Наши династии

Трудовая династия Чертковых-Сахошкиных-Мелениных

Меленин Алексей Валерьевич – главный специалист сектора охраны труда Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт»

Родился в 1967 году в Ростове-на-Дону.

В 1984 году поступил в Ростовский институт сельхозмашиностроения на факультет «Горячая обработка металлов давлением», специальность – «инженер-механик».

После службы в армии (1985–1987) продолжил обучение в вузе. Преддипломную практику и диплом проходил на Ростовском судоремонтном заводе «Красный Дон». Заочно окончил мореходное училище имени Г. Я. Седова, получив специальность «техник-судомеханик». По окончании учебы преподавал судомеханические предметы: сопротивление материалов, металловедение, судовые вспомогательные механизмы – в мореходном училище им. Г. Я. Седова.

С 1992 по 1996 год был заведующим лабораторией судовых вспомогательных механизмов. Руководил морскими и судоремонтными практиками курсантов. Входил в состав комиссии по выпускному государственному экзамену по предмету «Судовые вспомогательные механизмы». Осуществил один выпуск курсантов судомеханической специальности.

С 2010 года работает в должности главного специалиста сектора охраны труда Азовского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт».

 

Меленин Валерий Евгеньевич (отец) (1943–1996)

Инженер-конструктор, преподаватель, заведующий лабораторией.

Родился в Омске во время эвакуации ростовских заводов («Красный Дон», Лакокрасочный завод), где работали родители.

В 1966 году окончил Ростовский институт сельхозмашиностроения по специальности «инженер-конструктор». Работал в конструкторском бюро судостроительно-судоремонтного завода «Красный Дон». Участвовал в разработке проектов строительства прогулочного судна «Москва-75», «Красное Сормово», «Волго-Дон».

С 1980 по 1996 год работал преподавателем Ростовского мореходного училища им. Г. Я. Седова. Преподавал основополагающие предметы судомехаников – теоретическая механика, черчение, автоматические системы ДВС. Назначался председателем приемной комиссии, был членом комиссии по выпускным государственным экзаменам судомеханической специальности. Провел множество морских и судоремонтных практик с курсантами. Вкладывал все силы в обучение курсантов. Осуществил выпуск четырех курсов курсантов судомеханической специальности.

 

Сахошкин Сергей Федорович (дед) (1910–1983)

Капитан 2-го ранга, гидрограф Азово-Черноморского бассейна. Родился в большой семье бондаря рыболовецкого завода в г. Очаков. Чтобы помочь семье, с 16 лет пошел работать с отцом бондарем.

В 1931–1933 годах служил на Черноморском флоте.

В 1933–1938 годах окончил полный курс Ленинградского Военно-морского Краснознаменного училища им. М.В. Фрунзе по специальности «гидрограф» (первый курс для рабоче-крестьянской молодежи).

После училища был направлен для прохождения дальнейшей службы на Черноморском флоте в Севастополь. Командовал гидрографическим судном «Галс». Перед самой войной был назначен начальником части гидрографического оборудования. Участвовал в обороне и освобождении Севастополя.

В ноябре 1941 года под непрерывным обстрелом немецкой артиллерии выполнял срочное задание командования по созданию крупномасштабных карт глубин и залегания грунта Сиваша. Командованию были необходимы данные о возможности прохода танков и другой боевой техники.

Выдержка из книги «Защитники Севастополя» 1949 года: «Защитники Севастополя хорошо помнят офицеров гидрографического района старшего лейтенанта С. Ф. Сахошкина и лейтенанта М. С. Аксенова, которые на маленькой парусно-моторной шхуне почти ежедневно обходили под огнем противника свои «владения», проверяли и выставляли буи и вехи на фарватерах».

В 1942 году, когда было разрушено задние Инкерманского маяка и всех дублирующих средств навигации, для прорыва в Севастополь лидера Черноморского флота – крейсера «Ташкент» – была создана группа во главе с С. Ф. Сахошкиным с целью восстановления входных створных огней. Гидрографы немедленно развернули работу по восстановлению навигационных средств. За выполнение данной задачи С. Ф. Сахошкин был награжден орденом Красной Звезды.

Во время эвакуации из Севастополя гидрографы на хлипких судах, под огнем противника выставляли временные навигационные знаки. А после осуществляли проводку подводных лодок из осажденного Севастополя.

За оборону Севастополя С. Ф. Сахошкин получил орден Красного Знамени.

В 1943 году участвовал в навигационно-гидрографическом обеспечении десантной операции для освобождения Новороссийска. За проведение десантных операций на Малой Земле и по освобождению г. Новороссийска награжден орденом Отечественной войны I степени.

В 1943–1944 годах участвовал в разработке планов десантных операций по освобождению городов Керчь, Ялта, Феодосия, Севастополь, Одесса.

После войны работал в Севастополе по восстановлению навигационно-гидрографических средств Азово-Черноморского бассейна.

В 1961 году был демобилизован в запас, но продолжил свою работу в качестве заведующего лабораторией метеорологии в Ростовском высшем военном командном училище (РВВКУ) им. главного маршала артиллерии М. И. Неделина.

 

Чертков Дмитрий Тимофеевич (прадед) (неизвестно – 1941)

Капитан дальнего плавания, начальник отрядов арктических экспедиций.

Учился вместе с Г. Я. Седовым в мореходных классах имени графа Коцебу в Ростове-на-Дону (в последующем – Мореходное училище им. Г. Я. Седова).

С 1909 года был капитаном портового парохода-ледокола «Фанагория». В 1911 году благодаря «Фанагории» были потушены два крупных пожара. Один из них произошел в апреле, когда загорелись постройки на углу Богатяновского спуска и Нижне-Бульварной улицы. Насосная станция Богатого колодца не могла обеспечить наполнение пожарных бочек, и только подоспевшая «Фанагория» помогла справиться с огнем. С парохода была брошена широкая труба, через которую мощная струя воды залила пожар. Чуть позже в том же году пожар охватил кожевенный завод братьев Карш на Нахичеванском береге напротив 9-й линии. К тушению были привлечены ростовская крепостная пожарная часть, Нахичеванская пожарная команда, паровая машина, два паровоза и пароход-ледокол «Фанагория». Спустя 6 часов общими усилиями удалось потушить пылающий завод.

В 1912 году в качестве рулевого участвовал в экспедиции Г. Я. Седова на парусно-паровой шхуне «Святой великомученик Фока» к Северному полюсу, после чего остался работать на Севере.

В 1915–1921 годах служил капитаном ледоколов «Владимир Русанов» и «Степан Макаров».

В 1921–1939 годах был капитаном ледокола-парохода «Малыгин», начальником отрядов арктических экспедиций.

В 1921 вышел в первый экспедиционный рейс с научными сотрудники только что созданного Плавморнина для проведения различного рода наблюдений в Баренцевом и Карском морях.

В 1928 году участвовал в поисках экспедиции Умберто Нобиле на дирижабле «Италия», был зажат льдами в районе острова Надежды. Самолет, пилотируемый полярным летчиком М. С. Бабушкиным, вылетал на поиски, дважды садился на льды, но из-за шторма вернулся на судно. Выйдя изо льдов, продолжал обследование районов Баренцева моря восточнее Шпицбергена.

В 1930 году в честь Д. Т. Черткова назван мыс Новой Земли в Баренцевом море.

В 1931 году в бухте Тихая на острове Гукера (Земля Франца-Иосифа) состоялась встреча с дирижаблем «Граф Цеппелин». В момент встречи с дирижаблем на ледоколе присутствовал Умберто Нобиле.

В 1939 году по наговору репрессирован не был, но был лишен званий и должностей. Вернулся в г. Ростов-на-Дону, где принял командование переведенным на юг ледоколом «Семен Макаров».

17 ноября 1941 года ледокол под командованием Дмитрия Тимофеевича Черткова вышел из Туапсе по направлению к осажденному Севастополю. Предполагалось, что кроме доставки боеприпасов и продовольствия ледокол осуществит проводку лидера Черноморского флота крейсера «Ташкент» в главную базу Черноморского флота. Но встреча не состоялась, и крейсер вошел в базу самостоятельно. Ледокол бесследно исчез. Поиски продолжались до 26 ноября, но не дали никаких результатов. Намного позже в Центральном военно-морском архиве была найдена радиограмма, посланная с борта ледокола: «Подорвался на мине. Тону. Вышлите катера». Так погиб Дмитрий Тимофеевич Чертков.


Логин
Пароль