- Зона действия СУДС Архангельск
- Зона действия СУДС Кандалакшского залива
- Зона действия СУДС Кольского залива
3. Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС
- Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Архангельск
- Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кандалакшского залива
- Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кольского залива
1. Общая информация
Арктический бассейновый филиал ФГУП «Росморпорт» предоставляет судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов), осуществляющим судозаходы в морские порты Архангельск, Кандалакша и Мурманск или проходящим транзитом через акватории этих морских портов, навигационные услуги с использованием:
- системы управления движением судов Архангельск (далее – СУДС Архангельск);
- системы управления движением судов Кандалакшского залива (далее – СУДС Кандалакшского залива);
- системы управления движением судов Кольского залива (далее – СУДС Кольского залива).
Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам, находящимся в зоне действия СУДС Архангельск, СУДС Кандалакшского залива и СУДС Кольского залива, в пределах технической возможности оборудования СУДС по их запросу может оказываться только помощь в судовождении.
В состав СУДС Архангельск входят:
- центр СУДС (Экономия);
- автоматизированный радиотехнический пост РТП-1 (Экономия);
- автоматизированный радиотехнический пост РТП-2 (Мудьюг);
- автоматизированный радиотехнический пост РТП-3 (Талаги);
- автоматизированный радиотехнический пост РТП-4 (СМП).
В состав СУДС Кандалакшского залива входят:
- центр СУДС, расположенный в г. Мурманск;
- автоматизированный радиотехнический пост, расположенный в г. Кандалакша;
- автоматизированный радиотехнический пост, расположенный на горе Крестовая.
В состав СУДС Кольского залива входят:
- центр управления СУДС Кольского залива, расположенный в г. Мурманске;
- автоматизированный радиотехнический пост «Мишуково»;
- автоматизированный радиотехнический пост «Крестовый»;
- автоматизированный радиотехнический пост «Сеть-Наволок»;
- автоматизированный радиотехнический пост «Абрам-мыс»;
- автоматизированный радиотехнический пост «Обзор»;
- автоматизированный радиотехнический пост «Ура-губа»;
- выносной радиотехнический пост «Терминал «Абрам-мыс».
Все СУДС Арктического бассейнового филиала созданы в целях повышения уровня безопасности мореплавания и эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья от загрязнений, защиты береговых сооружений в зонах действия соответствующих СУДС.
С использованием закрепленных за Арктическим бассейновым филиалом СУДС судам, находящимся в зоне их действия, предоставляются комплексные навигационные услуги и осуществляется:
- обнаружение судов на подходах к зонам действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судне;
- передача судам навигационной, оперативной и иной информации по инициативе операторов СУДС или по запросу судна;
- оказание помощи в судовождении;
- организация движения судов, включающая планирование и установление режимов движения судов в зонах действия СУДС;
- контроль за движением судов.
Росморречфлотом по результатам освидетельствования, проведенного в соответствии с Положением об одобрении типов аппаратуры и освидетельствовании объектов и центров, утвержденным приказом Минтранса России от 10.02.2010 № 32, Арктическому бассейновому филиалу выданы свидетельства о соответствии СУДС Архангельск, СУДС Кандалакшского залива и СУДС Кольского залива требованиям к радиолокационным системам управления движением судов, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226:
- от 23.10.2020 № VTS-3/1-3191-2020 о соответствии СУДС Архангельск требованиям, предъявляемым к СУДС высшей категории;
- от 21.06.2024 № VTS-12/44-3322-2024 о соответствии СУДС Кандалакшского залива требованиям, предъявляемым к СУДС второй категории;
- от 24.06.2024 № VTS-12/44-3323-2024 о соответствии СУДС Кольского залива требованиям, предъявляемым к СУДС высшей категории.
Системы управления движением судов, которые эксплуатирует Арктический бассейновый филиал, функционируют в круглосуточном режиме.
Операторский состав СУДС филиала составляет 49 человек. Все операторы СУДС Арктического бассейнового филиала прошли профессиональную подготовку и сертифицированы в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации маячных служб V-103/1.
Автор видео: Стефаненко С.А.
Зона действия СУДС Архангельск
В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск, утвержденными приказом Минтранса России от 09.06.2014 № 183, зоной действия СУДС Архангельск является акватория морского порта Архангельск в границах, установленных распоряжением Правительства России от 19.05.2010 № 797-р (с изменениями и дополнениями), за исключением участка № 2 акватории морского порта, расположенного в бухте Северная залива Дежнева о. Земля Александры архипелага Земли Франца – Иосифа.
В зоне действия СУДС Архангельск осуществляется уверенное обнаружение, определение координат и автосопровождение наиболее типичных для района плавания судов (стальные суда длиной 80 м и более с эффективной отражающей поверхностью около 300 кв. м, при видимости 0,5 морских миль, осадках интенсивностью 60 мм/ч и состоянии моря 5 баллов и более), а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывают зону действия СУДС Архангельск.
Зона действия СУДС Кандалакшского залива
В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша, утвержденными приказом Минтранса России от 27.09.2024 № 340, граница зоны действия СУДС Кандалакшского залива начинается с севера от мыса Савин-Наволок, далее по береговой черте до мыса Смольный-Наволок, далее по прямой на юго-восток до западной оконечности острова Большой Березовый, далее по береговой черте острова Большой Березовый до светящего знака переднего створа Крестовый (адмиралтейский № 5920), далее по прямой на юго-восток до мыса Тонкий Наволок, далее по береговой черте до пересечения с меридианом 033°00,0' восточной долготы, далее по дуге радиусом 19 миль из точки установки антенны береговой радиолокационной станции с координатами: Ш=67°07,6'N Д=032°27,1'Е, на юго-запад до пересечения с меридианом 032°43,0' восточной долготы, далее по прямой на северо-запад до переднего светящего знака с координатами: Ш=66°59,1'N Д=032°33,7'Е, створа Продольный, далее по береговой черте на северо-запад до мыса Поднаволок, далее по прямой на северо-запад до мыса Воронишный, далее по береговой черте на северо-запад до пересечения с меридианом 032°18,4' восточной долготы, далее по прямой на северо-восток до западной оконечности острова Олений, далее по береговой черте на юго-восток до переднего светящего знака с координатами: Ш=67°04,7'N Д=032°24,0'Е, створа Олений Южный, далее по прямой на юго-восток до северо-западной оконечности острова Ряшков, далее по береговой черте западного берега до южной оконечности острова Ряшков, далее по прямой на юго-восток до параллели 66°55,0' северной широты, далее по прямой на север до параллели 67°00,0' северной широты, далее по прямой на северо-запад до юго-восточной оконечности острова Анисимов, далее по северной береговой черте до северо-западной оконечности острова Анисимов, далее по прямой на северо-запад до заднего знака створа Кандалакшский (адмиралтейский № 5946) и далее по прямой на северо-восток до мыса Савин-Наволок.
В зоне действия СУДС Кандалакшского залива осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 50 кв.м. и более, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывает зону действия СУДС Кандалакшского залива.
Зона действия СУДС Кольского залива
В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Мурманск, утвержденными приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222, зона действия СУДС Кольского залива ограничена:
- с юга параллелью 68°58,20'N;
- с запада береговой линией от параллели 68°58,20'N до мыса Белокаменный, далее прямой линией, соединяющей по порядку следующие точки:
№ 1 мыс Великий;
№ 2 Ш=69°06,76'N Д=033°23,35'E (в районе поселка Ретинское);
№ 3 восточная оконечность острова Шуринов;
№ 4 восточная оконечность острова Брандвахта;
№ 5 мыс Сетьнаволок;
№ 6 мыс Погань-наволок;
№ 7 пересечение меридиана 033°19,00'E с береговой линией Кольского полуострова (в районе мыса Медвежий),
далее по меридиану 033°19,00'E на север до линии радиуса 19 морских миль, отложенного от маяка Сетьнаволок, далее по линии вышеуказанного радиуса на юго-восток до меридиана 034°05,00'E, далее по меридиану 34°05,00'E на юг до береговой линии острова Кильдин, далее вдоль западной оконечности острова Кильдин до мыса Бык, далее прямой линией, соединяющей по порядку следующие точки:
№ 1 мыс Топоркова Пахта;
№ 2 мыс Зеленецкий;
№ 3 Ш=69°18,25'N Д=033°40,00'E;
№ 4 Ш=69°18,08'N Д=033°36,00'E;
далее по береговой линии на юго-запад до точки с координатами: Ш=69°15,88'N Д=033°32,52'E, далее по прямой линии, соединяющей по порядку следующие точки:
№ 5 мыс Сампонаволок;
№ 6 мыс Чирковый,
далее по береговой линии до знака Сальный-Береговой, далее до точки с координатами: Ш=69°06,43'N Д=033°25,00'E, далее до точки с координатами: Ш=69°05,40'N Д=033°22,10'E, далее до точки с координатами: Ш=69°04,88'N Д=033°21,42'E, далее по береговой линии до точки с координатами: Ш=69°04,60'N Д=033°19,00'E, далее по прямой линии, соединяющей по порядку следующие точки:
№ 7 мыс Никитин;
№ 8 мыс Мохнаткин,
далее по береговой линии на юг до параллели 68°58,20'N.
В зоне действия СУДС Кольского залива осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 50 кв.м. и более, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывает зону действия СУДС Кольского залива.
В связи с отсутствием в составе СУДС Кольского залива оборудования и технических средств для организации надежной УКВ (ОВЧ) радиотелефонной связи с судами и осуществления радиолокационного контроля в районах морского терминала Териберка, морского терминала Ура-Губа и морского терминала Линахамари морского порта Мурманск связь с судами, следующими на соответствующие участки акватории указанных районов морского порта Мурманск, на 16 канале связи ОВЧ не осуществляется.
3. Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС
Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Архангельск
Навигационные услуги с использованием СУДС Архангельск предоставляются Арктическим бассейновым филиалом судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) в соответствии с требованиями Резолюции ИМО А.1158(32), Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395 и Обязательных постановлений по морскому порту Архангельск, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 183 (далее – Обязательные постановления).
Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам по их запросу СУДС Архангельск оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.
Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в районе действия СУДС Архангельск, должны выполнять правила плавания кораблей, судов и плавсредств в районе действия СУДС Архангельск.
В зоне действия СУДС Архангельск установлен разрешительный порядок движения судов в соответствии с суточным графиком расстановки и движения судов в морском порту. Вход/выход судов в зону действия, начало движения в зоне действия СУДС Архангельск осуществляются только после получения разрешения оператора СУДС Архангельск.
Капитаны судов, следующих в морской порт Архангельск с моря, за две морские мили до подхода к границе акватории морского порта Архангельск обязаны установить связь с СУДС Архангельск на 16 и 14 каналах УКВ связи (позывной – «Архангельск-Радио-17») и получить подтверждение об опознавании.
Капитаны судов, следующих в морской порт Архангельск с внутренних водных путей, должны установить связь с СУДС Архангельск за два километра до южной границы акватории морского порта Архангельск на 16 и 14 каналах УКВ связи (позывной – «Архангельск-Радио-17») и получить подтверждение об опознавании.
Для входа в зону действия СУДС Архангельск суда должны сообщить:
- название и тип судна;
- государственная принадлежность (флаг) судна;
- порт назначения;
- максимальная действующая осадка и надводный габарит судна;
- вид груза, наличие опасного груза;
- количество членов экипажа и пассажиров на судне;
- наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания.
СУДС Архангельск вправе запрашивать у судна дополнительные сведения и информацию в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
При входе в зону действия СУДС Архангельск опознанного судна СУДС Архангельск информирует судно о месте приема лоцмана, обстановке на маршруте движения, а также передает иные сведения. В частности, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск суда, следующие в акватории морского порта Архангельск от светящего буя «Мудьюгский № 1» до нефтебазы Талаги или в сторону южной границы акватории морского порта Архангельск и обратно, информируют СУДС Архангельск о времени прохождения следующих контрольных точек морского порта:
- светящего буя «Мудьюгский № 1»;
- параллели заднего знака створа Мудьюгских башен (в период ледокольной проводки судов);
- параллели светящего знака Лебединский;
- параллели заднего знака створа Переходной (Чижовский рейд);
- светящего буя Экономский;
- точки пересечения границ зоны ответственности постов «Архангельск-радио-5» и «Архангельск-Радио-17»;
- устья протоки Повракулка (Гидролизный завод);
- точки пересечения Амосовского и Корабельного створов;
- острова Мосеев;
- буя Кегостровский (только при следовании в Никольский рукав либо из Никольского рукава);
- железнодорожного и автодорожного мостов.
Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Архангельск, также в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск информируют СУДС Архангельск:
- о подходе к месту швартовки или якорной стоянки;
- о вынужденной постановке на якорь на фарватере или вблизи него с указанием координат места;
- об окончании швартовки, постановки на якорь либо съемки с якоря.
В период ледокольной проводки судов суда, находящиеся в зоне действия СУДС Архангельск, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск сообщают дополнительно:
- о том, что судно застряло во льду, с указанием координат места;
- о проходе ледовых пешеходных и транспортных переправ.
После получения информации от судна о начале швартовки СУДС Архангельск прекращает контроль движения судна.
Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Архангельск по запросу судна либо по распоряжению капитана морского порта Архангельск, в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, при получении штормового предупреждения, которые могут повлиять на безопасность судоходства в зоне действия СУДС Архангельск. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением.
Помощь в судовождении оказывается СУДС Архангельск по запросу судна или по решению СУДС Архангельск в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна. При оказании помощи в судовождении СУДС Архангельск регулярно передает на судно информацию:
• о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;
• о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования;
• о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна.
СУДС Архангельск обеспечивает при оказании помощи в судовождении погрешность автосопровождения целей в пределах диапазона значений, указанных в прилагаемой таблице.
В зоне действия СУДС Архангельск посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.
Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС Архангельск и судном, используя средства связи. Судно уведомляется СУДС Архангельск о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендации СУДС Архангельск, а также сообщает СУДС Архангельск о предпринимаемых действиях.
Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС Архангельск остается за капитаном судна. В случае если выполнение указаний СУДС Архангельск невозможно, капитан судна сообщает об этом оператору СУДС Архангельск, используя средства связи, и информирует его о своих дальнейших действиях и намерениях.
Организация движения судов в зоне действия СУДС Архангельск осуществляется с учетом особенностей морского порта Архангельск на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту Архангельск и включает:
- выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС Архангельск;
- использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;
- использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;
- установление интервалов движения судов.
Суточные графики движения и расстановки судов утверждаются капитаном морского порта Архангельск и размещаются ежедневно в 16.00 по московскому времени по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://www.mapm.ru/Port/Arkhangelsk
Регулирование движения судов осуществляется СУДС Архангельск посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении:
- очередности и времени начала движения;
- маршрута, интервала и скорости движения;
- порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
- запрета на дальнейшее движение;
- мест якорной стоянки и укрытий.
В соответствии с Обязательными постановлениями по морскому порту Архангельск обязательная проводка судна с использованием рекомендаций СУДС Архангельск, а также оказание помощи в судовождении осуществляется в акватории морского порта Архангельск в границах от точки с координатами Ш=65°01,4'N Д=40°10,2'Е по дуге окружности, проведенной радиусом 5 миль из точки установки светящего буя Мудьюгский № 1 до точки с координатами Ш=65°52,5'N Д=40°00,0'Е, далее по линии, проходящей через следующие точки:
№ 1 Ш=64°45,7'N Д=40°22,0'Е;
№ 2 Ш=64°45,9'N Д=40°26,8'Е,
далее по береговой линии левого берега реки Маймакса до параллели, проходящей через передний створный знак Экономского светящего створа, далее по параллели с переходом на правый берег реки Маймакса и далее по нему до левого берега реки Кузнечиха до параллели, проходящей через верхний конец причала № 17 нефтебазы ОАО НК «Роснефть – Архангельскнефтепродукт» с переходом на правый берег реки Кузнечиха и по ее правому берегу до ее устья, затем на север по правому берегу реки Маймакса, по западному берегу островов Муравой и Лебедин с переходом на мыс Южный острова Мудьюгский и далее по западным берегам островов Мудьюгский и Голая Кошка до южной оконечности безымянной косы Зимнего берега Двинского залива и по ее западному берегу до исходной точки, с координатами Д=65°01,4'N Д=40°10,2'Е.
В остальной части акватории морского порта Архангельск СУДС Архангельск оказываются информационные услуги и услуги по организации движения судов только с использованием автоматической идентификационной системы и ОВЧ радиосвязи на основании графика движения и расстановки судов, утвержденного капитаном морского порта Архангельск.
Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу морского порта Архангельск, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС Архангельск.
Разрешение на движение при снятии с якоря или отходе от причала запрашивается судном у СУДС Архангельск за 15 минут до начала движения.
Разрешение аннулируется и должно быть запрошено вновь, если судно в течение 15 минут от момента связи с оператором СУДС Архангельск не начнет разрешенные действия.
Основным средством взаимодействия между СУДС Архангельск и судами в морском порту Архангельск является радиотелефонная связь в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.
Связь СУДС Архангельск с судами в морском порту Архангельск осуществляется на 14 канале связи ОВЧ (канал контроля, вызова и связи с судами в период их движения), на 69 канале связи ОВЧ (канал связи с судами при оказании помощи в судовождении), позывной «Архангельск-Радио-17».
Контроль движения судов в акватории морского порта Архангельск, который осуществляется капитаном морского порта Архангельск, выполняется на 14 и 16 каналах связи ОВЧ, позывной «Архангельск-Радио-5».
Судно, выходящее из зоны действия СУДС Архангельск, должно проинформировать об этом СУДС Архангельск и запросить разрешение на завершение радиовахты на 14 рабочем канале связи ОВЧ, позывной «Архангельск-Радио-17».
Абонент | Каналы связи очень высокой частоты | Позывной | |
вызывной канал | рабочий канал | ||
Пост контроля движения судов Архангельского филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» | 16 | 14 | Архангельск-Радио-5 |
Служба управления движением судов Арктического бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» | 16 | 14, 69 | Архангельск-Радио-17 |
Ведение радиопереговоров, не связанных с обеспечением безопасности мореплавания, на каналах 14, 16, 69 ОВЧ в морском порту Архангельск не допускается.
Суда на ходу, а также стоящие на рейдах и у причалов морского порта, обязаны нести постоянную радиовахту на 14 и 16 каналах связи ОВЧ.
Судам, стоящим у причала, запрещается:
а) включать судовую радиолокационную станцию в рабочий режим;
б) выключать автоматическую идентификационную систему судна.
Во время выполнения швартовных операций суда, швартующиеся с буксирным обеспечением, должны перейти на рабочий канал связи ОВЧ, имеющийся на буксировщике, проинформировав об этом СУДС Архангельск, а по завершении работы с буксировщиком вернуться на 14 рабочий канал связи ОВЧ, сообщив об этом СУДС Архангельск.
Радиопереговоры между оператором СУДС Архангельск и судами должны осуществляться в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской спутниковой подвижной службы, утвержденными приказом Минтранса России от 09.12.2022 № 486, а формат сообщений должен, по возможности, соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для радиопереговоров с экипажами иностранных судов используется английский язык в терминах «Стандартные фразы IMO для общения на море».
За предоставленные Арктическим бассейновым филиалом услуги с использованием СУДС Архангельск с судов, осуществляющих судозаходы в морской порт Архангельск или следующих через акваторию морского порта транзитом, взимается навигационный сбор (СУДС). Информация о ставках навигационного сбора (СУДС) и порядке его взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Арктического бассейнового филиала».
Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кандалакшского залива
Арктический бассейновый филиал предоставляет судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) навигационные услуги с использованием СУДС Кандалакшского залива в соответствии с требованиями резолюции ИМО А.1158(32), Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395, Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша, утвержденными приказом Минтранса России от 27.09.2024 № 340, и распоряжениями капитана морского порта Кандалакша в части, касающейся оперативных функций СУДС Кандалакшского залива.
Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам по их запросу СУДС Кандалакшского залива оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.
Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в районе действия СУДС Кандалакшского залива, должны выполнять правила плавания кораблей, судов и плавсредств в зоне действия СУДС Кандалакшского залива.
В зоне действия СУДС Кандалакшского залива установлен разрешительный порядок движения судов. Вход/выход судов в зону действия, начало движения в зоне действия СУДС Кандалакшского залива осуществляются только после получения разрешения оператора СУДС Кандалакшского залива.
Капитаны судов при следовании в морской порт Кандалакша должны установить связь с СУДС Кандалакшского залива при входе в зону СУДС Кандалакшского залива на 16 вызывном, 69 рабочем каналах связи ОВЧ (позывной «Кандалакша-трафик», 74 рабочий (резервный) канал связи ОВЧ), получить подтверждение об опознавании и передать следующие сведения:
- название и тип судна;
- государственная принадлежность (флаг) судна;
- порт назначения;
- максимальная действующая осадка и надводный габарит судна;
- вид груза, наличие опасного груза и класс опасности;
- количество членов экипажа и пассажиров на судне;
- наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания,
и получить разрешение на вход (выход) в зону СУДС Кандалакшского залива.
СУДС Кандалакшского залива вправе запрашивать у судна дополнительные сведения и информацию в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
При входе в зону действия СУДС Кандалакшского залива опознанного судна СУДС Кандалакшского залива информирует судно о месте приема лоцмана, обстановке на маршруте движения, а также передает иные сведения.
Судно, находящееся в зоне действия СУДС Кандалакшского залива, обязано докладывать СУДС Кандалакшского залива о приеме на борт лоцмана и о прохождении траверзов острова Большой Березовый и острова Малый, информировать об СУДС Кандалакшского залива об обнаружении загрязнения морской среды, несоответствий в работе или в местоположении средств навигационного оборудования, объектов или явлений, представляющих опасность или затруднение судоходства, запрашивать разрешение на движение по фарватеру морского порта Кандалакша и на швартовку к причалам в морском порту Кандалакша.
После получения информации от судна о начале швартовки СУДС Кандалакшского залива прекращает контроль движения судна.
Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Кандалакшского залива по запросу судна либо по распоряжению капитана морского порта Кандалакша, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, при получении штормового предупреждения, которые могут повлиять на безопасность судоходства в зоне действия СУДС Кандалакшского залива.
Помощь в судовождении оказывается СУДС Кандалакшского залива по запросу судна или по решению СУДС Кандалакшского залива в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна. При оказании помощи в судовождении СУДС Кандалакшского залива регулярно передает на судно информацию:
• о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;
• о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования;
• о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна.
При оказании помощи в судовождении СУДС Кандалакшского залива обеспечивает радиолокационное автосопровождение целей с погрешностью не более:
• по азимуту не более 1,2º;
• по расстоянию не более 30 м;
• по направлению движения не более 5°;
• по скорости движения не более 2 узлов.
Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС Кандалакшского залива и судном, используя средства связи. Судно уведомляется СУДС Кандалакшского залива о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендации СУДС Кандалакшского залива, а также сообщает СУДС Кандалакшского залива о предпринимаемых действиях.
Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС Кандалакшского залива остается за капитаном судна. В случае если выполнение указаний СУДС Кандалакшского залива невозможно, капитан судна сообщает об этом оператору СУДС Кандалакшского залива, используя средства связи, и информирует его о своих дальнейших действиях и намерениях.
Организация движения судов в зоне действия СУДС Кандалакшского залива осуществляется с учетом особенностей морского порта Кандалакша на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту Кандалакша и включает:
- выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС Кандалакшского залива;
- использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;
- использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;
- установление интервалов движения судов.
Суточные графики движения и расстановки судов утверждаются капитаном морского порта Кандалакша и размещаются ежедневно в 16.00 по московскому времени по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.mapm.ru
Регулирование движения судов осуществляется СУДС Кандалакшского залива посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении:
- очередности и времени начала движения;
- маршрута, интервала и скорости движения;
- порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
- запрета на дальнейшее движение;
- мест якорной стоянки и укрытий.
Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу в морском порту Кандалакша, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС Кандалакшского залива.
Разрешение на движение при снятии с якоря или отходе от причала запрашивается судном у СУДС Кандалакшского залива не менее чем за 15 минут до начала движения.
Если судно не начало движение в течение 15 минут от времени, назначенного СУДС Кандалакшского залива, разрешение на начало движения запрашивается судном повторно.
Основным средством взаимодействия между СУДС Кандалакшского залива и судами в морском порту Кандалакша является радиотелефонная связь в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.
Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Кандалакшского залива, должны нести постоянную радиовахту на 16 вызывном и 67 рабочем каналах связи ОВЧ, а суда, находящиеся в акватории морского терминала Витино морского порта Кандалакша, должны нести постоянную радиовахту на 12 рабочем и 16 вызывном каналах связи ОВЧ.
Судно, выходящее из зоны действия СУДС Кандалакшского залива, должно проинформировать об этом СУДС Кандалакшского залива и запросить разрешение на завершение радиовахты на 69 рабочем канале связи ОВЧ, позывной «Кандалакша-трафик».
Сведения о каналах связи очень высокой частоты, используемых в зоне действия СУДС Кандалакшского залива
Абонент | Каналы связи очень высокой частоты | Позывной | |
вызывной | рабочий | ||
СУДС Кандалакшского залива Арктического бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» | 16 | 69, 74 (резерв) | Кандалакша-трафик |
Служба капитана морского порта Кандалакша ФГБУ «АМП Западной Арктики» | 16 | 67 | Кандалакша-радио-5 |
Служба капитана морского порта Кандалакша (морской терминал Витино) ФГБУ «АМП Западной Арктики» | 16 | 12 | Витино-1 |
Ведение радиопереговоров, не относящихся к безопасности плавания и регулированию движения судов, а также для связи между береговыми корреспондентами на вышеуказанных каналах ОВЧ связи запрещается.
Связь по радио на УКВ каналах между оператором СУДС Кандалакшского залива и судами должна осуществляться в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской спутниковой подвижной службы, утвержденными приказом Минтранса России от 09.12.2022 № 486, формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык в терминах «Стандартные фразы ИМО для общения на море». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык с применением стандартных фраз ИМО для общения на море. Допустимо ведение радиопереговоров на русском языке, при условии получения голосового подтверждения на английском языке от капитана судна, с записью такого подтверждения в базе данных системы документирования СУДС Кандалакша.
За предоставленные Арктическим бассейновым филиалом навигационные услуги с использованием СУДС Кандалакшского залива в морском порту Кандалакша взимаются навигационные сборы. Информация о ставках навигационных сборов и порядке их взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Арктического бассейнового филиала».
Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кольского залива
Арктический бассейновый филиал предоставляет судам (за исключением маломерных, прогулочных и спортивных парусных судов) навигационные услуги с использованием СУДС Кольского залива в соответствии с Руководством по службам движения судов (VTS MANUAL, 2008), изданным в 2008 году Международной Ассоциацией Маячных служб, Резолюцией ИМО А.1158(32), Обязательной системой судовых сообщений в районе Баренцева моря «Barents SRS», утвержденной Резолюцией MSC.348(91), Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395, и Обязательными постановлениями в морском порту Мурманск, утвержденными приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222.
Маломерным, прогулочным и спортивным парусным судам по их запросу СУДС Кольского залива оказывает помощь в судовождении в пределах возможностей технических средств.
Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в районе действия СУДС Кольского залива, должны выполнять правила плавания кораблей, судов и плавсредств в районе действия СУДС Кольского залива.
В зоне действия СУДС Кольского залива установлен разрешительный порядок движения судов. Вход/выход судов в зону действия, начало движения в зоне действия СУДС Кольского залива осуществляются только после получения разрешения оператора СУДС Кольского залива.
Капитаны судов должны установить связь с СУДС Кольского залива при следовании в морской порт Мурманск на границе зоны действия СУДС Кольского залива на 12, 16 канале связи ОВЧ (позывной – «Мурманск-Траффик»), получить подтверждение об опознавании и передать следующие сведения:
- название и тип судна;
- государственная принадлежность (флаг) судна;
- порт назначения;
- максимальная действующая осадка и надводный габарит судна;
- вид груза, наличие опасного груза и класс опасности;
- количество членов экипажа и пассажиров на судне;
- наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания,
и получить разрешение на вход (выход) в зону СУДС Кольского залива.
СУДС Кольского залива вправе запрашивать у судна дополнительные сведения и информацию в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним.
При входе в зону действия СУДС Кольского залива опознанного судна СУДС Кольского залива информирует судно о месте приема лоцмана, обстановке на маршруте движения, а также передает иные сведения.
Судно, находящееся в зоне действия СУДС Кольского залива, обязано докладывать СУДС Кольского залива при прохождении точек доклада:
Точки доклада для входящих судов:
Альфа-1: Ш=69°52,00'N Д=033°32,75'E
Альфа-3: Ш=69°27,00'N Д=033°32,75'E
Альфа-5: Ш= 69°18,64'N Д=033°30,73'E
Альфа-7: Ш=69°12,00'N Д=033°31,45'E
Альфа-9: Ш=69°06,38'N Д=033°23,52'E
Браво-3: Ш=69°26,00'N Д=033°49'50’E
Точки доклада для выходящих судов:
Альфа-2: Ш=69°45,00'N Д=033°35,60'E
Альфа-4: Ш=69°29,00'N Д=033°35,60'E
Альфа-6: Ш=69°17,90'N Д=033°32,00'E
Альфа-8: Ш=69°11,50'N Д=033°32,68'E
Альфа-10: Ш=69°04,88'N Д=033°19,32'E
Браво-4: Ш=69°23,00'N Д=033°46,00'E,
информировать об обнаружении загрязнения морской среды, несоответствий в работе или в местоположении средств навигационного оборудования, объектов или явлений, представляющих опасность или затруднение судоходства.
После получения информации от судна о начале швартовки СУДС Кольского залива прекращает контроль движения судна.
Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Кольского залива по запросу судна или по инициативе СУДС Кольского залива в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства в районе действия СУДС Кольского залива. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением.
Помощь в судовождении оказывается СУДС Кольского залива по запросу судна или по решению СУДС Кольского залива в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна. При оказании помощи в судовождении СУДС Кольского залива регулярно передает на судно информацию:
• о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам;
• о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования;
• о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна.
При оказании помощи в судовождении СУДС Кольского залива обеспечивает радиолокационное автосопровождение целей с погрешностью не более:
• по пеленгу | – 0,2º; |
• по дальности | – 7 м; |
• по курсу | – 0,9°; |
• по скорости | – 0,5 узла. |
В зоне действия СУДС Кольского залива посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.
Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС Кольского залива и судном, используя средства связи. Судно уведомляется СУДС Кольского залива о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендации СУДС Кольского залива, а также сообщает СУДС Кольского залива о предпринимаемых действиях.
Выбор способа управления судном при выполнении рекомендаций и указаний СУДС Кольского залива остается за капитаном судна. В случае если выполнение указаний СУДС Кольского залива невозможно, капитан судна сообщает об этом оператору СУДС Кольского залива, используя средства связи, и информирует его о своих дальнейших действиях и намерениях.
Организация движения судов в зоне действия СУДС Кольского залива осуществляется с учетом особенностей морского порта Мурманск на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту Мурманск и включает:
- выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС Кольского залива;
- использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек;
- использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов;
- установление интервалов движения судов.
Суточные графики движения и расстановки судов утверждаются капитаном морского порта Мурманск и размещаются ежедневно в 16.00 по московскому времени по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: www.mapm.ru
Регулирование движения судов осуществляется СУДС Кольского залива посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении:
- очередности и времени начала движения;
- маршрута, интервала и скорости движения;
- порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
- запрета на дальнейшее движение;
- мест якорной стоянки и укрытий.
Судно, вставшее на якорь, начавшее или завершившее швартовку к причалу в морском порту Мурманск, начавшее движение после снятия с якоря или отхода от причала, должно информировать об этом СУДС Кольского залива.
Разрешение на движение при снятии с якоря или отходе от причала запрашивается судном у СУДС Кольского залива не менее чем за 15 минут до начала движения.
Если судно не начало движение в течение 15 минут от времени, назначенного СУДС Кольского залива, разрешение на начало движения запрашивается судном повторно.
Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Кольского залива, должны нести постоянную радиовахту на 12 и 16 каналах ОВЧ связи.
Судно, выходящее из зоны действия СУДС Кольского залива, должно проинформировать об этом СУДС Кольского залива и запросить разрешение на завершение радиовахты на 16 дежурном канале связи ОВЧ, позывной «Мурманск-трафик».
Сведения о каналах связи очень высокой частоты, используемых в зоне действия СУДС Кольского залива
Абонент | Каналы связи очень высокой частоты | Позывной | |
Дежурный | Рабочий | ||
СУДС Кольского залива Арктического бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт» |
16 | 12, 18, 67, 33 | Мурманск-трафик |
Инспекция государственного портового контроля торгового на торговом терминале ФГБУ «АМП Западной Арктики» |
– | 14 | Мурманск-радио-5 |
Инспекция государственного портового контроля на Рыбном терминале ФГБУ «АМП Западной Арктики» |
– | 37 | Мурманск-36 |
Ведение радиопереговоров, не относящихся к безопасности плавания и регулированию движения судов, а также для связи между береговыми корреспондентами на вышеуказанных каналах ОВЧ связи запрещается.
Связь по радио на УКВ каналах между оператором СУДС Кольского залива и судами должна осуществляться в соответствии с Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской спутниковой подвижной службы, утвержденными приказом Минтранса России от 09.12.2022 № 486, формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык в терминах «Стандартные фразы ИМО для общения на море».
Обо всех внештатных ситуациях, происходящих с судном и влияющих на безопасность мореплавания (выход из строя судовой энергетической установки, технических средств навигации, винторулевого устройства, якорного устройства, посадка на грунт, столкновение, ухудшение погодных условий, резкие колебания уровня воды, ограниченная видимость и т.д.) как во время стоянки в порту, так и на переходах в зоне действия СУДС Кольского залива, капитан судна обязан немедленно проинформировать оператора СУДС Кольского залива и в дальнейшем выполнять его распоряжения.
За предоставленные Арктическим бассейновым филиалом навигационные услуги с использованием СУДС Кольского залива взимаются навигационные сборы. Информация о ставках навигационных сборов и порядке их взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Арктического бассейнового филиала».
Количество судов, находившихся в зоне действия СУДС Архангельск, СУДС Кольского залива и СУДС Кандалакшского залива, осуществивших судозаходы в соответствующие морские порты или следовавших транзитом через акваторию морских портов
СУДС Архангельск
Год |
Всего судов, находившихся в зоне действия СУДС Архангельск |
В т.ч. осуществивших входы/выходы в морской порт Архангельск | В т.ч. следовавших транзитом через акваторию морского порта Архангельск |
2007-2021 годы ⇲ | |||
2007 | 11 535 | 2 711 | – |
2008 | 9 169 | 2 443 | – |
2009 | 7 271 | 1 983 | – |
2010 | 8 158 | 2 088 | – |
2011 | 8 157 | 2 244 | – |
2012 | 8 739 | 2 443 | – |
2013 | 9 131 | 2 313 | – |
2014 | 11 802 | 2 215 | – |
2015 | 21 008 | 2 844 | – |
2016 | 23 698 | 3 483 | – |
2017 | 22 558 | 3 581 | – |
2018 | 22 940 | 3 948 | – |
2019 | 23 840 | 4 202 | – |
2020 | 26 017 | 4 443 | – |
2021 | 26 942 | 4 778 | – |
2022 | 28 517 | 6 877 | – |
2023 | 27 939 | 5 785 |
– |
2024 | 28 739 | 5 180 | – |
СУДС Кандалакшского залива
Год |
Всего судов, находившихся в зоне действия СУДС Кандалакшского залива |
В т.ч. осуществивших входы/выходы в морской порт Кандалакша | В т.ч. следовавших транзитом через район действия СУДС Кандалакшского залива |
2016-2021 годы ⇲ | |||
2016 (октябрь-декабрь) |
363 | 66 | – |
2017 |
1 706 |
118 |
– |
2018 | 2 264 | 196 |
– |
2019 | 2 586 | 203 | – |
2020 |
807 |
68 |
– |
2021 | 746 | 66 |
– |
2022 | 1 429 | 93 |
– |
2023 | 1 171 | 77 | – |
2024 | 1 020 | 42 | – |
СУДС Кольского залива
Год |
Всего судов, находившихся в зоне действия СУДС |
В т.ч. осуществивших входы/выходы в морской порт Мурманск |
В т.ч. следовавших транзитом через район действия СУДС |
2009-2021 годы ⇲ | |||
2009 |
60 149 |
7 099 |
716 |
2010 |
74 044 |
7 385 |
– |
2011 |
93 538 |
6 641 |
– |
2012 |
98 229 |
6 812 | – |
2013 |
88 991 |
5 991 | – |
2014 |
80 261 |
5 160 | – |
2015 |
75 238 |
5 041 | – |
2016 |
86 396 |
5 664 | – |
2017 | 94 025 |
5 856 |
– |
2018 | 90 249 | 5 578 |
– |
2019 | 95 399 | 5 815 | – |
2020 |
87 578 |
5 686 |
– |
2021 | 89 834 | 6 003 |
– |
2022 |
93 122 |
5 898 | – |
2023 | 100 136 | 6 477 |
– |
2024 | 108 139 | 6 677 | – |
5. Контактная информация
Дополнительную справочную информацию о порядке предоставления Арктическим бассейновым филиалом навигационных услуг с использованием СУДС Архангельск, СУДС Кандалакшского залива и СУДС Кольского залива можно получить:
в морском порту Архангельск
по телефону (круглосуточно):
+7 (8182) 67-10-18,
или направив письменный запрос по факсу: +7 (8182) 67-11-34, или по адресу электронной почты: vts@ark.rosmorport.ru
СУДС Кандалакшского залива
по телефонам:
+7 (8153) 39-26-15 – дежурный начальник смены (круглосуточно);
+7 (921) 157-14-47 – начальник СУДС Кандалакшского залива (с понедельника по четверг с 8:00 до 17:30, пятница с 8:00 до 15:00 по московскому времени),
или направив письменный запрос по факсу: +7 (8153) 39-26-15, или по адресу электронной почты: VTS_Kandalaksha@mrm.rosmorport.ru
СУДС Кольского залива
по телефонам:
+7 (8152) 47-90-26 (круглосуточно),
+7 (921) 155-00-02 – начальник СУДС Кольского залива (с понедельника по четверг с 8:00 до 17:30, пятница с 8:00 до 15:00 по московскому времени),
или направив письменный запрос по факсу: +7 (8152) 47-90-26, или по адресу электронной почты: vts@mrm.rosmorport.ru