Инновационное развитие предприятия

Направления развития

Области применения инноваций

Мероприятия по реализации инноваций

Системы обеспечения безопасности мореплавания

Проектирование

Экология

Инвестиции

Кадры

Перспективы развития


     Направления развития

     ФГУП «Росморпорт» является системообразующей организацией в портовой отрасли и включено в перечень стратегических предприятий России.

     Инновационная деятельность предприятия является элементом системы долгосрочного планирования и направлена на повышение уровня безопасности мореплавания в морских портах России и на подходах к ним, эффективности использования и развития морской портовой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности.

     Инновационная деятельность предприятия осуществляется по следующим направлениям:

  • повышение уровня энергоэффективности;

  • внедрение инновационных подходов в сфере судостроения для применения на судах ледокольного и служебно-вспомогательного флота ФГУП «Росморпорт»;

  • развитие и модернизация систем управления движением судов, средств навигационного оборудования;

  • повышение уровня экологической безопасности в морских портах;

  • повышение эффективности процессов проектирования, нового строительства, реконструкции, модернизации и технического перевооружения, эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов, в том числе совершенствование нормативной базы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов;

  • повышение эффективности выполнения подводно-технических работ;

  • повышение экономической и функциональной эффективности в сфере управления и организации деятельности морских портов;

  • развитие взаимодействия с предприятиями малого и среднего инновационного бизнеса;

  • повышение инновационности закупок (при разработке технических заданий на выполнение изыскательских и проектных работ в составе конкурсной документации предусматривается требование о включении специального раздела по использованию инновационных решений и применения инновационных технологий, согласно перечню, рекомендованному Минтрансом России);

  • повышение квалификации персонала, ориентированного на инновационное развитие с учетом специфики предприятия;

  • развитие взаимодействия с научными организациями, профильными вузами по вопросам многостороннего сотрудничества в области образования, науки и инноваций;

  • повышение эффективности планирования деятельности по выполнению научно-исследовательских работ.

 

     Области применения инноваций

     Инновационные решения заложены в следующие производственные технологии и материалы, применяемые ФГУП «Росморпорт»:

  • при строительстве новых СУДС и объектов ГМССБ;

  • для обслуживания судов большего водоизмещения;

  • при строительстве портового флота новейшего поколения;

  • для внедрения системы электронного документооборота в портах;

  • при установке лазерных створов;

  • при установке лазерных систем швартовки судов;

  • для оптимизации транспортных подходов к морским портам через создание в портовой зоне транспортно-логистических центров планирования прибытия и убытия грузов;

  • при строительстве глубоководных телеуправляемых аппаратов с рабочей глубиной до 1000 м;

  • для внедрения лоцманской проводки на подходах к морским портам с берега с использованием электронных карт;

  • для внедрения водоочистки и повторного использования воды;

  • при применении оптоволоконной системы видеонаблюдения «Laguna», используемой для контроля качества сварных швов и труб на объектах с высоким уровнем электромагнитных помех и в системах подводных коммуникаций;

  • для осуществления подводного наблюдения для предотвращения терактов;

  • при использовании акустических установок дальнего радиуса действия в целях обеспечения транспортной безопасности акваторий;

  • при производстве строительно-монтажных работ;

  • для 4D-визуального моделирования организации строительства, реконструкции и модернизации объектов в транспортном комплексе.

     Для обеспечения лоцманов предприятия актуальной информацией о глубинах морских судоходных каналов при осуществлении проводки судов филиалами предприятия приобретены лоцманские комплекты на базе планшетных компьютеров, которые обеспечивают прием статистической, динамической, рейсовой информации и сообщений, касающихся безопасности мореплавания от других судов и береговых станций АИС, а также прием сообщений, соответствующих требованиям международного стандарта для систем обнаружения и отслеживания судов.

        Впервые в отрасли для предприятия отечественными конструкторскими бюро разработан проект лоцманских катеров ледового класса с гибридной пропульсивной установкой (движение судна с использованием дизельных двигателей, а также движение в смешанных режимах и в режиме электродвижения с использованием только от аккумуляторных батарей).

     Одними из первых в отрасли предприятие строит авто-железнодорожные паромы с движительной установкой, работающей на двух видах топлива (сжиженный природный газ и дизельное топливо).

     Все крупные суда, построенные для предприятия, имеют самый высокий уровень автоматизации судов – AUT-1 и AUT-1 ICS (ледоколы, земснаряды, шаланды, строящиеся паромы, лоцманские и лоцмейстерские суда), что позволяет эксплуатировать суда без обслуживающего персонала в машинном отделении, с полной автоматизацией контроля и управления судовыми механизмами и оборудованием.

 

     Мероприятия по реализации инноваций

        Одной из основных задач предприятия является эффективное использование и развитие морской портовой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности, на основе внедрения инновационных технических, технологических, организационных и управленческих решений. Планомерно проводится развитие портовой инфраструктуры, в частности, применяются инновационные технологии химического закрепления грунта с использованием закачки минерально-полимерных смол для стабилизации основания и укрепления грунтов до расчетной проектной плотности, в целях повышения сейсмической устойчивости зданий и сооружений).

     В настоящее время предприятием ведется подготовка к разработке системы дистанционного контроля за дноуглубительными работами на примере Волго-Каспийского морского судоходного канала с использованием информационной модели канала (BIM-технологии).

     Филиалы предприятия осуществляют модернизацию средств навигационного оборудования. В частности, металлические буи планомерно заменяются на полиэтиленовые, что ведет к значительному снижению эксплуатационных расходов предприятия, поскольку буи этого типа не подвержены коррозии и не требуют окрашивания, тем самым существенно увеличивается срок их службы.

     С целью совершенствования мероприятий в области энергоэффективности внедряются новые материалы (технологии) для хранения, преобразования и передачи энергии на судах.

     В рамках реализации программы энергосбережения активизирована работа по внедрению прогрессивных систем освещения зданий, территорий и акваторий портов, деятельность в которых осуществляет ФГУП «Росморпорт». Для снижения уровня загрязнения реализуются мероприятия по подключению судов предприятия к береговым источникам электропитания. Освещение объектов транспортной инфраструктуры обеспечивается с использованием светодиодных светильников.

     Для разработки проекта лоцмейстерского судна ледового класса, предназначенного для эксплуатации в районах устьевых портов Арктики и на Дальнем Востоке, предусмотрено использование энергетической установки, работающей на сжиженном природном газе и дизтопливе.

 

     Системы обеспечения безопасности мореплавания

     Проводится работа по внедрению на объектах СОБМ альтернативных источников энергии и применения энергосберегающих технологий.

     Средства навигационного оборудования оснащаются светодиодными источниками света с системой питания от возобновляемого источника энергии.

     В филиалах предприятия установлены системы для питания светооптического оборудования береговых навигационных знаков с питанием от солнечных панелей на створных знаках морских портов. В морском порте Онега они показали эффективность даже в условиях недостаточного освещения (полярной ночи).

     В Азовском бассейновом филиале введена в строй светооптическая энергетическая установка для питания электрической энергией средств навигационного оборудования в прибрежной зоне, которая установлена на створный знак 3-го колена Азово-Донского морского судоходного канала.

     Кроме того ведутся предварительные проработки по созданию гибридных энергетических комплексов для обеспечения удаленных объектов СОБМ с использованием возобновляемых и альтернативных источников энергии.

 

     Проектирование

     При выборе направлений проектирования судов и принятии решений о строительстве объектов портовой инфраструктуры ФГУП «Росморпорт» опирается на проекты, которые разработаны с применением инновационных технологий и учитывают передовые достижения в области строительства аналогичных типов судов в мировой практике. Такие решения реализованы и заложены при строительстве и проектировании служебно-вспомогательного флота предприятия.

     В частности, при строительстве линейных дизель-электрических ледоколов вместо традиционной движительной системы применена смешанная система. Данное инженерное решение улучшает ходовые качества ледоколов, увеличивает эффективность движителей.

     Для разработки проекта лоцмейстерского судна ледового класса, предназначенного для эксплуатации в районах устьевых портов Арктики и на Дальнем Востоке, предусмотрено использование энергетической установки, работающей на сжиженном природном газе и дизтопливе.

     При строительстве лоцмейстерских катеров (проект Р1760М) принято передовое инженерное решение об использовании системы охлаждения главных и вспомогательных двигателей с применением бокскуллеров (замкнутая система охлаждения). Использование такой системы позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики катеров в период зимней навигации.

     В 2019 году завершено строительство линейного дизель-электрического ледокола «Виктор Черномырдин» проекта 22600 ледового класса Icebreaker8 мощностью главных двигателей на винтах 25 МВт. Ледокол проекта 22600 спроектирован российскими проектными бюро и построен на российских верфях.

     Ледокол может выполнять ледокольные операции на прибрежных трассах арктических морей в зимне-весеннюю навигацию при толщине льда до 3 метров, а в летне-осеннюю навигацию — без ограничений. Судно будет способно продвигаться непрерывным ходом в сплошном ледяном поле толщиной до 2 м.

     При проектировании и строительстве данного ледокола использованы современные разработки и технологии. В частности, пропульсивный комплекс – комбинированный, имеет центральный классический гребной вал и две азимутальные винторулевые колонки с электродвигателем в гондоле. В носу судна расположены два подруливающих устройства.

     Несмотря на значительные габариты и водоизмещение ледокол «Виктор Черномырдин» будет иметь высокие маневренные характеристики и сможет наиболее эффективно управлять мощностью своей силовой установки при ледокольных проводках судов. Ледокол имеет систему динамического позиционирования DYNPOS-2, что позволяет удерживать судно в заданной точке и/или на заданном курсе и обеспечивает безопасную работу с морскими буровыми установками, проведение подводно-технических работ и спасательных операций. Также ледокол имеет две вертолетные площадки (носовую и кормовую), вертолетный ангар и заправочный вертолетный комплекс, что обеспечивает посадку и взлет тяжелых вертолетов типа Ми-8, Ка-32 и их аналогов. В проект ледокола внедрена система «Автоматический световой указатель положения палубы при качке» для обеспечения безопасной посадки и взлета вертолетов с судна. Стоимость данной системы в 8 – 10 раз ниже, чем стоимость функционально сопоставимых систем других производителей и поставщиков. Изобретение относится к морским светосигнальным устройствам и предназначено для информирования экипажа вертолета о критических углах уклона площадки и направлении ее вертикального перемещения во время осуществления посадки на кормовую и носовую взлетно-посадочную площадку или взлете с нее посредством визуальной сигнализации.

     Интегрированная система управления техническими средствами судна класса AUT1-ICS обеспечивает управление ледоколом, маневренность и безопасность при всех условиях эксплуатации без постоянного присутствия обслуживающего персонала в машинных помещениях и в центральном посту управления.

     На ледоколе проекта 22600 возможно размещение в каютах до 90 человек спецперсонала, предусмотрены помещения лабораторного комплекса с синоптической и гидрологической лабораториями. Автономность по запасам топлива и провизии составляет 60 суток. 

 

     Экология

     ФГУП «Росморпорт» уделяет большое внимание вопросам экологической безопасности. Предприятие имеет большой практический опыт работы в сфере обращения с опасными отходами, осуществляет деятельность по сбору судовых отходов в морских портах. Для этих целей использовался специализированный флот, станции комплексной переработки отходов, а также береговые объекты по приему и утилизации принимаемых судовых отходов и другое спецоборудование по обращению с отходами.

     Для снижения уровня загрязнения реализуются мероприятия по подключению судов предприятия к береговым источникам электропитания.

 

     Инвестиции

     В рамках реализации мероприятий по инвестированию средств в инновационные компании малого и среднего бизнеса ФГУП «Росморпорт» приобрело долю в АО «Ленморниипроект». Участие предприятия в капитале АО «Ленморниипроект» позволяет внедрять передовые технологии в области проектирования морских портов и их инфраструктуры, проводить инженерные изыскания, разрабатывать проектную документацию, внедрять автоматизированные системы управления портовым комплексом, включающие все виды обеспечения: программные, технические, информационные, организационные, методические.

     В части развития партнерства с субъектами малого и среднего инновационного бизнеса предприятие также сотрудничает с широким перечнем компаний, занимающих лидирующие позиции в инновационном бизнесе России.

 

     Кадры

     Для разработки инновационных подходов и внедрения современных технологий предприятие взаимодействует с профильными вузами. Прежде всего, с опорными вузами Росморречфлота. Основными направлениями взаимодействия являются:

  • осуществление совместных научно-исследовательских работ;

  • подготовка и переподготовка кадров.

     Также ФГУП «Росморпорт» ориентируется на использование инновационных технологий при формировании информационной среды предприятия путем автоматизации бизнес-процессов, а также при разработке предложений по вовлечению дочерних хозяйствующих обществ совместно c научными и отраслевыми учебными заведениями на использование передовых технологий, внедрение изобретений в производственный процесс и оказание услуг.

 

     Перспективы развития

     К инновационным продуктам в сфере транспорта можно отнести оборудование для безэкипажного использования транспортных средств, оборудование, снижающие вредные выбросы, разработка и внедрение программных продуктов для управления транспортными средствами.

     С целью поиска и внедрения новых технологических решений на предприятии ежегодно утверждается план научно-исследовательских и опытно-конструкторских работ ФГУП «Росморпорт» (далее – план НИОКР) на среднесрочную перспективу. В рамках плана НИОКР на 2020-2023 гг. предусмотрен перечень работ по основным направлениям инновационного развития ФГУП «Росморпорт».

Логин
Пароль