Навигационные услуги с использованием СУДС

1. Общая информация

2. Зоны действия СУДС

     - Зона действия СУДС Архангельск

     - Зона действия СУДС Кандалакшского залива

     - Зона действия СУДС Кольского залива

3. Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС

     - Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Архангельск

     - Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кандалакшского залива

     - Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кольского залива

4. Статистическая информация

5. Контактная информация

 

     1. Общая информация

     Арктический бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» предоставляет судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов), осуществляющим судозаходы в морские порты Архангельск, Кандалакша и Мурманск или проходящим транзитом через акватории этих морских портов, навигационные услуги с использованием:

     - системы управления движением судов Архангельск (далее – СУДС Архангельск);

     - системы управления движением судов Кандалакшского залива (далее – СУДС Кандалакшского залива);

     - системы управления движением судов Кольского залива (далее – СУДС Кольского залива).

     Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам, находящимся в зоне действия СУДС Архангельск, СУДС Кандалакшского залива и СУДС Кольского залива, в пределах технической возможности оборудования СУДС по их запросу может оказываться только помощь в судовождении.


     В состав СУДС Архангельск входят:

     - центр СУДС (Экономия);

     - автоматизированный радиотехнический пост РТП-1 (Экономия);

     - автоматизированный радиотехнический пост РТП-2 (Мудьюг);

     - автоматизированный радиотехнический пост РТП-3 (Талаги);

     - автоматизированный радиотехнический пост РТП-4 (СМП).

     В состав СУДС Кандалакшского залива входят:

     - центр СУДС, расположенный в г. Мурманск;

     - автоматизированный радиотехнический пост, расположенный в г. Кандалакша;

     - автоматизированный радиотехнический пост, расположенный на горе Крестовая.

     В состав СУДС Кольского залива входят:

     - центр управления СУДС Кольского залива, расположенный в г. Мурманске;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Мишуково»;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Крестовый»;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Сеть-Наволок»;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Абрам-мыс»;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Обзор»;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Ура-губа»;

     - выносной радиотехнический пост «Терминал «Абрам-мыс».

 

     Все СУДС Арктического бассейнового филиала созданы в целях повышения уровня безопасности мореплавания и эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья от загрязнений, защиты береговых сооружений в зонах действия соответствующих СУДС.

     С использованием закрепленных за Арктическим бассейновым филиалом СУДС судам, находящимся в зоне их действия, предоставляются комплексные навигационные услуги и осуществляется:

     - обнаружение судов на подходах к зонам действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судне;

     - передача судам навигационной, оперативной и иной информации по инициативе операторов СУДС или по запросу судна;

     - оказание помощи в судовождении;

     - организация движения судов, включающая планирование и установление режимов движения судов в зонах действия СУДС;

     - контроль за движением судов.


     Росморречфлотом по результатам освидетельствования, проведенного в соответствии с Положением об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров, утвержденным приказом Минтранса России от 10.02.2010 № 32, Арктическому бассейновому филиалу выданы свидетельства о соответствии СУДС Архангельск, СУДС Кандалакшского залива и СУДС Кольского залива требованиям к радиолокационным системам управления движением судов, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226:

     - от 23.10.2020 № VTS-3/1-3191-2020 о соответствии СУДС Архангельск требованиям, предъявляемым к СУДС высшей категории;

     - от 21.06.2024 № VTS-12/44-3322-2024 о соответствии СУДС Кандалакшского залива требованиям, предъявляемым к СУДС второй категории;

     - от 24.06.2024 № VTS-12/44-3323-2024 о соответствии СУДС Кольского залива требованиям, предъявляемым к СУДС высшей категории.


     Системы управления движением судов, которые эксплуатирует Арктический бассейновый филиал, функционируют в круглосуточном режиме.

     Операторский состав СУДС филиала составляет 49 человек. Все операторы СУДС Арктического бассейнового филиала прошли профессиональную подготовку и сертифицированы в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации маячных служб V-103/1.

 

Автор видео: Стефаненко С.А.


     2. Зоны действия СУДС

 

     Зона действия СУДС Архангельск


Схема зоны действия СУДС Архангельск      В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск, утвержденными приказом Минтранса России от 09.06.2014 № 183, зоной действия СУДС Архангельск является акватория морского порта Архангельск в границах, установленных распоряжением Правительства России от 19.05.2010 № 797-р (с изменениями и дополнениями), за исключением участка № 2 акватории морского порта, расположенного в бухте Северная залива Дежнева о. Земля Александры архипелага Земли Франца – Иосифа.
     В зоне действия СУДС Архангельск осуществляется уверенное обнаружение, определение координат и автосопровождение наиболее типичных для района плавания судов (стальные суда длиной 80 м и более с эффективной отражающей поверхностью около 300 кв. м, при видимости 0,5 морских миль, осадках интенсивностью 60 мм/ч и состоянии моря 5 баллов и более), а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывают зону действия СУДС Архангельск.

    

     Зона действия СУДС Кандалакшского залива

 

     В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша, утвержденными приказом Минтранса России от 27.09.2024 № 340, граница зоны действия СУДС Кандалакшского залива начинается с севера от мыса Савин-Наволок, далее по береговой черте до мыса Смольный-Наволок, далее по прямой на юго-восток до западной оконечности острова Большой Березовый, далее по береговой черте острова Большой Березовый до светящего знака переднего створа Крестовый (адмиралтейский № 5920), далее по прямой на юго-восток до мыса Тонкий Наволок, далее по береговой черте до пересечения с меридианом 033°00,0' восточной долготы, далее по дуге радиусом 19 миль из точки установки антенны береговой радиолокационной станции с координатами: Ш=67°07,6'N Д=032°27,1'Е, на юго-запад до пересечения с меридианом 032°43,0' восточной долготы, далее по прямой на северо-запад до переднего светящего знака с координатами: Ш=66°59,1'N Д=032°33,7'Е, створа Продольный, далее по береговой черте на северо-запад до мыса Поднаволок, далее по прямой на северо-запад до мыса Воронишный, далее по береговой черте на северо-запад до пересечения с меридианом 032°18,4' восточной долготы, далее по прямой на северо-восток до западной оконечности острова Олений, далее по береговой черте на юго-восток до переднего светящего знака с координатами: Ш=67°04,7'N Д=032°24,0'Е, створа Олений Южный, далее по прямой на юго-восток до северо-западной оконечности острова Ряшков, далее по береговой черте западного берега до южной оконечности острова Ряшков, далее по прямой на юго-восток до параллели 66°55,0' северной широты, далее по прямой на север до параллели 67°00,0' северной широты, далее по прямой на северо-запад до юго-восточной оконечности острова Анисимов, далее по северной береговой черте до северо-западной оконечности острова Анисимов, далее по прямой на северо-запад до заднего знака створа Кандалакшский (адмиралтейский № 5946) и далее по прямой на северо-восток до мыса Савин-Наволок.

 

 

     В зоне действия СУДС Кандалакшского залива осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 50 кв.м. и более, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывает зону действия СУДС Кандалакшского залива.


     Зона действия СУДС Кольского залива

      В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Мурманск, утвержденными приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222, зона действия СУДС Кольского залива ограничена:
     - с юга параллелью 68°58,20'N;
     - с запада береговой линией от параллели 68°58,20'N до мыса Белокаменный, далее прямой линией, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 1 мыс Великий;
     № 2 Ш=69°06,76'N  Д=033°23,35'E (в районе поселка Ретинское);
     № 3 восточная оконечность острова Шуринов;
     № 4 восточная оконечность острова Брандвахта;
     № 5 мыс Сетьнаволок;
     № 6 мыс Погань-наволок;
     № 7 пересечение меридиана 033°19,00'E с береговой линией Кольского полуострова (в районе мыса Медвежий),
     далее по меридиану 033°19,00'E на север до линии радиуса 19 морских миль, отложенного от маяка Сетьнаволок, далее по линии вышеуказанного радиуса на юго-восток до меридиана 034°05,00'E, далее по меридиану 34°05,00'E на юг до береговой линии острова Кильдин, далее вдоль западной оконечности острова Кильдин до мыса Бык, далее прямой линией, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 1 мыс Топоркова Пахта;
     № 2 мыс Зеленецкий;
     № 3 Ш=69°18,25'N  Д=033°40,00'E;
     № 4 Ш=69°18,08'N  Д=033°36,00'E;
     далее по береговой линии на юго-запад до точки с координатами: Ш=69°15,88'N  Д=033°32,52'E, далее по прямой линии, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 5 мыс Сампонаволок;
     № 6 мыс Чирковый,
     далее по береговой линии до знака Сальный-Береговой, далее до точки с координатами: Ш=69°06,43'N Д=033°25,00'E, далее до точки с координатами: Ш=69°05,40'N  Д=033°22,10'E, далее до точки с координатами: Ш=69°04,88'N  Д=033°21,42'E, далее по береговой линии до точки с координатами: Ш=69°04,60'N  Д=033°19,00'E, далее по прямой линии, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 7 мыс Никитин;
     № 8 мыс Мохнаткин,
     далее по береговой линии на юг до параллели 68°58,20'N.
     В зоне действия СУДС Кольского залива осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 50 кв.м. и более, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывает зону действия СУДС Кольского залива.

     В связи с отсутствием в составе СУДС Кольского залива оборудования и технических средств для организации надежной УКВ (ОВЧ) радиотелефонной связи с судами и осуществления радиолокационного контроля в районах морского терминала Териберка, морского терминала Ура-Губа и морского терминала Линахамари морского порта Мурманск связь с судами, следующими на соответствующие участки акватории указанных районов морского порта Мурманск, на 16 канале связи ОВЧ не осуществляется.


     3. Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС


     Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Архангельск


     Навигационные услуги с использованием СУДС Архангельск предоставляются Арктическим бассейновым филиалом судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) в соответствии с требованиями Резолюции ИМО А.1158(32), Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395 и Обязательных постановлений по морскому порту Архангельск, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 183 (далее – Обязательные постановления). 

     Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам по их запросу СУДС Архангельск оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.


     Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в районе действия СУДС Архангельск, должны выполнять правила плавания кораблей, судов и плавсредств в районе действия СУДС Архангельск. 

     В зоне действия СУДС Архангельск установлен разрешительный порядок движения судов в соответствии с суточным графиком расстановки и движения судов в морском порту. Вход/выход судов в зону действия, начало движения в зоне действия СУДС Архангельск осуществляются только после получения разрешения оператора СУДС Архангельск. 

     Капитаны судов, следующих в морской порт Архангельск с моря, за две морские мили до подхода к границе акватории морского порта Архангельск обязаны установить связь с СУДС Архангельск на 16 и 14 каналах УКВ связи (позывной – «Архангельск-Радио-17») и получить подтверждение об опознавании. 

     Капитаны судов, следующих в морской порт Архангельск с внутренних водных путей, должны установить связь с СУДС Архангельск за два километра до южной границы акватории морского порта Архангельск на 16 и 14 каналах УКВ связи (позывной – «Архангельск-Радио-17») и получить подтверждение об опознавании. 

     Для входа в зону действия СУДС Архангельск суда должны сообщить: 

     - название и тип судна; 

     - государственная принадлежность (флаг) судна; 

     - порт назначения; 

     - максимальная действующая осадка и надводный габарит судна; 

     - вид груза, наличие опасного груза; 

     - количество членов экипажа и пассажиров на судне; 

     - наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания.

     СУДС Архангельск вправе запрашивать у судна дополнительные сведения и информацию в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. 


     При входе в зону действия СУДС Архангельск опознанного судна СУДС Архангельск информирует судно о месте приема лоцмана, обстановке на маршруте движения, а также передает иные сведения. В частности, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск суда, следующие в акватории морского порта Архангельск от светящего буя «Мудьюгский № 1» до нефтебазы Талаги или в сторону южной границы акватории морского порта Архангельск и обратно, информируют СУДС Архангельск о времени прохождения следующих контрольных точек морского порта: 

     - светящего буя «Мудьюгский № 1»;

     - параллели заднего знака створа Мудьюгских башен (в период ледокольной проводки судов); 

     - параллели светящего знака Лебединский; 

     - параллели заднего знака створа Переходной (Чижовский рейд); 

     - светящего буя Экономский; 

     - точки пересечения границ зоны ответственности постов «Архангельск-радио-5» и «Архангельск-Радио-17»; 

     - устья протоки Повракулка (Гидролизный завод); 

     - точки пересечения Амосовского и Корабельного створов; 

     - острова Мосеев; 

     - буя Кегостровский (только при следовании в Никольский рукав либо из Никольского рукава); 

     - железнодорожного и автодорожного мостов. 

     Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Архангельск, также в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск информируют СУДС Архангельск: 

     - о подходе к месту швартовки или якорной стоянки; 

     - о вынужденной постановке на якорь на фарватере или вблизи него с указанием координат места; 

     - об окончании швартовки, постановки на якорь либо съемки с якоря. 

     В период ледокольной проводки судов суда, находящиеся в зоне действия СУДС Архангельск, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск сообщают дополнительно: 

     - о том, что судно застряло во льду, с указанием координат места; 

     - о проходе ледовых пешеходных и транспортных переправ. 

     После получения информации от судна о начале швартовки СУДС Архангельск прекращает контроль движения судна.


     Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Архангельск по запросу судна либо по распоряжению капитана морского порта Архангельск, в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, при получении штормового предупреждения, которые могут повлиять на безопасность судоходства в зоне действия СУДС Архангельск. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением. 


     Помощь в судовождении оказывается СУДС Архангельск по запросу судна или по решению СУДС Архангельск в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна. При оказании помощи в судовождении СУДС Архангельск регулярно передает на судно информацию: 

     • о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам; 

     • о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования; 

     • о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна. 

     СУДС Архангельск обеспечивает при оказании помощи в судовождении погрешность автосопровождения целей в пределах диапазона значений, указанных в прилагаемой таблице

     В зоне действия СУДС Архангельск посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

     Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС Архангельск и судном, используя средства связи. Судно уведомляется СУДС Архангельск о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендации СУДС Архангельск, а также сообщает СУДС Архангельск о предпринимаемых действиях.

     Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС Архангельск остается за капитаном судна. В случае если выполнение указаний СУДС Архангельск невозможно, капитан судна сообщает об этом оператору СУДС Архангельск, используя средства связи, и информирует его о своих дальнейших действиях и намерениях. 


     Организация движения судов в зоне действия СУДС Архангельск осуществляется с учетом особенностей морского порта Архангельск на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту Архангельск и включает: 

     - выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС Архангельск; 

     - использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек; 

     - использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов; 

     - установление интервалов движения судов. 

     Суточные графики движения и расстановки судов утверждаются капитаном морского порта Архангельск и размещаются ежедневно в 16.00 по московскому времени по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://www.mapm.ru/Port/Arkhangelsk 


     Регулирование движения судов осуществляется СУДС Архангельск посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении: 

     - очередности и времени начала движения; 

     - маршрута, интервала и скорости движения; 

     - порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений; 

     - запрета на дальнейшее движение; 

     - мест якорной стоянки и укрытий. 


     В соответствии с Обязательными постановлениями по морскому порту Архангельск обязательная проводка судна с использованием рекомендаций СУДС Архангельск, а также оказание помощи в судовождении осуществляется в акватории морского порта Архангельск в границах от точки с координатами Ш=65°01,4'N Д=40°10,2'Е по дуге окружности, проведенной радиусом 5 миль из точки установки светящего буя Мудьюгский № 1 до точки с координатами Ш=65°52,5'N Д=40°00,0'Е, далее по линии, проходящей через следующие точки:  

     № 1 Ш=64°45,7'N Д=40°22,0'Е; 

     № 2 Ш=64°45,9'N Д=40°26,8'Е, 

     далее по береговой линии левого берега реки Маймакса до параллели, проходящей через передний створный знак Экономского светящего створа, далее по параллели с переходом на правый берег реки Маймакса и далее по нему до левого берега реки Кузнечиха до параллели, проходящей через верхний конец причала № 17 нефтебазы ОАО НК «Роснефть – Архангельскнефтепродукт» с переходом на правый берег реки Кузнечиха и по ее правому берегу до ее устья, затем на север по правому берегу реки Маймакса, по западному берегу островов Муравой и Лебедин с переходом на мыс Южный острова Мудьюгский и далее по западным берегам островов Мудьюгский и Голая Кошка до южной оконечности безымянной косы Зимнего берега Двинского залива и по ее западному берегу до исходной точки, с координатами Д=65°01,4'N Д=40°10,2'Е. 

     В остальной части акватории морского порта Архангельск СУДС Архангельск оказываются информационные услуги и услуги по организации движения судов только с использованием автоматической идентификационной системы и ОВЧ радиосвязи на основании графика движения и расстановки судов, утвержденного капитаном морского порта Архангельск. 

        Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу морского порта Архангельск, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС Архангельск.

     Разрешение на движение при снятии с якоря или отходе от причала запрашивается судном у СУДС Архангельск за 15 минут до начала движения.

     Разрешение аннулируется и должно быть запрошено вновь, если судно в течение 15 минут от момента связи с оператором СУДС Архангельск не начнет разрешенные действия.

     Основным средством взаимодействия между СУДС Архангельск и судами в морском порту Архангельск является радиотелефонная связь в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.

     Связь СУДС Архангельск с судами в морском порту Архангельск осуществляется на 14 канале связи ОВЧ (канал контроля, вызова и связи с судами в период их движения), на 69 канале связи ОВЧ (канал связи с судами при оказании помощи в судовождении), позывной «Архангельск-Радио-17».

     Контроль движения судов в акватории морского порта Архангельск, который осуществляется капитаном морского порта Архангельск, выполняется на 14 и 16 каналах связи ОВЧ, позывной «Архангельск-Радио-5».

     Судно, выходящее из зоны действия СУДС Архангельск, должно проинформировать об этом СУДС Архангельск и запросить разрешение на завершение радиовахты на 14 рабочем канале связи ОВЧ, позывной «Архангельск-Радио-17».

 
ОВЧ каналы радиосвязи и радиотелефонные позывные абонентов, используемые для обеспечения безопасности мореплавания в зоне действия СУДС Архангельск
 
Абонент Каналы связи очень высокой частоты Позывной
вызывной канал рабочий канал
Пост контроля движения судов Архангельского филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» 16 14 Архангельск-Радио-5
Служба управления движением судов Арктического бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» 16 14, 69 Архангельск-Радио-17

 
     Ведение радиопереговоров, не связанных с обеспечением безопасности мореплавания, на каналах 14, 16, 69 ОВЧ в морском порту Архангельск не допускается.
     Суда на ходу, а также стоящие на рейдах и у причалов морского порта, обязаны нести постоянную радиовахту на 14 и 16 каналах связи ОВЧ.
     Судам, стоящим у причала, запрещается:
        а) включать судовую радиолокационную станцию в рабочий режим;
        б) выключать автоматическую идентификационную систему судна.
     Во время выполнения швартовных операций суда, швартующиеся с буксирным обеспечением, должны перейти на рабочий канал связи ОВЧ, имеющийся на буксировщике, проинформировав об этом СУДС Архангельск, а по завершении работы с буксировщиком вернуться на 14 рабочий канал связи ОВЧ, сообщив об этом СУДС Архангельск.

     Радиопереговоры между оператором СУДС Архангельск и судами должны осуществляться в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской спутниковой подвижной службы, утвержденными приказом Минтранса России от 09.12.2022 № 486, а формат сообщений должен, по возможности, соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для радиопереговоров с экипажами иностранных судов используется английский язык в терминах «Стандартные фразы IMO для общения на море». 


     За предоставленные Арктическим бассейновым филиалом услуги с использованием СУДС Архангельск с судов, осуществляющих судозаходы в морской порт Архангельск или следующих через акваторию морского порта транзитом, взимается навигационный сбор (СУДС). Информация о ставках навигационного сбора (СУДС) и порядке его взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Арктического бассейнового филиала». 


     Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кандалакшского залива

 

     Арктический бассейновый филиал предоставляет судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) навигационные услуги с использованием СУДС Кандалакшского залива в соответствии с требованиями резолюции ИМО А.1158(32), Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395, Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша, утвержденными приказом Минтранса России от 27.09.2024 № 340, и распоряжениями капитана морского порта Кандалакша в части, касающейся оперативных функций СУДС Кандалакшского залива.

     Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам по их запросу СУДС Кандалакшского залива оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.


     Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в районе действия СУДС Кандалакшского залива, должны выполнять правила плавания кораблей, судов и плавсредств в зоне действия СУДС Кандалакшского залива.

     В зоне действия СУДС Кандалакшского залива установлен разрешительный порядок движения судов. Вход/выход судов в зону действия, начало движения в зоне действия СУДС Кандалакшского залива осуществляются только после получения разрешения оператора СУДС Кандалакшского залива.

     Капитаны судов при следовании в морской порт Кандалакша должны установить связь с СУДС Кандалакшского залива при входе в зону СУДС Кандалакшского залива на 16 вызывном, 69 рабочем каналах связи ОВЧ (позывной «Кандалакша-трафик», 74 рабочий (резервный) канал связи ОВЧ), получить подтверждение об опознавании и передать следующие сведения:

     - название и тип судна;

     - государственная принадлежность (флаг) судна;

     - порт назначения;

     - максимальная действующая осадка и надводный габарит судна;

     - вид груза, наличие опасного груза и класс опасности;

     - количество членов экипажа и пассажиров на судне;

     - наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания,

      и получить разрешение на вход (выход) в зону СУДС Кандалакшского залива.

     СУДС Кандалакшского залива вправе запрашивать у судна дополнительные сведения и информацию в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.


     При входе в зону действия СУДС Кандалакшского залива опознанного судна СУДС Кандалакшского залива информирует судно о месте приема лоцмана, обстановке на маршруте движения, а также передает иные сведения.

     Судно, находящееся в зоне действия СУДС Кандалакшского залива, обязано докладывать СУДС Кандалакшского залива о приеме на борт лоцмана и о прохождении траверзов острова Большой Березовый и острова Малый, информировать об СУДС Кандалакшского залива об обнаружении загрязнения морской среды, несоответствий в работе или в местоположении средств навигационного оборудования, объектов или явлений, представляющих опасность или затруднение судоходства, запрашивать разрешение на движение по фарватеру морского порта Кандалакша и на швартовку к причалам в морском порту Кандалакша.

     После получения информации от судна о начале швартовки СУДС Кандалакшского залива прекращает контроль движения судна.

 

     Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Кандалакшского залива по запросу судна либо по распоряжению капитана морского порта Кандалакша, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, при получении штормового предупреждения, которые могут повлиять на безопасность судоходства в зоне действия СУДС Кандалакшского залива.


     Помощь в судовождении оказывается СУДС Кандалакшского залива по запросу судна или по решению СУДС Кандалакшского залива в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна. При оказании помощи в судовождении СУДС Кандалакшского залива регулярно передает на судно информацию:

     • о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;

     • о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования;

     • о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна.

     При оказании помощи в судовождении СУДС Кандалакшского залива обеспечивает радиолокационное автосопровождение целей с погрешностью не более:

     • по азимуту не более 1,2º;

     • по расстоянию не более 30 м;

     • по направлению движения не более 5°;

     • по скорости движения не более 2 узлов. 

     Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС Кандалакшского залива и судном, используя средства связи. Судно уведомляется СУДС Кандалакшского залива о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендации СУДС Кандалакшского залива, а также сообщает СУДС Кандалакшского залива о предпринимаемых действиях.

     Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС Кандалакшского залива остается за капитаном судна. В случае если выполнение указаний СУДС Кандалакшского залива невозможно, капитан судна сообщает об этом оператору СУДС Кандалакшского залива, используя средства связи, и информирует его о своих дальнейших действиях и намерениях.

 

     Организация движения судов в зоне действия СУДС Кандалакшского залива осуществляется с учетом особенностей морского порта Кандалакша на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту Кандалакша и включает:

     - выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС Кандалакшского залива;

     - использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;

     - использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;

     - установление интервалов движения судов.

     Суточные графики движения и расстановки судов утверждаются капитаном морского порта Кандалакша и размещаются ежедневно в 16.00 по московскому времени по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.mapm.ru

 

     Регулирование движения судов осуществляется СУДС Кандалакшского залива посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении:

     - очередности и времени начала движения;

     - маршрута, интервала и скорости движения;

     - порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;

     - запрета на дальнейшее движение;

     - мест якорной стоянки и укрытий.

     Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу в морском порту Кандалакша, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС Кандалакшского залива.

     Разрешение на движение при снятии с якоря или отходе от причала запрашивается судном у СУДС Кандалакшского залива не менее чем за 15 минут до начала движения.

     Если судно не начало движение в течение 15 минут от времени, назначенного СУДС Кандалакшского залива, разрешение на начало движения запрашивается судном повторно.

 

     Основным средством взаимодействия между СУДС Кандалакшского залива и судами в морском порту Кандалакша является радиотелефонная связь в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.

     Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Кандалакшского залива, должны нести постоянную радиовахту на 16 вызывном и 67 рабочем каналах связи ОВЧ, а суда, находящиеся в акватории морского терминала Витино морского порта Кандалакша, должны нести постоянную радиовахту на 12 рабочем и 16 вызывном каналах связи ОВЧ.

     Судно, выходящее из зоны действия СУДС Кандалакшского залива, должно проинформировать об этом СУДС Кандалакшского залива и запросить разрешение на завершение радиовахты на 69 рабочем канале связи ОВЧ, позывной «Кандалакша-трафик».

 

Сведения о каналах связи очень высокой частоты, используемых в зоне действия СУДС Кандалакшского залива

 

Абонент  Каналы связи очень высокой частоты  Позывной
вызывной рабочий
СУДС Кандалакшского залива Арктического бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» 16 69, 74 (резерв) Кандалакша-трафик
Служба капитана морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики» 16 67  Кандалакша-радио-5
Служба капитана морского порта Кандалакша (морской терминал Витино) ФГБУ «АМП Западной Арктики» 16 12  Витино-1


     Ведение радиопереговоров, не относящихся к безопасности плавания и регулированию движения судов, а также для связи между береговыми корреспондентами на вышеуказанных каналах ОВЧ связи запрещается.

     Связь по радио на УКВ каналах между оператором СУДС Кандалакшского залива и судами должна осуществляться в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской спутниковой подвижной службы, утвержденными приказом Минтранса России от 09.12.2022 № 486, формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык в терминах «Стандартные фразы ИМО для общения на море». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык с применением стандартных фраз ИМО для общения на море. Допустимо ведение радиопереговоров на русском языке, при условии получения голосового подтверждения на английском языке от капитана судна, с записью такого подтверждения в базе данных системы документирования СУДС Кандалакша.

 

     За предоставленные Арктическим бассейновым филиалом навигационные услуги с использованием СУДС Кандалакшского залива в морском порту Кандалакша взимаются навигационные сборы. Информация о ставках навигационных сборов и порядке их взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Арктического бассейнового филиала».

 

     Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кольского залива


     Арктический бассейновый филиал предоставляет судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) навигационные услуги с использованием СУДС Кольского залива в соответствии с Руководством по службам движения судов (VTS MANUAL, 2008), изданным в 2008 году Международной Ассоциацией Маячных служб, Резолюцией ИМО А.1158(32), Обязательной системой судовых сообщений в районе Баренцева моря «Barents SRS», утвержденной Резолюцией MSC.348(91), Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395, и Обязательными постановлениями в морском порту Мурманск, утвержденными приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222.

     Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам по их запросу СУДС Кольского залива оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.


     Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в районе действия СУДС Кольского залива, должны выполнять правила плавания кораблей, судов и плавсредств в районе действия СУДС      Кольского залива.

     В зоне действия СУДС Кольского залива установлен разрешительный порядок движения судов. Вход/выход судов в зону действия, начало движения в зоне действия СУДС Кольского залива осуществляются только после получения разрешения оператора СУДС Кольского залива.
     Капитаны судов должны установить связь с СУДС Кольского залива при следовании в морской порт Мурманск на границе зоны действия СУДС Кольского залива на 12, 16 канале связи ОВЧ (позывной – «Мурманск-Траффик»), получить подтверждение об опознавании и передать следующие сведения:

     - название и тип судна;

     - государственная принадлежность (флаг) судна;

     - порт назначения;

     - максимальная действующая осадка и надводный габарит судна;

     - вид груза, наличие опасного груза и класс опасности;

     - количество членов экипажа и пассажиров на судне;

     - наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания,

     и получить разрешение на вход (выход) в зону СУДС Кольского залива.

     СУДС Кольского залива вправе запрашивать у судна дополнительные сведения и информацию в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
 
     При входе в зону действия СУДС Кольского залива опознанного судна СУДС Кольского залива информирует судно о месте приема лоцмана, обстановке на маршруте движения, а также передает иные сведения.

     Судно, находящееся в зоне действия СУДС Кольского залива, обязано докладывать СУДС Кольского залива при прохождении точек доклада:

     Точки доклада для входящих судов:

     Альфа-1: Ш=69°52,00'N  Д=033°32,75'E

     Альфа-3: Ш=69°27,00'N  Д=033°32,75'E

     Альфа-5: Ш= 69°18,64'N  Д=033°30,73'E

     Альфа-7: Ш=69°12,00'N  Д=033°31,45'E

     Альфа-9: Ш=69°06,38'N  Д=033°23,52'E

     Браво-3:  Ш=69°26,00'N  Д=033°49'50’E

     Точки доклада для выходящих судов:

     Альфа-2: Ш=69°45,00'N  Д=033°35,60'E

     Альфа-4: Ш=69°29,00'N  Д=033°35,60'E

     Альфа-6: Ш=69°17,90'N  Д=033°32,00'E

     Альфа-8: Ш=69°11,50'N  Д=033°32,68'E

     Альфа-10:  Ш=69°04,88'N  Д=033°19,32'E

     Браво-4:  Ш=69°23,00'N  Д=033°46,00'E,

     информировать об обнаружении загрязнения морской среды, несоответствий в работе или в местоположении средств навигационного оборудования, объектов или явлений, представляющих опасность или затруднение судоходства.
     После получения информации от судна о начале швартовки СУДС Кольского залива прекращает контроль движения судна.


     Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Кольского залива по запросу судна или по инициативе СУДС Кольского залива в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства в районе действия СУДС Кольского залива. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением.
     

     Помощь в судовождении оказывается СУДС Кольского залива по запросу судна или по решению СУДС Кольского залива в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна. При оказании помощи в судовождении СУДС Кольского залива регулярно передает на судно информацию:

     • о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;

     • о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования;

     • о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна.

     При оказании помощи в судовождении СУДС Кольского залива обеспечивает радиолокационное автосопровождение целей с погрешностью не более:

     • по пеленгу  – 0,2º;
     • по дальности  – 7 м;
     • по курсу   – 0,9°; 
     • по скорости – 0,5 узла. 

     В зоне действия СУДС Кольского залива посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

     Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС Кольского залива и судном, используя средства связи. Судно уведомляется СУДС Кольского залива о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендации СУДС Кольского залива, а также сообщает СУДС Кольского залива о предпринимаемых действиях.

     Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС Кольского залива остается за капитаном судна. В случае если выполнение указаний СУДС Кольского залива невозможно, капитан судна сообщает об этом оператору СУДС Кольского залива, используя средства связи, и информирует его о своих дальнейших действиях и намерениях.


     Организация движения судов в зоне действия СУДС Кольского залива осуществляется с учетом особенностей морского порта Мурманск на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту Мурманск и включает:

     - выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС Кольского залива;

     - использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;

     - использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;

     - установление интервалов движения судов.

     Суточные графики движения и расстановки судов утверждаются капитаном морского порта Мурманск и размещаются ежедневно в 16.00 по московскому времени по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.mapm.ru


     Регулирование движения судов осуществляется СУДС Кольского залива посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении:

     - очередности и времени начала движения;

     - маршрута, интервала и скорости движения;

     - порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;

     - запрета на дальнейшее движение;

     - мест якорной стоянки и укрытий.

     Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу в морском порту Мурманск, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС Кольского залива.

     Разрешение на движение при снятии с якоря или отходе от причала запрашивается судном у СУДС Кольского залива не менее чем за 15 минут до начала движения.

     Если судно не начало движение в течение 15 минут от времени, назначенного СУДС Кольского залива, разрешение на начало движения запрашивается судном повторно.


     Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Кольского залива, должны нести постоянную радиовахту на 12 и 16 каналах ОВЧ связи.

     Судно, выходящее из зоны действия СУДС Кольского залива, должно проинформировать об этом СУДС Кольского залива и запросить разрешение на завершение радиовахты на 16 дежурном канале связи ОВЧ, позывной «Мурманск-трафик».

 

Сведения о каналах связи очень высокой частоты, используемых в зоне действия СУДС Кольского залива
 

Абонент  Каналы связи очень высокой частоты  Позывной
Дежурный Рабочий
СУДС Кольского залива
Арктического бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»
16 12, 18, 67, 33 Мурманск-трафик
Инспекция государственного портового
контроля торгового на торговом терминале
ФГБУ «АМП Западной Арктики»
14  Мурманск-радио-5 
Инспекция государственного портового
контроля на Рыбном терминале
ФГБУ «АМП Западной Арктики»
37 Мурманск-36

     
     Ведение радиопереговоров, не относящихся к безопасности плавания и регулированию движения судов, а также для связи между береговыми корреспондентами на вышеуказанных каналах ОВЧ связи запрещается.
     Связь по радио на УКВ каналах между оператором СУДС Кольского залива и судами должна осуществляться в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской спутниковой подвижной службы, утвержденными приказом Минтранса России от 09.12.2022 № 486, формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык в терминах «Стандартные фразы ИМО для общения на море». 
     Обо всех внештатных ситуациях, происходящих с судном и влияющих на безопасность мореплавания (выход из строя судовой энергетической установки, технических средств навигации, винторулевого устройства, якорного устройства, посадка на грунт, столкновение, ухудшение погодных условий, резкие колебания уровня воды, ограниченная видимость и т.д.) как во время стоянки в порту, так и на переходах в зоне действия СУДС Кольского залива, капитан судна обязан немедленно проинформировать оператора СУДС Кольского залива и в дальнейшем выполнять его распоряжения. 

     За предоставленные Арктическим бассейновым филиалом навигационные услуги с использованием СУДС Кольского залива взимаются навигационные сборы. Информация о ставках навигационных сборов и порядке их взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Арктического бассейнового филиала». 

 

     4. Статистическая информация 

Количество судов, находившихся в зоне действия СУДС Архангельск, СУДС Кольского залива и СУДС Кандалакшского залива, осуществивших судозаходы в соответствующие морские порты или следовавших транзитом через акваторию морских портов

 

СУДС Архангельск

Год Всего судов, находившихся
в зоне действия СУДС Архангельск
В т.ч. осуществивших входы/выходы в морской порт Архангельск В т.ч. следовавших транзитом через акваторию морского порта Архангельск
2007-2021 годы ⇲
2007 11 535 2 711
2008 9 169 2 443
2009 7 271 1 983
2010 8 158 2 088
2011 8 157 2 244
2012 8 739 2 443
2013 9 131 2 313
2014 11 802 2 215
2015 21 008 2 844
2016 23 698 3 483
2017 22 558 3 581
2018 22 940 3 948
2019 23 840 4 202
2020 26 017 4 443
2021 26 942 4 778
2022 28 517 6 877
2023 27 939 5 785
2024 28 739 5 180

СУДС Кандалакшского залива

Год Всего судов, находившихся
в зоне действия СУДС Кандалакшского залива
В т.ч. осуществивших входы/выходы в морской порт Кандалакша В т.ч. следовавших транзитом через район действия СУДС Кандалакшского залива
2016-2021 годы ⇲
2016
(октябрь-декабрь)
363 66
2017
1 706 118

2018 2 264 196
2019 2 586 203
2020 807
68

2021 746 66
2022 1 429 93
20231 17177
2024 1 020 42

СУДС Кольского залива

Год

Всего судов, находившихся в зоне действия СУДС
Кольского залива

В т.ч. осуществивших входы/выходы в  морской порт Мурманск

 В т.ч. следовавших транзитом через район действия СУДС
Кольского залива

2009-2021 годы ⇲

2009

60 149

7 099

716

2010

74 044

7 385

 2011

93 538

6 641

2012 98 229
6 812
2013 88 991
5 991
2014 80 261
5 160
2015 75 238
5 041
2016 86 396
5 664
2017 94 025 5 856

2018 90 249 5 578
2019 95 399 5 815
2020 87 578
5 686

2021 89 834 6 003
2022 93 122
5 898
2023 100 136 6 477
2024 108 139 6 677


     5. Контактная информация 

     Дополнительную справочную информацию о порядке предоставления Арктическим бассейновым филиалом навигационных услуг с использованием СУДС Архангельск, СУДС Кандалакшского залива и СУДС Кольского залива можно получить:

 

     в морском порту Архангельск

     по телефону (круглосуточно):

     +7 (8182) 67-10-18,

     или направив письменный запрос по факсу: +7 (8182) 67-11-34, или по адресу электронной почты: vts@ark.rosmorport.ru

 

     СУДС Кандалакшского залива

     по телефонам:

     +7 (8153) 39-26-15 – дежурный начальник смены (круглосуточно);

     +7 (921) 157-14-47 – начальник СУДС Кандалакшского залива (с понедельника по четверг с 8:00 до 17:30, пятница с 8:00 до 15:00 по московскому времени),

     или направив письменный запрос по факсу: +7 (8153) 39-26-15, или по адресу электронной почты: VTS_Kandalaksha@mrm.rosmorport.ru

 

     СУДС Кольского залива

     по телефонам:

     +7 (8152) 47-90-26 (круглосуточно),

     +7 (921) 155-00-02 – начальник СУДС Кольского залива (с понедельника по четверг с 8:00 до 17:30, пятница с 8:00 до 15:00 по московскому времени),

     или направив письменный запрос по факсу: +7 (8152) 47-90-26, или по адресу электронной почты: vts@mrm.rosmorport.ru


Логин
Пароль