Отраслевое сообщество поддержало проект акционирования ФГУП «Росморпорт»
17.11.2010
ФГУП «Росморпорт» представило на обсуждение отраслевого сообщества финансово-экономическое обоснование целесообразности акционирования предприятия. Следующим этапом станет рассмотрение вопроса об акционировании предприятия на Правительственной комиссии Российской Федерации. Организационно-правовая форма Федерального государственного унитарного предприятия (ФГУП) ограничивает текущую деятельность предприятия и его развитие. С таким заявлением выступил 17 ноября 2010 года в Москве в ходе круглого стола «Пути реформирования морской портовой инфраструктуры Российской Федерации» Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Игорь Русу. Вместе с тем, акционирование и приватизация в портовой отрасли являются четко выраженной мировой тенденцией. Мировая практика свидетельствует о положительном влиянии акционирования на развитие отрасли и эффективность отдельных компаний. В результате акционирования ФГУП «Росморпорт» государство станет 100-процентным собственником ОАО «Росморпорт».
Финансово-экономический анализ перспектив акционирования госпредприятия показал, что в течение 4 лет (к 2015 году) оптимистичный прогноз по выручке ОАО «Росморпорт» более чем в три раза превысит прогноз выручки ФГУП «Росморпорт» за тот же период – достигнет 51 млрд рублей в год. Причем около 30 % выручки принесут новые инвестиционные проекты, серьезное развитие которых станет возможным после акционирования предприятия. Рыночные принципы деятельности позволят также задействовать заемное финансирование как инструмент развития акционерного общества.
Государство в результате акционирования Росморпорта получит ряд ощутимых преимуществ, в том числе, рост экономических возможностей предприятия, рост его стоимости, дополнительные налоговые поступления, улучшение делового климата и оживление бизнеса в отрасли.
Среди основных целей инфраструктурной компании ОАО «Росморпорт» можно отметить:
• удовлетворение общественной потребности в перевалке экспортно-импортных, каботажных и транзитных грузов за счет увеличения производственной мощности морской портовой инфраструктуры, роста её эффективности, доступности, безопасности и качества предоставляемых инфраструктурных услуг;
• повышение доходов государства от оптимизации процессов управления и развития морской инфраструктуры;
• поддержка «малых», социально значимых портов;
• самоокупаемость и увеличение прибыльности предприятия;
• диверсификация бизнеса, новые виды деятельности предприятия;
• диверсификация источников и инструментов инвестиций;
• создание конкурентоспособной международной инфраструктурной компании;
• создание единого центра ответственности в порту;
• обеспечение необходимого уровня комплексной безопасности (включая безопасность мореплавания и экологическую безопасность).
Росморпорт после акционирования сможет оказывать дополнительные услуги. В их числе:
• администрирование государственных и частных инвестиций в портовую и припортовую инфраструктуру;
• возведение и последующая сдача в аренду терминальных и логистических комплексов в портах;
• управление строительством и эксплуатацией терминальных мощностей за рубежом;
• информационные, консультационные и другие услуги пользователям портовой инфраструктуры.
Акционирование предполагает создание единого хозяйствующего субъекта в области управления морским портовым хозяйством (ОАО «Росморпорт») на базе специального закона с передачей в его уставной капитал имущества и полномочий. Предлагается наделить ОАО «Росморпорт» правом сдачи земельных участков в субаренду, а также предоставить ОАО «Росморпорт» льготу по уплате налога на землю путем внесения соответствующего положения в законодательство (по аналогии с ОАО «РЖД»). В настоящее время в соответствии с действующим законодательством федеральные земельные участки находятся на праве аренды у ФГУП «Росморпорт» без права субаренды.
Пресс-секретарь ФГУП «Росморпорт»


