Азовский бассейновый филиал (СУДС Таганрогского залива);
Архангельский филиал (СУДС Архангельск; СУДС Сабетта);
Астраханский филиал (СУДС Астрахань);
Ванинский филиал (СУДС Ванино; СУДС Де-Кастри);
Дальневосточный бассейновый филиал (СУДС Владивосток; СУДС Находка);
Магаданский филиал (СУДС Магадан);
Махачкалинский филиал (СУДС Махачкала);
Мурманский филиал (СУДС Кольского залива; СУДС Кандалакшского залива);
Петропавловский филиал (СУДС Петропавловск-Камчатский);
Сахалинский филиал (СУДС залива Анива);
Северо-Западный бассейновый филиал (РСУДС восточной части Финского залива в составе СУДС Санкт-Петербург, СУДС Высоцк, СУДС Калининград, СУДС Приморск и СУДС Усть-Луга).
Необходимость создания, эксплуатации и дальнейшего развития СУДС в морских портах России обусловлена требованиями Правила 12 Главы V Международной конвенции по охране человеческой жизни на море 1974 года (СОЛАС-74), согласно которому договаривающиеся правительства прибрежных государств обязуются учреждать службы управления движением судов там, где по их мнению, интенсивность судоходства или степень опасности оправдывают наличие таких служб, предназначенных для повышения уровня безопасности человеческой жизни на море, безопасности и эффективности судовождения, а также защиты морской окружающей среды прилегающих береговых районов от возможного неблагоприятного воздействия морского судоходства. Прибрежные государства, планирующие и внедряющие службы управления движением судов, должны, насколько это возможно, следовать положениям Руководства для служб движения судов, принятого Резолюцией Международной морской организации А.1158(32).
Для реализации вышеуказанных положений на основе международного и национального опыта создания и функционирования систем контроля и управления судоходством с таким навигационным и информационным обеспечением мореплавания, которое бы, основываясь на современных достижениях науки и техники, в максимальной степени снижало риск аварий, Минтрансом России и Росморречфлотом во взаимодействии с ФГУП «Росморпорт» предусматривается, наряду с созданием других береговых систем обеспечения безопасности мореплавания, создание систем управления движением судов (СУДС) на основе береговых радиолокационных станций и автоматических идентификационных систем (АИС), обеспечивающих непрерывный контроль за судоходством, соблюдение правил плавания в зонах их действия и автоматический обмен информацией (в том числе навигационной) между судами и береговыми службами.
В настоящее время в хозяйственном ведении ФГУП «Росморпорт» находятся 25 СУДС. С использованием СУДС ФГУП «Росморпорт» оказывает комплексные навигационные услуги судам, осуществляющим плавание в акваториях морских портов и на подходах к ним, в которых расположены СУДС, а также в восточной части Финского залива, в Кандалакшском заливе, в Керченском проливе и заливе Петра Великого.
Все СУДС предприятия укомплектованы высококвалифицированным персоналом. Это операторы СУДС, прошедшие все необходимые виды профессиональной подготовки, включая тренажерную, сдавшие квалификационные экзамены капитану соответствующего морского порта и имеющие свидетельства оператора СУДС, а также инженерно-технический персонал, состоящий из специалистов-профессионалов, круглосуточно обеспечивающих надежную работу всех систем сложного высокотехнологичного оборудования. Всего в обеспечении эксплуатации и технического обслуживания СУДС предприятия задействовано более 600 человек.
Организация функционирования СУДС и оказания услуг осуществляется ФГУП «Росморпорт» в соответствии с Резолюцией Международной морской организации А.1158(32) «Руководство для служб движения судов», Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395, обязательными постановлениями в морских портах, утвержденными администрациями морских портов и/или капитанами морских портов, а также с учетом профильных руководств и рекомендаций Международной ассоциации маячных служб (МАМС).
Все СУДС предприятия освидетельствованы в соответствии с установленным в Российской Федерации порядком и имеют надлежащим образом оформленные свидетельства об их соответствии предъявляемым требованиям. Из общего числа СУДС, находящихся в хозяйственном ведении предприятия, 12 СУДС имеют свидетельства об их соответствии требованиям, предъявляемым к СУДС высшей категории, 8 СУДС имеют свидетельства о соответствии СУДС первой категории и 5 СУДС — второй категории.
История развития СУДС ФГУП «Росморпорт»
Эксплуатация, поддержание в надлежащем техническом состоянии и развитие действующих, а также строительство новых СУДС являются для ФГУП «Росморпорт» одними из приоритетных задач с самого начала функционирования предприятия.
В 2004–2005 годах, в период становления предприятия, формирования структуры его филиалов и начала осуществления уставных видов деятельности, предприятию были переданы имущественные комплексы десяти штатно функционировавших на тот период СУДС.
В 2012 году в рамках выполнения решений Минтранса России по созданию Дальневосточного филиала предприятия на базе имущественного комплекса ОАО «НОРФЕС», в хозяйственное ведение ФГУП «Росморпорт» были переданы СУДС Владивосток и СУДС Находка в составе Региональной СУДС залива Петра Великого.
В 2013 году предприятию в хозяйственное ведение в соответствии с распоряжением Росморречфлота от 14.02.2013 № АД-37-р передана СУДС порта Махачкала, ранее эксплуатировавшаяся ФГУП «Махачкалинский морской торговый порт».
Ввиду того что техническое состояние закрепляемых за предприятием на праве хозяйственного ведения объектов СУДС свидетельствовало об их сильном износе, предприятием были выполнены значительные объемы работ по их капитальному ремонту. В соответствии с ежегодными планами ФГУП «Росморпорт» в установленном порядке реализовало и продолжает осуществлять необходимые мероприятия по модернизации оборудования и реконструкции объектов СУДС в целях поддержания современного уровня их технической оснащенности.
В рамках программ развития объектов СУДС в период с 2005 по 2023 год ФГУП «Росморпорт» было завершено строительство или вновь построено и введено в эксплуатацию дополнительно 13 СУДС:
- Прибрежная СУДС (в настоящее время входит в состав СУДС Санкт-Петербург);
- СУДС порта Усть-Луга;
- СУДС порта Архангельск;
- СУДС портов Таганрог и Азов;
- СУДС порта Сочи;
- СУДС порта Туапсе;
- СУДС порта Магадан;
- СУДС залива Анива (морской порт Пригородное);
- СУДС порта Тамань;
- СУДС порта Де-Кастри;
- СУДС Кандалакшского залива;
- СУДС Сабетта;
- СУДС Петропавловск-Камчатский.
Реализация этих проектов позволила повысить эффективность судоходства на подходах и акваториях соответствующих морских портов, вывела на более высокий уровень безопасность мореплавания, охрану жизни на море и защиту морской среды в акваториях, контролируемых СУДС.
Сведения о количестве судов, находившихся в зоне действия СУДС предприятия в акваториях морских портов России и на подходах к ним
Год | Количество судов, находившихся в зоне действия СУДС предприятия, тыс. ед. |
2007–2019 годы ⇲ | |
2007 | 217,5 |
2008 | 326,4 |
2009 | 356,4 |
2010 | 393,8 |
2011 | 478,9 |
2012 | 521,7 |
2013 | 638,3 |
2014 | 698,6 |
2015 | 769,8 |
2016 | 926,9 |
2017 |
998,9 |
2018 | 967,8 |
2019 | 998,7 |
2020 | 955,1 |
2021 | 1 019,5 |
2022 | 1 008,7 |
2023 | 1 098,4 |
Более подробную информацию о порядке оказания навигационных услуг с использованием СУДС в соответствующих морских портах и морских прибрежных районах можно найти в разделах интернет-сайта ФГУП «Росморпорт», посвященных описанию услуг, предоставляемых филиалами предприятия.