ФГУП «Росморпорт» поделилось планами развития цифровой верфи на ОССЗ в рамках форума «Арктика – Регионы»
Делегация ФГУП «Росморпорт» в составе заместителя Генерального директора по безопасности мореплавания Кирилла Гайда, советника заместителя Генерального директора по флоту Дмитрия Угренюка, директора Архангельского филиала предприятия Владимира Седых и заместителя директора по флоту Архангельского филиала Владимира Хохлова участвует в работе II Форума «Арктика – Регионы». Мероприятие проходит при поддержке Министерства Российской Федерации по развитию Дальнего Востока и Арктики с 8 по 9 августа в Архангельске.
Дмитрий Угренюк на практической сессии «Строительство гражданского флота и морской техники для Арктики» выступил с докладом о создании цифровой верфи на Онежском судостроительно-судоремонтном заводе (ОССЗ) — ведущем предприятии Карелии, ориентированном на строительство технического флота, прежде всего, для арктических регионов.
В 2021 году на базе ОССЗ началось создание первой цифровой верфи в целях внедрения передовых производственных технологий для строительства современных судов. Финансирование проекта осуществлено в рамках государственной программы «Развитие транспортной системы».
«Проект предполагает увеличение производительности труда не менее чем в 2 раза и количества построенных судов на заводе с 3 до 8 ежегодно за счет строительства нового блока корпусных цехов и инфраструктурных объектов, а также внедрения цифрового сопровождения создания судов, роботизации и автоматизации процессов производства», — сообщил советник заместителя Генерального директора по флоту ФГУП «Росморпорт».
В числе технологий с цифровым управлением, которые будут внедрены на ОССЗ в рамках глубокой модернизации, Дмитрий Угренюк упомянул новую линию изготовления плоских секций с роботизированной сваркой, которая позволит в разы увеличить объем перерабатываемого металла за счет ускоренного изготовления плоских секций судна. Также на ОССЗ впервые будет установлен комплекс универсальной роботизированной лазерно-дуговой сварки, позволяющий обеспечить изготовление судостроительных конструкций с помощью нового вида высокоэффективной сварки.
На всех этапах производства будут внедрены судометрические системы для заблаговременной оценки собираемости судовых конструкций и внесения необходимых корректур в производственный процесс, сопровождения стыковки секций и блоков в корпусе судна. Автоматизированный мостовой кран без участия крановщика позволит осуществить поиск, перемещение и загрузку листового металлопроката на конвейер линии предварительной обработки металлопроката по команде оператора линии.
На каждом производственном участке блока корпусных цехов будут установлены промышленные мониторы для визуализации процесса сборки и отображения непосредственно на рабочем месте 3D-модели судна или собираемой конструкции, а инженерно-технические работники будут снабжены специальными защищенными планшетами.
На заводе планируется внедрить системы управления и контроля технологического и инженерного оборудования, а также системы идентификации и прослеживаемости, позволяющие обеспечить сквозной контроль качества и происхождения материалов, комплектующих и результатов выполнения работ. На каждой единице нового технологического оборудования будет осуществляться идентификация работника по бесконтактным картам для получения развернутой информации о времени и качестве работы.
В рамках второй очереди модернизации в 2024–2026 годах будет профинансирована реконструкция открытого стапеля и наклонного слипа с увеличением их грузоподъемности для спуска-подъема инновационных судов арктического флота, выполнено дноуглубление до проектных отметок операционной акватории, построено новое здание электротехнического и обстроечного производств с размещением автоматизированного склада судового оборудования. Общезаводской склад оснастят современными автоматизированными системами паллетного и лифтового хранения, а поиск и выдача изделий в производство будут автоматизированы путем использования цифровых решений управления складом. На заводе также появится роботизированное оборудование очистки и окраски корпусов судов, с помощью которого будет обеспечено повышение эффективности, сокращение сроков и стоимости работ по очистке и окраске корпусов судов на стапеле верфи.
«После завершения проекта Онежский судостроительно-судоремонтный завод должен стать одним из показательных предприятий отрасли, где по максимуму используются цифровые технологии при строительстве судов. На заводе будут созданы не менее 600 новых высокопроизводительных рабочих мест, а все производственные процессы будут соответствовать стандартам экологической и промышленной безопасности», — отметил Дмитрий Угренюк.
Для справки:
Судостроительная верфь ЗАО «Онежский судостроительный завод» была образована в Петрозаводске в 2002 году. После банкротства верфи в 2012 году Правительством Российской Федерации принято решение о передаче ее имущественного комплекса ФГУП «Росморпорт» и создания на ее производственных мощностях ООО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод».
С 2015 по 2021 год предприятие разместило на заводе заказы на строительство 19 судов общей стоимостью более 6 млрд руб., а также обеспечило финансирование для восстановления производственного цикла и расширения производственных мощностей через взнос в имущество завода. В 2019 году ФГУП «Росморпорт» осуществило акционирование завода и создание АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод».
В настоящее время производственная программа Онежского судостроительно-судоремонтного завода включает в себя серию из четырех краболовных судов-живовозов для группы компаний «Русский Краб», два из которых уже переданы заказчику. По заказу ФГУП «Росморпорт» на заводе строятся два мелкосидящих ледокола проекта 22740М, два нефтемусоросборщика проекта NE028 и три буксира ледового класса ARC4 мощностью 2 МВт.