охрана окружающей среды при эксплуатации паромных комплексов морских портах Калининград и Усть-Луга
II. Охрана окружающей среды при проведении работ по сбору судовых отходов
III. Охрана окружающей среды при производстве дноуглубительных работ
- Морской порт Большой порт Санкт-Петербург
- Морские порты Выборг и Высоцк
- Морской порт Калининград
- Морской порт Пассажирский порт Санкт-Петербург
- Морской порт Усть-Луга
IV. Охрана окружающей среды при строительстве/реконструкции объектов портовой инфраструктуры
VI. Перспективы природоохранной деятельности
Северо-Западный бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт», образованный на базе Санкт-Петербургского филиала путем объединения Выборгско-Высоцкого, Усть-Лужского и Калининградского филиалов ФГУП «Росморпорт», продолжает активно реализовывать мероприятия в сфере защиты окружающей среды и снижения негативного воздействия на окружающую среду. Программа ежегодных природоохранных мероприятий Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» сформирована на основе международных, федеральных и областных нормативных правовых актов в сфере природоохранной деятельности.
Для обеспечения природоохранной деятельности в Северо-Западном бассейновом филиале имеются структурные подразделения – служба экологической безопасности, отдел охраны окружающей среды, а также выделенные уполномоченные работники в соответствующих управлениях филиала, которые занимаются комплексным решением всех вопросов, связанных с охраной окружающей среды при осуществлении уставных видов деятельности филиала в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Калининград, Усть-Луга, Выборг и Высоцк.
Все работники Северо-Западного бассейнового филиала, занятые в этой сфере деятельности, имеют необходимое профильное образование по специальности охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов, и опыт работы по специальности не менее 3 лет, что позволяет им качественно и своевременно осуществлять систематический контроль выполнения норм и требований законодательства в области охраны окружающей среды в Северо-Западном бассейновом филиале.
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации объекты, оказывающие негативное влияние на окружающую среду, должны быть поставлены на государственный учет в федеральный государственный реестр.
По состоянию на 01.01.2024 на государственный учет в федеральный государственный реестр объектов поставлено 36 площадных объектов, которые эксплуатируются Северо-Западным бассейновым филиалом. Из общего числа объектов, один объект относится к I категории объектов, которые оказывают значительное негативное воздействие на окружающую среду, 5 объектов относятся ко II категории объектов, которые оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду, один объект относится к III категории объектов, которые оказывают умеренное негативное воздействие на окружающую среду, а 29 объектов относятся к IV категории объектов, которые оказывают минимальное негативное воздействие на окружающую среду.
По остальным объектам Северо-Западного бассейнового филиала в установленном порядке выполняются работы по их категорированию и постановке на государственный учет.
В процессе осуществления хозяйственной деятельности природоохранные мероприятия Северо-Западным бассейновым филиалом реализуются по следующим направлениям:
В своей деятельности Северо-Западный бассейновый филиал используют различные стационарные и передвижные механизмы и транспортные средства, которые являются источниками загрязнения атмосферного воздуха.
К стационарным источникам загрязнения атмосферного воздуха Северо-Западного бассейнового филиала относятся:
- оборудование слесарных мастерских и площадок, предназначенных для ремонта и технического обслуживания прибрежной системы управления движения судов;
- дизель-генераторные установки, обеспечивающие работу объектов, входящих в системы управления движением судов;
- котельные, работающие на дизельном топливе, в морских портах Калининград и Усть-Луга;
- отопительная установка в морском порту Высоцк.
К передвижным источникам загрязнения атмосферного воздуха Северо-Западного бассейнового филиала относятся суда и автомобильный транспорт.
Контроль соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов осуществляется силами работников филиала. Все оборудование и транспортные средства Северо-Западного бассейновых филиалов проходят плановые ремонты и техническое обслуживание в целях обеспечения соблюдения установленных параметров по выбросам загрязнений в атмосферу.
Поскольку Северо-Западный бассейновый филиал осуществляет хозяйственную деятельность на объектах II
категории, оказывающих негативное воздействие на окружающую среду и подлежащих
федеральному государственному экологическому надзору, в соответствии с
требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации филиалом
разработана и представлена в Северо-Западное межрегиональное управление Росприроднадзора
декларация о воздействии на окружающую среду от 01.12.2022.
Значительное снижение выбросов загрязняющих веществ в атмосферу в результате деятельности филиала по итогам 2017-2023 гг. связано с тем, что выбросы от передвижных источников (автомобилей, судов и открытых автомобильных стоянок) в соответствии с природоохранным законодательством больше не нормируются и не учитываются в проекте нормативов предельно допустимых выбросов.
В процессе своей текущей деятельности Северо-Западный бассейновый филиал использует ряд водных объектов, расположенных в восточной части Финского залива, в т.ч. в акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург, на акватории реки Нева, в восточной части акватории Выборгского залива, в акватории Лужской губы и Балтийского моря для проведения дноуглубительных работ и стоянки судов филиала, а также для сброса поверхностных сточных вод.
В соответствии с требованиями водного законодательства Северо-Западным бассейновым филиалом были оформлены и получены все необходимые документы, предоставляющие право пользования соответствующими водными объектами, в том числе:
Договоры водопользования:
- договор водопользования от 26.09.2017 № 39-01.01.00.002-Р-ДРБВ-С-2017-00858/00 на право пользования частью акватории реки Преголя общей площадью 0,002518 кв.км для размещения плавсредств (судов), сроком действия до 25 сентября 2037 года.
Решения о предоставлении водных объектов в пользование:
- решение от 15.11.2016 № 00-01.03.00.007-М-РББВ-Т-2016-02983/00 о предоставлении в пользование в целях проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, водного объекта общей площадью 8,36 км2, расположенного на участке акватории Лужской губы Финского залива в районе банки Вальштейна, выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия до 31 декабря 2026 года;
- решение от 18.04.2017 № 00-01.01.00.003-М-РББВ-Т-2017-00760/000 о предоставлении в пользование в целях захоронения донного грунта водного объекта общей площадью 1,65 км2, расположенного в Балтийском море к северу от Северного мола Калининградского морского канала, выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия до 31 декабря 2024 года;
- решение от 18.04.2017 № 00-01.01.00.003-М-РББВ-Т-2017-00761/000 о предоставлении в пользование в целях захоронения донного грунта водного объекта общей площадью 2,11 км2, расположенного в Балтийском море к югу от Южного мола Калининградского морского канала, выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия до 31 декабря 2024 года;
- решение от 27.10.2022 № 00-01.04.03.005-М-РСБХ-Т-2022-17260/00 о предоставлении в пользование водного объекта в акватории Выборгского залива Финского залива для сброса сточных вод через выпуск № 1, расположенный в теле причала № 3 морского порта Выборг, ежегодным объемом сброса 4,134 куб. м в год, сроком действия по 05 ноября 2029 года;
- решение от 23.05.2018 № 00-01.04.03.005-М-РББВ-Т-2018-03367/00 о предоставлении в пользование водного объекта в акватории Финского залива в районе острова Грузный общей площадью 1,317 км2 для проведения работ, связанных со складированием грунта в подводный отвал, сроком действия по 31 декабря 2027 года;
- решение от 03.07.2019 № 00-01.03.00.007-М-РСБВ-Т-2019-05159/00 о предоставлении в пользование водного объекта, расположенного в Финском заливе (Лужская губа), в целях сброса сточных вод через выпуск № 1, выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия по 31 декабря 2024 года;
- решение от 24.01.2024 № 00-01.04.03.004-М-РПБВ-Т-2024-37865/00 о предоставлении в пользование водного объекта в акватории Невской губы Финского залива общей площадью 0,047 кв. км для производства строительных работ по реконструкции причалов № 12, № 13, № 14 и Гутуевского ковша морского порта Большой порт Санкт-Петербург, выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия до 6 июля 2025 года;
- решение от 05.03.2024 № 00-01.03.00.007-М-РПБВ-Т-2024-39548/00 о предоставлении в пользование водного объекта в акватории Лужской губы Финского залива Балтийского моря общей площадью 0,01395917 кв. км в целях использования водного объекта при строительстве и реконструкции гидротехнических сооружений объекта «База обеспечивающего флота морского порта Усть-Луга», выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия до 31 августа 2025 года;
- решение от 05.09.2023 № 00-01.01.00.003-М-РСБХ-Т-2023-31529/00 о предоставлении водного объекта в Калининградском заливе Балтийского моря в пользование для сброса поверхностных сточных вод после очистных сооружений железнодорожного паромного комплекса в морском порту Калининград (г. Балтийск), выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия до 31 декабря 2033 года;
- решение от 05.09.2023 № 39-01.01.00.002-Р-РСБХ-Т-2023-31545/00 о предоставлении в пользование водного объекта, расположенного на р. Преголя, для сброса сточных вод, в том числе дренажных вод, выданное Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, сроком действия до 31 декабря 2033 года.
Разрешения на сбросы веществ (за исключением радиоактивных веществ) и микроорганизмов в водные объекты и нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты:
- нормативы допустимых сбросов веществ и микроорганизмов в водные объекты в Финский залив (Лужская губа), утвержденные приказом Невско-Ладожского бассейнового управления Росводресурсов от 10.09.2019 № 710, сроком действия до 10 сентября 2024 года.
В соответствии с условиями вышеуказанных договоров и решений Северо-Западный бассейновый филиал ежегодно проводит регулярные наблюдения за состоянием акваторий переданных ему в пользование водных объектов. Наблюдения выполняются в соответствии с программами, согласованными с Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов. Для выполнения указанных работ Северо-Западным бассейновым филиалом привлекаются на конкурсной основе специализированные аккредитованные организации, имеющие необходимый опыт, материально-техническую базу и лицензии на осуществление этой деятельности. Данные мониторинга ежеквартально в установленном порядке представляются в Невско-Ладожское бассейновое водное управление Росводресурсов.
По итогам 2023 года загрязнений водных объектов, используемых Северо-Западным бассейновым филиалом в соответствии с заключенными договорами и полученными решениями, не зафиксировано.
Следует в целом отметить, что по результатам регулярных наблюдений за водными объектами, используемыми филиалом в морском порту Большой порт Санкт-Петербург, функционирование портовых объектов не оказывает существенного влияния на содержание загрязняющих веществ в воде устья реки Большая Нева.
В морском порту Усть-Луга по результатам выполненных работ, связанных с проведением производственного экологического контроля и регулярных наблюдений за источниками негативного воздействия на окружающую среду на территории автомобильно-железнодорожного паромного комплекса, можно также сделать выводы, что динамика изменения концентраций загрязняющих веществ в водных объектах по итогам 2023 года, которые использовались Северо-Западным бассейновым филиалом в морском порту Усть-Луга, аналогична показателям 2022 года.
Северо-Западный бассейновый филиал ежедневно в период летней навигации на договорной основе со специализированными организациями обеспечивает проведение работ по очистке поверхности отдельных участков акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург, используемых Северо-Западным бассейновым филиалом, от загрязнений, занесенных рекой, прибоем, ливневыми стоками, льдом, штормом, а также сброшенных с судов и предприятий, расположенных рядом с акваторией морского порта. Образование мусора на акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург связано, прежде всего, с особенностями географического расположения морского порта, при котором его основная масса поступает в акваторию морского порта из городской черты по рекам Большая и Малая Нева, Екатерингофка и Обводному каналу.
Северо-Западным бассейновым филиалом и его управлениями постоянно проводятся мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся в процессе деятельности филиала отходов на окружающую среду.
Северо-Западный бассейновый филиал осуществляет учет объемов образующихся отходов, ведет постоянный контроль за местами их временного накопления, периодичностью их вывоза специализированными лицензированными предприятиями с которыми у филиала заключены договоры в установленном порядке.
Образующиеся в филиале в процессе текущей хозяйственной деятельности отходы относятся к 1-5 классам опасности. Доля отходов 1 класса опасности (лампы ртутные, ртутно-кварцевые, люминесцентные, утратившие потребительские свойства) и 2 класса опасности (аккумуляторные батареи, химические источники тока и иные элементы питания) в структуре отходов филиала составляют не более 0,3 %. Эти отходы передаются федеральному экологическому оператору ФГУП «ФЭО» для дальнейшего обращения.
Отходы третьего класса опасности (различные масла, льяльные и нефтесодержащие воды, образующиеся в результате эксплуатации ледоколов и плавательных средств филиала) передаются на обезвреживание или утилизацию специализированной организации, которые после очистки используются в качестве печного топлива. Сточно-фекальные воды в установленном порядке поступают в систему городской канализации.
Все твердые коммунальные отходы, образующиеся в результате деятельности Северо-Западного бассейнового филиала, в установленном порядке передаются региональному
экологическому оператору для обработки и дальнейшего размещения на мусорных полигонах.
В целях предотвращения загрязнения, захламления и засорения занимаемых Северо-Западным бассейновым филиалом территорий, филиалом осуществляется:
- селективный сбор отходов по их видам, классам опасности и другим признакам;
- периодическая уборка и своевременный вывоз мусора и образовавшихся отходов на договорной основе со специализированными, лицензированными организациями;
- оборудование и содержание мест временного складирования отходов филиала в соответствие с требованиями природоохранного и санитарно-эпидемиологического законодательства Российской Федерации;
- контроль соблюдения арендаторами имущества Северо-Западного бассейнового филиала договорных обязательств по своевременной уборке используемых территорий и вывозу образующихся отходов.
В морском порту Калининград предприятие располагает железнодорожным паромным комплексом, предназначенным для приёма и обработки железнодорожных и автомобильных паромов.
При эксплуатации железнодорожного паромного комплекса в г. Балтийске (морской порт Калининград) (далее - ЖДПК), Калининградским управлением филиала обеспечивается соблюдение всех установленных природоохранных требований.
Все бытовые стоки от зданий и сооружений ЖДПК проходят очистку на биологических очистных сооружениях. Регулярно ведется техническое обслуживание и аналитический контроль их работы (производится отбор проб сточных и очищенных вод и их анализ по 17 показателям). Все поверхностные ливневые дождевые и талые воды перед сбросом в поверхностный водный объект проходят очистку на механических очистных сооружениях. В соответствии с программой, согласованной Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов, филиалом с привлечеинем на договорной основе специализированной аккредитованной организацией регулярно ведется аналитический контроль работы очистных сооружений и наблюдения за водным объектом и его водоохранной зоной в целях соблюдения утвержденных нормативов допустимых сбросов загрязняющих веществ с поверхностными сточными водами в водный объект.
Все отходы от деятельности ЖДПК вывозятся в места утилизации/размещения специализированными организациями. На территории ЖДПК в соответствии с действующими нормами и правилами организованы места временного хранения различных категорий отходов: отработанных люминесцентных ламп, аккумуляторов, моторных и гидравлических масел, промасленной ветоши, твердых бытовых отходов и прочих. Ведется производственный контроль за обращением с отходами, учет их образования и движения.
Основные стационарные источники загрязнения атмосферы ЖДПК - отопительная котельная и аварийные дизель-генераторы, которые работают по утвержденным режимным картам, обеспечивающим минимальный выброс загрязняющих веществ в атмосферу. Оборудование котельной и дизель-генераторы регулярно проходят техническое обслуживание и планово-профилактический ремонт в соответствии с графиком. Передвижные источники загрязнений атмосферы, автотранспорт ЖДПК (портовые тягачи и погрузчики) регулярно в соответствии с графиком проходит техническое обслуживание и государственный технический осмотр.
Организация приема, транспортировки, обезвреживания и/или размещения судовых отходов в соответствии с требованиями МАРПОЛ 73/78, образующихся в ходе нормальной эксплуатации судна (за исключением балластных вод, отходов, связанных с грузами, отходов, связанных с зачисткой грузовых и топливных танков) за всё время нахождения судна в морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга, осуществляется Северо-Западным бассейновым филиалом самостоятельно или с привлечением на договорной основе специализированных организаций:
В морском порту Большой порт Санкт-Петербург
На основании лицензий на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, обработке, утилизации, обезвреживанию, размещению отходов I-IV классов опасности, выданных Департаментом Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу:
- ООО «КОНТУР СПБ» на осуществление деятельности по сбору, транспортированию, утилизации и обезвреживанию отходов III-IV классов опасности в соответствии (лицензия от 11.01.2018 № (78)-5054-СТУБ, действует бессрочно);
- ООО «Экологический флот» на осуществление деятельности по транспортированию отходов I-IV классов опасности (лицензия от 08.09.2022 № ЛО20-00113-78/00101638, действует бессрочно);
- ООО «ИВОЛГА» на осуществление деятельности по сбору отходов III-IV классов опасности, транспортированию отходов I-IV классов опасности, утилизации отходов III, IV классов опасности (лицензия от 06.02.2019 № (78)-7269-СТУ, действует бессрочно).
- АО «Управляющая компания по обращению с отходами в Ленинградской области» на осуществление деятельности по сбору отходов III, IV классов опасности, транспортированию отходов I, II, III, IV классов опасности, обработке отходов IV класса опасности, размещению отходов III, IV классов опасности (лицензия от 25.10.2018 серия 78 № 4235-СТОУР/П, действует бессрочно).
В морском порту Усть-Луга
На основании лицензии на сбор, транспортирование, обработку, утилизацию, обезвреживание, размещение отходов I-IV классов опасности, выданной Департаментом Росприроднадзора по Центральному федеральному округу:
- Усть-Лужскому управлению Северо-Западного бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» на осуществление деятельности по сбору и транспортированию отходов I-IV классов опасности, обезвреживанию отходов III-IV классов опасности (лицензия от 19.04.2016 № 077 216, действует бессрочно).
Вышеназванные организации располагают необходимыми аттестованными специалистами, техническим оборудованием и транспортными средствами для приема, временного размещения и утилизации отходов с судов в соответствии с требованиями по охране окружающей среды.
В морском порту Усть-Луга предприятие непосредственно располагает комплексом оборудования и береговых установок, предназначенных для сбора и переработки судовых отходов. В состав мобильного экологического комплекса входят:
- сборщик льяльных вод «Краковец»;
- сборщик льяльных вод «Копорье»;
- станция комплексной переработки отходов СКПО-3;
- инсинераторная установка ИН50.02КМ;
- специализированный автотранспорт для транспортировки ТБО и сточных вод МСК-16П и КО-560.
Технические мощности комплекса способны полностью обеспечить потребности морского порта Усть-Луга по экологическому обслуживанию судов, до ввода в эксплуатацию базы обеспечивающего флота, рассчитанной на полное развитие морского порта Усть-Луга.
Принятые с судов нефтесодержащие (шлам, льяльные воды, отработанные масла), кроме балластных и промывочных вод, сточные воды, а также ТБО доставляются на собственную станцию очистки, а далее сдаются специализированным лицензированным организациям для утилизации/размещения.
По итогам года загрязнений акватории и территории морских портов Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга в результате деятельности филиала по сбору отходов с судов в указанных морских портах не зафиксировано.
С целью обеспечения безопасности судоходства и поддержания объявленных глубин Северо-Западным бассейновым филиалом осуществляются дноуглубительные работы в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Усть-Луга и Калининград. Охране окружающей среды при проведении дноуглубительных работ Северо-Западный бассейновый филиал уделяет особое внимание.
Морской порт Большой порт Санкт-Петербург
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Северо-Западным бассейновым филиалом разработана проектная документация «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности по поддержанию проектных глубин на акваториях, каналах и фарватерах морского порта Большой порт Санкт-Петербург в 2016-2026 гг.». Экологическое обоснование в установленном порядке согласовано с компетентными государственными органами и имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 14.11.2016 № 718.
В рамках указанного проекта ежегодно Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» производятся ремонтные дноуглубительные работы на акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург.
В 2023 году суммарный объем дноуглубительных работ в морском порту Большой порт Санкт-Петербург составил 42,2 тыс. куб. м изъятого донного грунта.
В 2024 году Северо-Западным бассейновым филиалом не планируется выполнять ремонтные дноуглубительные работы в морском порту Большой порт Санкт-Петербург.
Захоронение данного грунта, извлеченного при проведении ремонтных дноуглубительных работ, в 2023 году осуществлялось в подводный морской отвал, расположенный западнее маяка Толбухина в акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург, на основании разрешения от 27.01.2017 № 102М, выданного Росприроднадзором.
При проведении ремонтных дноуглубительных работ постоянно выполняется производственный экологический контроль. По итогам наблюдений, а также химического анализа проб воды и грунта превышение ПДК загрязняющих веществ в зоне проведения дноуглубительных работ в прошлом году не выявлено.
В целях воспроизводства водных биоресурсов для осуществления компенсационных мероприятий при производстве ремонтных дноуглубительных работ на акватории морского порта Большой порт Санкт-Петербург предприятием финансируются работы по выращиванию и выпуску рыбы.
В 2012-2022 гг. расходы Северо-Западного бассейнового филиала на выращивание и выпуск почти 555,6 тыс. мальков сига, палии, лосося атлантического и кумжи, составили почти 56,8 млн руб.
В 2023 году Северо-Западный бассейновый филиал не осуществлял финансирование расходов на воспроизводство и выпуск молоди рыб в связи отсутствием мероприятий, требующих их проведения.
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Северо-Западным бассейновым филиалом разработана проектная документация «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности по поддержанию проектных глубин на акваториях, каналах и фарватерах морских портов Выборг и Высоцк в 2017-2027 гг.». Экологическое обоснование в установленном порядке согласовано с компетентными государственными органами и имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 19.12.2017 № 13-Э. В рамках указанного проекта Северо-Западным бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт» производятся ремонтные дноуглубительные работы на акваториях морских портов Выборг и Высоцк.
В 2023 году, как и планировалось, дноуглубительные работы в морских портах Выборг и Высоцк не выполнялись.
В 2024 году Северо-Западный бассейновый филиал не планирует осуществлять дноуглубительные работы в акваториях морских портов Выборг и Высоцк.
Захоронение данного грунта, извлеченного при проведении ремонтных дноуглубительных работ в 2022 году, производился в подводный морской отвал в районе о. Грузный, на основании разрешения от 07.03.2018 № 129М, выданного Росприроднадзором.
При проведении ремонтных дноуглубительных работ постоянно выполняется производственный экологический контроль. По итогам наблюдений, а также химического анализа проб воды и грунта превышение ПДК загрязняющих веществ в зоне проведения дноуглубительных работ в 2022 году выявлено не было.
В целях воспроизводства водных биоресурсов для осуществления компенсационных мероприятий при производстве ремонтных дноуглубительных работ на акваториях морских портов Выборг и Высоцк предприятием финансируются работы по выращиванию и выпуску рыбы. В 2024 году филиал планирует осуществить воспроизводство и выпуск 6 649 экз. молоди атлантического лосося в целях осуществления компенсационных мероприятий при производстве дноуглубления в морских портах Выборг и Высоцк в 2022 году.
В рамках реализации инвестиционных проектов развития объектов портовой инфраструктуры в морском порту Высоцк предприятием запланирована реконструкция гидротехнического сооружения «Канал Выборг-Высоцк» путем включения в его состав операционной акватории зернового терминала. Данный проект реализуется в рамках совместного проекта по строительству зернового терминала в морском порту. Разработанная проектная документация, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду при осуществлении планируемой деятельности, в установленном порядке была представлена на общественные слушания. По результатам их проведения (протокол общественных слушаний Администрации муниципального образования «Высоцкое городское поселение» от 20.04.2023) с учетом поступивших замечаний и предложений проектная документация была одобрена. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства проектная документация была направлена на государственную экологическую экспертизу, по результатам которой получено положительное заключение государственной экологической экспертизы № 47-1-01-1-07-0094-24, утвержденное приказом Росприроднадзора от 01.03.2024 № 320/ГЭЭ. В установленном порядке проектная документация и результаты инженерных изысканий переданы на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». При условии успешного прохождения государственной экспертизы и при выделении необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2 квартал 2025 года.
Морской порт Калининград
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Северо-Западным бассейновым филиалом разработана документация по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности Северо-Западного бассейнового филиала по поддержанию проектных глубин на акватории морского порта Калининград в 2015-2024 гг.
Приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 31.07.2015 № 250 утверждено положительное заключение государственной экологической экспертизы материалов по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности по поддержанию проектных глубин на акватории морского порта Калининград в период 2015 – 2016 гг. (1-я очередь), а приказом от 10.03.2017 № 143-пр – в период с 2017 по 2024 гг. (2-я очередь).
В 2023 году Калининградское управление Северо-Западного бассейнового филиала выполнило ремонтные дноуглубительные работы на акватории морского порта Калининград в объеме 1,3 млн куб. м изъятого донного грунта.
В 2024 году Калининградским управлением Северо-Западного бассейнового филиала силами собственного дноуглубительного флота планируется выполнить ремонтные дноуглубительные работы на акватории Калининградского морского канала. Суммарный объем дноуглубительных работ планируется на уровне почти 1,3 млн куб. м изъятого донного грунта.
Захоронение донного грунта, извлеченного при проведении ремонтных дноуглубительных работ на акватории морского порта Калининград, в соответствии с разрешением Росприроднадзора от 11.05.2017 № 108М, сроком действия с мая 2017 по декабрь 2024 года, осуществляется в районы захоронения донного грунта, которые располагаются к северо-востоку (район № 304) и югу от входных молов Калининградского морского канала общей площадью 376 га. Также извлекаемый грунт в соответствии с документацией по экологическому обоснованию хозяйственной деятельности Северо-Западного бассейнового филиала по поддержанию проектных глубин на акватории морского порта Калининград в 2015-2024 гг. размещается на береговые отвалы, расположенные вдоль Калининградского морского канала: на ПК 130 (оградительная дамба №3), на ПК 214 (оградительная дамба № 6) и на ПК 339 (п-ов Коровий).
В ходе проведения дноуглубительных работ Калининградским управлением Северо-Западного бассейнового филиала обеспечивается проведение экологического мониторинга гидрохимического состояния водных объектов с целью оценки воздействия дноуглубительных работ на водную среду, с привлечением лицензированной и аккредитованной аналитической лаборатории. Кроме экологического мониторинга, управлением ежегодно проводится эколого-технологический контроль работ по выемке грунта и складированию его на береговые и подводные отвалы.
Результаты экологического мониторинга свидетельствуют о том, что воздействие, оказываемое на гидрохимический состав водных объектов при выполнении дноуглубительных работ, является допустимым и в целом не превышает существующих фоновых значений.
В качестве компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам ремонтными дноуглубительными работами, Калининградским управлением Северо-Западного бассейнового филиала в 2018-2022 гг. выпущено в Финский залив и в Куршский залив Балтийского моря более 306 тыс. экземпляров молоди сига, а в Ладожское озеро 7,6 тыс. экземпляров молоди ладожской палии. Затраты Калининградского управления на реализацию компенсационных мероприятия составили 24,5 млн руб.
В 2023 году в Куршский залив Балтийского моря выпущено почти 266,7 тыс. экземпляров молоди сига средней штучной навеской 1,9 грамм. Расходы Калининградского управления на воспроизводство и выпуск молоди сига составили 20 млн рублей.
Морской порт Пассажирский порт Санкт-Петербург
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Северо-Западным бассейновым филиалом разработана проектная документация «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности по поддержанию проектных глубин на акваториях, каналах и фарватерах морского порта Большой порт Санкт-Петербург в 2016-2026 гг.», в рамках реализации которой предусматриваются также и работы по дноуглублению в морском порту Пассажирский порт Санкт-Петербург. Экологическое обоснование в установленном порядке согласовано с компетентными государственными органами и имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 14.11.2016 № 718.
В период с 2021 по 2023 год Северо-Западным бассейновым филиалом ремонтные дноуглубительные работы в акватории морского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург не выполнялись.
При проведении дноуглубительных работ в 2020 году изымаемый грунт в соответствии с разрешением Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 27.01.2017№ 102-М сбрасывался в специально отведенные подводные отвалы.
В 2024 году Северо-Западным бассейновым филиалом ремонтные дноуглубительные работы в акватории морского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург не планируются.
При выполнении соответствующих работ филиалом осуществлялся непрерывный производственный экологический контроль и экологический мониторинг водных объектов в районе проведения дноуглубительных работ, а также мониторинг воздействия на биоресурсы с привлечением на договорной основе специализированных профессиональных организаций.
По итогам наблюдений, а также химического анализа проб воды и грунта превышение ПДК загрязняющих веществ в зоне проведения дноуглубительных работ не выявлено.
В целях воспроизводства водных биоресурсов для осуществления компенсационных мероприятий при производстве ремонтных дноуглубительных работ на акватории морского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург предприятием финансируются работы по выращиванию и выпуску рыбы.
В 2018-2022 гг. в целях компенсации ущерба, нанесенного водным биоресурсам ремонтными дноуглубительными работами в акватории морского порта Пассажирский порт Санкт-Петербург, Северо-Западным бассейновым филиалом выращено и выпущено в Ладожское озеро более 5,4 тыс. экземпляров молоди палии. Расходы филиала составили более 2 млн руб.
Морской порт Усть-Луга
В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Северо-Западным бассейновым филиалом разработана проектная документация «Экологическое обоснование хозяйственной деятельности по поддержанию проектных глубин на акваториях и каналах морского порта Усть-Луга в 2016-2026 гг». Экологическое обоснование согласовано в установленном порядке с компетентными государственными органами и имеет положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Росприроднадзора от 10.10.2016 № 656.
В 2023 году Северо-Западный бассейновый филиал выполнил ремонтные дноуглубительные работы в морском порту Усть-Луга суммарным объемом 422,7 тыс. куб. м изъятого грунта.
В 2024 году филиал планирует выполнить ремонтные дноуглубительные работы на акваториях:
- подходного канала в устье р. Луга;
- акватория Южного района.
Суммарный объем ремонтных дноуглубительных работ на указанных объектах составит 112 тыс. куб. м изъятого грунта.
Изъятый при проведении ремонтного черпания грунт в соответствии с разрешением Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 28.11.2016 № 97-М сбрасывается в специально отведенные подводные отвалы.
При выполнении соответствующих работ филиалом осуществляется непрерывный производственный экологический контроль и экологический мониторинг водных объектов, а также мониторинг воздействия на биоресурсы с привлечением на договорной основе специализированных профессиональных организаций. Результаты экологического мониторинга свидетельствуют о том, что воздействие, оказываемое на гидрохимический состав водных объектов при выполнении дноуглубительных работ, является допустимым и в целом не превышает существующих фоновых значений.
Компенсация ущерба водным биоресурсам при проведении дноуглубительных работ осуществляется Северо-Западным бассейновым управлением ежегодно исходя из фактических объемов и участков ремонтных дноуглубительных работ, по согласованию с территориальным управлением Росрыболовства России. Так, в 2011-2022 годах суммарный объем финансирования работ по выращиванию и выпуску в р. Кереть Кандалакшского залива Белого моря, р. Нева, Ладожское озеро почти 631,9 тыс. двухгодовиков лосося атлантического (семга) составил 257,3 млн руб.
В 2023 году Северо-Западный бассейновый филиал не осуществлял финансирование воспроизводства и выпуска молоди рыб в связи с отсутствием мероприятий, требующих их проведения.
В рамках реализации федеральной целевой программы «Развитие транспортной системы России (2010-2024 годы)» в морском порту Усть-Луга филиалом осуществляются несколько инвестиционных проектов, связанных со строительством подводных гидротехнических сооружений. По всем проектам строящимся объектам в установленном порядке проведены общественных слушания и получены положительные заключения государственной экологической и строительных экспертиз. В частности:
- по строительству второй очереди операционной акватории перегрузочных комплексов в северной части акватории морского порта Усть-Луга. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству объекта, представленные на рассмотрение общественности, не получили замечаний по итогам общественных слушаний и утверждены постановлением Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 20.02.2008 № 216. В установленном порядке проектная документация получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Ростехнадзора от 22.10.2008 № 833. В соответствии с требованиями градостроительного законодательства проектная документация представлена в ФГУ «Главгосэкспертиза России» на рассмотрение государственной экспертизы, по результатам которой она получила положительное заключение от 04.02.2009 № 049-09/СПЭ-0087/02, утвержденное Санкт-Петербургским филиалом ФГУ «Главгосэкспертиза России». Информация о ходе реализации проекта представлена в
разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
- по строительству операционной акватории с подходным каналом в рамках совместного инвестиционного проекта с ООО «Усть-Лужское ПТК» в морском порту Усть-Луга по созданию комплекса по перевалке на экспорт тяжелых дистилляторов проектной мощностью более 1,5 млн тонн. В установленном порядке проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 03.12.2015, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Центральному федеральному округу от 03.12.2015 № 142-Э. В настоящее время проектная документация представлена на рассмотрение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий в ФАУ «Главгосэкспертиза России». При положительном прохождении государственных экспертизы, а также при условии выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ по объектам предприятия запланировано на 2025 год.
- по проекту строительства судоходной акватории и средств навигационного оборудования морского терминала по перевалке минеральных удобрений проектной мощностью 7 млн тонн. Разработанная проектная документация и оценка воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду были представлены проектной организацией на общественные слушания. По результатам их проведения (постановление Администрации МО «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 14.12.2016 № 3179) материалы проектной документации, включая материалы ОВОС были одобрены. В установленном порядке проектная документация была представлена на рассмотрение государственной экологической экспертизы. По результатам рассмотрения получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 17.10.2017 № 299, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Северо-Западному федеральному округу от 24.10.2017 № 564-ПР. Проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий были представлены на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». По результатам рассмотрения представленных материалов получено отрицательное заключение государственной экспертизы от 23.08.2019 № 47-1-2-3-022306-2019, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». С учетом устранения выявленных ФАУ «Главгосэкспертиза России» замечаний проектно-сметная документация была повторно представлена на рассмотрение государственной экспертизы. По результатам ее рассмотрения получено положительное заключение повторной государственной экспертизы от 02.06.2020 № 00198-20/СПЭ-18764/701, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России».
В связи с изменением за период проведения работ по проектированию и согласованию документации рыночной стоимости выполнения дноуглубительных работ проектно-сметная документация потребовала внесения соответствующих корректировок, в т.ч. в связи с изменением видов дноуглубительной техники, предполагаемой к использованию в ходе выполнения работ. Соответствующие корректировки в установленном порядке были внесены в проектно-сметную документацию. Доработанная проектная документация повторно представлена на рассмотрение государственной экспертизы, по итогам рассмотрения которой получила положительное заключение от 22.04.2022 № 47-1-1-2-025127-2022, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России», подтверждающее соответствие внесенных изменений результатам инженерных изысканий, заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и достоверности определения сметной стоимости объекта. На основании полученных положительных заключений экспертиз Росморречфлотом выдано предприятию разрешение на строительство объекта от 04.05.2023 № 47-30-ВС-39/34-2023. Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
- по проекту строительства судоходной операционной акватории причала № 1А универсального морского терминала по перевалке генеральных и сыпучих грузов в рамках совместного инвестиционного проекта с компанией-инвестором. Разработанная проектная документация, включая материалы по оценке воздействия на окружающую среду при осуществлении планируемой деятельности, в установленном порядке была представлена на общественные слушания. По результатам их проведения (постановление администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 31.03.2021 № 719) принято решение рекомендовать проектной организации обобщить, проанализировать и учесть все замечания и предложения, полученные в ходе общественных слушаний, при окончательной доработке проектной документации. Доработанная проектная документация, повторно представленная на рассмотрение государственной экологической экспертизы, получила положительное заключение № 47-1-02-1-07-0110-21, утвержденное приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 10.12.2021 № 548-О. Проектная документация и результаты инженерных изысканий по итогам рассмотрения получили положительное заключение государственной экспертизы от 14.04.2022 № 47-1-1-3-022550-2022, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России», об их соответствии результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, оценки соответствия проектной документации установленным требованиям, проверки достоверности определения сметной стоимости. На основании положительных заключений государственных экспертиз Росморречфлотом выдано разрешение от 27.05.2022 № 47-RU47507302-ЗД-39/42-2022 на строительство объектов федеральной собственности. Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
- по строительству судоходной акватории и средств навигационного оборудования универсального торгового терминала «Усть-Луга» по перевалке навалочных, насыпных (зерновых) и генеральных грузов мощностью 24,3 млн тонн в год в морском порту Усть-Луга. Материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности по строительству объекта, представленные на рассмотрение общественности, разработанная проектная документация, включая материалы оценки воздействия на окружающую среду при осуществлении планируемой деятельности, в установленном порядке была представлены на общественные слушания. По результатам их проведения (постановление администрации муниципального образования «Кингисеппский муниципальный район» Ленинградской области от 27.12.2019 № 3027) принято решение рекомендовать проектной организации обобщить, проанализировать и учесть все замечания и предложения, полученные в ходе общественных слушаний, при окончательной доработке проектной документации. Доработанная по результатам общественных слушаний проектная документация и результаты инженерных изысканий в установленном порядке были представлены на рассмотрение государственной экологической экспертизы. По результатам рассмотрения получено положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 04.06.2020, утвержденное приказом Росприроднадзора от 08.06.2020 № 632. По результатам рассмотрения государственной экологической экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий представлены на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России», где получили положительное заключение государственной экспертизы от 11.08.2020 № 47-1-1-3-037679-2020, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России», об их соответствии результатам инженерных изысканий, требованиям технических регламентов, оценки соответствия проектной документации установленным требованиям, проверки достоверности определения сметной стоимости. В декабре 2020 года Невско-Ладожским бассейновым водным управлением Росводресурсов предприятию выдано решение о предоставлении водного объекта в пользование от 08.12.2020 № 00-01.03.00.007-М-РББВ-Т-2020-05922/00 для проведения дноуглубительных, взрывных, буровых и других работ, связанных с изменением дна и берегов водных объектов, сроком действия до 31 августа 2023 года, а Росприроднадзором выдано разрешение от 24.12.2020 № 227М на захоронение донного грунта, извлеченного при проведении дноуглубительных работ во внутренних морских водах и территориальном море Российской Федерации. На основании положительных заключений государственных экспертиз Росморречфлотом выданы разрешения от 25.05.2021 № 47-RU47507300-ЗД-39/25-2021 (первый этап), от 25.05.2021 № 47-RU47507300-ЗД-39/26-2021 (второй этап), от 25.05.2021 № 47-RU47507300-ЗД-39/27-2021 (третий этап) на строительство объектов федеральной собственности. Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
При проведении комплекса дноуглубительных работ по строительству вышеуказанных подводных гидротехнических сооружений подрядными организациями, привлекаемыми Северо-Западным бассейновым филиалом, используются современные дноуглубительные суда, минимизирующие негативное воздействие на окружающую среду, которое, в основном, связано с повышением содержания взвешенных частиц в водных объектах. С целью предотвращения дополнительного повышения содержания взвешенных частиц в воде на участке производства работ применяются следующие мероприятия:
- при работе землечерпаковых земснарядов грунт снимается слоями оптимальной толщины, а конец грунтового лотка опускается как можно ниже к поверхности воды в трюме шаланды для того, чтобы избежать разлива и разбрызгивания;
- разгрузка шаланд на подводном отвале выполняется только после их полной остановки (при нахождении в дрейфе), а их заполнение осуществляться без перелива.
В ходе выполнения дноуглубительных работ подрядными организациями обеспечивается постоянный производственный экологический контроль состояния водного объекта в районах производства дноуглубительных работ.
Одним из основных видов деятельности Северо-Западного бассейнового филиала является реализация федеральных инвестиционных программ, а также программ капитальных вложений ФГУП «Росморпорт», направленных на развитие федеральных объектов портовой инфраструктуры и флота в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Калининград, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга.
В этом направлении Северо-Западным бассейновым филиалом, в рамках выполнения функций заказчика-застройщика, реализованы десятки инвестиционных проектов. По всем объектам проектная документация разрабатывалась в строгом соответствии с нормами и требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В установленном порядке были проведены общественные слушания и были получены положительные заключения государственной экологической и государственной экспертиз.
В настоящее время Северо-Западным бассейновым филиалом реализуются следующие проекты, направленные на развитие объектов портовой инфраструктуры:
- проект строительства причала № 88 в морском порту Большой порт Санкт-Петербург. В установленном порядке 08.05.2009 проведены общественные слушания в здании администрации Кировского района города Санкт-Петербурга, по итогам которых замечаний и возражений по проекту не высказано. Проектная документация в соответствии с требованиями природоохранного законодательства представлена на рассмотрение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, по результатам котором она получила положительное заключение от 06.04.2010 № 2, утвержденное приказом Северо-Западного управления Ростехнадзора от 13.04.2010 № 368-ЭЗ. В соответствии с требованиями градостроительного законодательства проектная документация представлена на рассмотрение государственной экспертизы, по результатам которой она получила положительное заключение от 18.10.2010 № 993-10/ГГЭ-7022/04, утвержденное ФГУ «Главгосэкспертиза России». В целях расширения целевого назначения строящегося
причала № 88, принимая во внимание предложение по увеличению его площади за
счет искусственно создаваемого земельного участка, а также в целях расширения
технических возможностей по использованию базы СНО, объекты которой в настоящее
время располагаются на причале № 90, принято решение о перепроектировании. В
настоящее время специализированная организация осуществляет проектирование и
инженерные изыскания. По результатам выполненных работ при успешном прохождении
государственных экспертиз начало строительно-монтажных работ запланировано на 3
квартал 2026 года. Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
- проект реконструкции причалов № 12, 13, 14 берегоукрепления Гутуевского ковша и Гутуевского ковша морского порта Большой порт Санкт-Петербург. Разработанная специализированной организацией в установленном порядке проектная документация и результаты инженерных изысканий получили положительное заключение государственной экспертизы от27.02.2017 № 054-17/СПЭ-4147/02, включая экологическую экспертизу, выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России», а также положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от10.08.2017 № 271-17/СПЭ-4147/05, выданное Санкт-Петербургским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России». Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
- проект строительства автоматического радиотехнического поста «Ольгино» в составе СУДС Санкт-Петербург в целях расширения зоны радиолокационного наблюдения за движением судов в зоне действия СУДС в связи с началом интенсивного движения пассажирских судов в морской порт Пассажирский порт Санкт-Петербург и планируемым открытием движения судов через судопропускное сооружение С-2 и изменением путей следования судов в Невской губе. Проектная документация в установленном порядке получила положительное заключение государственной строительной экспертизы от 08.11.2013 № 1062-13/ГГЭ-8796/09, включая экологическую экспертизу, выданное ФАУ «Главгосэкспертиза России». В целях приведения проектных решений в соответствие с требованиями, предъявляемыми к объектам СУДС, установленными приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226, предприятием осуществлена доработка (перепроектирование) проектной документации. По результатам перепроектирования получено положительное заключение государственной строительной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий, а также проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства от 24.05.2021 №78-1-1-3-026265-2021, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
- проект строительства базы обеспечивающего флота в морском порту Усть-Луга. Предварительные материалы по оценке воздействия на окружающую среду намечаемой хозяйственной деятельности, связанной со строительством объекта, представленные на рассмотрение общественности, не получили замечаний по итогам общественных слушаний 03.07.2009, протокол которых утвержден постановлением главы администрации МО «Кингиссепский муниципальный район» от 29.07.2009 № 2789. В установленном порядке проектная документация по итогам ее рассмотрения получила положительное заключение государственной экспертизы от 14.04.2011 № 353-11/ГГЭ-7390/04, выданное ФГУ «Главгосэкспертиза России», в составе которой проведена также экологическая экспертиза проекта. В связи с приостановкой в 2017 году строительно-монтажных работ по проекту в целях завершения строительства объектов, а также для приведения проектной документации, разработанной в 2008 году, в соответствие с произошедшими изменениями в градостроительном законодательстве принято решение о перепроектировании объекта. Разработанная новая проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий представлены в установленном порядке на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». По итогам их рассмотрения получено положительное заключение государственной экспертизы от 12.01.2022 № 47-1-1-3-000757-2022, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». С учетом наличия положительного заключения государственной экспертизы Росморречфлотом выдано разрешение на строительство от 12.08.2022 № 47-RU47407202-ВС-39/60-2022 взамен ранее выданного разрешения от 21.03.2012 № АД-39/09. Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
-проект строительства международного морского терминала для приёма круизных и грузопассажирских судов в районе г. Пионерский, Калининградской области с максимальным пассажиропотоком 6,7 тыс. человек в сутки, а также максимальным грузопотоком в 812 единиц легкового и грузового транспорта в сутки. В настоящее время проектной организацией осуществляются инженерные изыскания и проектирование. В Пионерском и Зеленоградском городских округах в установленном порядке в апреле-мае 2016 года прошли общественные обсуждения материалов проектной документации, включая оценку воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. По итогам состоявшихся обсуждений реализация проекта была в целом одобрена (протокол администрации МО «Пионерский городской округ» от 04.05.2016 и протокол администрации МО «Зеленоградский городской округ» от 05.05.2016) с рекомендациями учесть высказанные замечания и предложения при доработке материалов проектной документации, включая ОВОС. Доработанная проектная документация и результаты инженерных изысканий, представленные на рассмотрение государственной экологической экспертизы, получили положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации от 12.08.2016 № 24-Э, утвержденное Управлением Росприроднадзора по Калининградской области, об их соответствии экологическим требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. Проектная документация и результаты инженерных изысканий получили положительное заключение государственной экспертизы от 29.12.2016 № 1482-16/ГГЭ-10751/04, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». В установленном порядке Росморречфлотом разрешением от 13.11.2017 № 39-RU39303000-НЖ-39/53-2017 (продлено до 30.09.2024), разрешением от 13.11.2017 № 39-RU39303000-НЖ-39/54-2017 (продлено до 30.09.2024) и разрешением от 13.11.2017 № 39-RU39303000-НЖ-39/55-2017 (продлено до 30.09.2024) ФГУП «Росморпорт» выданы соответственно: разрешение на проведение работ по созданию искусственного земельного участка № 1, разрешение по созданию искусственного земельного участка № 2 и разрешение на строительство объектов морского терминала.
В связи с необходимостью уточнения проектных решений и технико-экономических показателей по строительству здания пассажирского терминала, обусловленной, в частности, изменением требований к проектированию и техническому оснащению пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации и требований в области транспортной безопасности, необходимостью уточнения проектных решений по береговым вспомогательным зданиям и гидротехническим сооружениям принято решение о проведении перепроектирования. По итогам успешного выполнения работ по перепроектированию в Пионерском и Зеленоградском городских округах Калининградской области организованы общественные обсуждения материалов откорректированной проектной документации, включая оценку воздействия намечаемой хозяйственной и иной деятельности на окружающую среду. В результате состоявшихся обсуждений (протокол Администрации муниципального образования «Пионерский городской округ» от 30.11.2020 и протокол Администрации муниципального образования «Зеленоградский городской округ» от 15.12.2020) представленные документы были одобрены в целом. Откорректированная проектная документация и результаты инженерных изысканий, представленные на рассмотрение государственной экологической экспертизы, получили положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы проектной документации от 09.06.2020, утвержденное приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 15.06.2021 №230-О, об их соответствии экологическим требованиям законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В установленном порядке откорректированная проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий, представленные в ФАУ «Главгосэкспертиза России», получили положительное заключение повторной главной государственной экспертизы от 27.01.2022 № 39-1-1-3-003971-2022, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России».
В январе 2022 года в
соответствии с дополнительным соглашением от 30.12.2021 № 2 к
государственному контракту от 24.09.2021 № 338/ОПЭД-21 все права и
обязанности по нему перешли от ФГУП «Росморпорт» к
ФКУ «Ространсмодернизация». ФГУП «Росморпорт» в рамках реализации
данного инвестиционного проекта в настоящее время выполняет функции
государственного заказчика по строительству здания пассажирского терминала, ливневой
канализации, радиорелейной мачты высотой 50 м для размещения оборудования связи
и навигации и объектов транспортной безопасности морского терминала.
Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».
Мероприятия в сфере охраны окружающей среды при выполнении строительно-монтажных работ, связанных со строительством портовых объектов, осуществляются по следующим направлениям:
а) в сфере охраны атмосферного воздуха:
- контроль соблюдения нормативов выбросов вредных веществ в выхлопных газах при эксплуатации строительной техники и механизмов, работающих на двигателях внутреннего сгорания;
- контроль за соблюдением календарного графика работ при использовании строительной техники с двигателями внутреннего сгорания;
- использование специализированных заправочных устройств для заправки топливом строительной техники в целях исключения выбросов паров топлива в атмосферу;
б) в сфере охраны водных объектов:
- соблюдение технологии ведения строительно-монтажных работ, исключающих сбросы загрязняющих веществ в Финский залив;
- обеспечение мест стоянок автотранспорта твердым покрытием, а мест размещения силовых агрегатов – герметичными поддонами, исключающими возможность попадания протечек топлива и нефтепродуктов в водные объекты;
в) в сфере охраны от загрязнений территорий:
- контроль исправности эксплуатируемой строительной и дорожной техники при проведении строительно-монтажных работ;
- недопущение случаев выезда за пределы строительной площадки неисправной и грязной техники;
- рациональное использование материальных ресурсов, используемых при реконструкции объектов, снижение объемов строительного мусора;
- складирование строительного мусора в строго отведенных местах, своевременный вывоз мусора для его последующей утилизации;
- неукоснительное соблюдение границ земельного участка, отведенного под проведение строительно-монтажных работ.
В среднесрочной перспективе Северо-Западным бассейновым филиалом запланированы к реализации следующие проекты:
- проект реконструкции объекта «Берегоукрепление северного берега канала» в морском порту Калининград. В установленном порядке результаты инженерных изысканий и проектная документация получили положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы от 18.03.2020, утвержденное приказом Северо-Западного межрегионального управления Росприроднадзора от 26.03.2020 № 165-пр. Проектная документация и результаты инженерных изысканий, представленные в ФАУ «Главгосэкспертиза России», также получили положительное заключение государственной экспертизы от 03.08.2020 № в ЕГРЗ 39-1-1-3-035780-2020, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». При условии выделения необходимого финансирования, начало строительно-монтажных работ запланировано на 2026 год.
- проект реконструкции объекта «Берегоукрепление дамбы № 1 ПК0», включая шпоры, предназначенного для защиты тела дамбы от волновых воздействий, гашения волновой энергии, защиты от наносов и льда Калининградского морского канала и Калининградского залива. Разработанная специализированной проектной организацией документация вместе с материалами по оценке воздействия на окружающую среду в установленном порядке были представлены на общественные слушания. По итогам их проведения (протокол муниципального образования «Балтийский городской округ» от 27.05.2022) общественные слушания признаны состоявшимися, разногласий между общественностью и заказчиком выявлено не было. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства проектная документация была представлена на рассмотрение государственной экологической экспертизы, по итогам которой она получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 39-1-02-1-07-0514-23, утвержденное приказом Росприроднадзора от 11.07.2023 № 1914/ГЭЭ. Проектная документация и результаты инженерных изысканий в настоящее время представлены на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». При условии успешного прохождения государственной экспертизы и в случае выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2026 год.
- проект реконструкции объекта «Берегоукрепление оградительной дамбы № 2», включая шпоры, предназначенного для защиты тела дамбы от волновых воздействий, гашения волновой энергии, защиты от наносов и льда Калининградского морского канала и Калининградского залива. Разработанная специализированной организацией проектная документация вместе с материалами по оценке воздействия на окружающую среду были представлены на общественные обсуждения. По итогам их проведения (протокол муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» от 21.01.2022) общественные обсуждения признаны состоявшимися, замечаний и предложений от общественности не поступило. Проектная документация и результаты инженерных изысканий в установленном порядке представлены на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и в Росприроднадзор. По итогам их рассмотрения приказом Росприроднадзора от 14.08.2023 № 2326/ГЭЭ утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы № 39-1-03-2-07-0661-23, которое в настоящее время обжалуется проектной организацией в судебном порядке. В соответствии с требованиями природоохранного законодательства проектная документация была представлена на рассмотрение государственной экологической экспертизы, по итогам которой она получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экспертизы от 06.12.2023 № 39-1-1-3-074619-23, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России», которым установлено, что результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, соответствуют требованиям технических регламентов. Проектная документация по объекту соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям. Сметная стоимость объекта определена достоверно. При условии успешного прохождения государственной экспертизы и в случае выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2026 год.
- проект реконструкции объекта «Берегоукрепление оградительной дамбы № 3», включая шпоры, предназначенного для защиты тела дамбы от волновых воздействий, гашения волновой энергии, защиты от наносов и льда Калининградского морского канала и Калининградского залива. Разработанная специализированной организацией проектная документация вместе с материалами по оценке воздействия на окружающую среду были представлены на общественные обсуждения. По итогам их проведения (протокол муниципального образования «Гурьевский муниципальный округ» от 21.01.2022) общественные обсуждения признаны состоявшимися, замечаний и предложений от общественности не поступило. Проектная документация и результаты инженерных изысканий в установленном порядке представлены на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России» и в Росприроднадзор. По итогам их рассмотрения приказом Росприроднадзора от 14.08.2023 № 2330/ГЭЭ утверждено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы № 39-1-03-2-07-0665-23, которое в настоящее время обжалуется проектной организацией в судебном порядке. В свою очередь, в декабре 2023 года получено положительное заключение государственной экспертизы от 11.12.2023 № 39-1-1-3-075879-23, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России», которым установлено, что результаты инженерных изысканий, выполненных для подготовки проектной документации, соответствуют требованиям технических регламентов. Проектная документация по объекту соответствует результатам инженерных изысканий, выполненных для ее подготовки, заданию на проектирование, требованиям технических регламентов и иным установленным требованиям. Сметная стоимость объекта определена достоверно. При условии выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2026 год.
- проект реконструкции объекта «Берегоукрепление оградительной дамбы № 10», включая его шпору, предназначенного для защиты тела дамбы от волновых воздействий, гашения волновой энергии, защиты от наносов и льда Калининградского морского канала со стороны Калининградского залива. По итогам их проведения (протокол городского округа «Город Калининград» от 11.10.2023) общественные обсуждения признаны состоявшимися, разногласий между общественностью и заказчиком выявлено не было. В настоящее время проектная документация и результаты инженерных изысканий представлены на рассмотрение государственной экологической и государственной экспертизы. При условии получения положительных заключений государственных экспертиз и при выделении необходимого финансирования, начало строительно-монтажных работ запланировано на 2026 год.
- проект строительства автоматического радиотехнического поста «Краколье» в целях реконструкции СУДС Усть-Луга. Разработанная проектная документация и результаты инженерных изысканий в установленном порядке направлены на рассмотрение государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России». По итогам их рассмотрения получено положительное заключение государственной экспертизы от 09.02.2024 № 47-1-1-3-005319-2024, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». При условии выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2 квартал 2025 года.
Суммарные затраты Северо-Западного бассейнового филиала на реализацию мероприятий по охране окружающей среды в 2023 году составили 122 млн руб., включая платежи за негативное воздействие на окружающую среду.
Динамика расходов Северо-Западного бассейнового филиала на охрану окружающей среды
Сокращение расходов в 2023 году на реализацию мероприятий по охране окружающей среды связано с уменьшением расходов на воспроизводство и выпуск молоди рыб, ввиду отсутствия мероприятий, требующих их проведения.
Северо-Западный бассейновый филиал планирует активизировать свою деятельность в природоохранной сфере. Основными задачами в работе филиала в области охраны окружающей среды на ближайшие годы станут:
- разработка программ энерго- и ресурсосбережения, внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий;
- усиление производственного экологического контроля по направлениям деятельности Северо-Западного бассейнового филиала;
- совершенствование системы экологического управления Северо-Западного бассейнового филиала;
- повышение качества предоставления экологических услуг судам в морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Усть-Луга по сбору судовых отходов за счет строительства нового сборщика льяльных вод ледового класса с большей вместимостью танков и техническими возможностями по первичной очистке вод.