Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» подвел предварительные итоги деятельности предприятия за текущий год на заседании Коллегии Росморречфлота
22 декабря состоялось ежегодное заседание Коллегии Федерального агентства морского и речного транспорта и Общественного совета при ведомстве, в котором приняли участие представители ФГУП «Росморпорт».
На заседании коллегии подведены предварительные итоги работы морских портов и развития портовой инфраструктуры в 2023 году, навигации на внутренних водных путях, обсуждались вопросы обновления морского и речного флота, повышения транспортной доступности территорий Российской Федерации.
С приветственными речами к участникам коллегии обратились заместитель начальника Управления Президента Российской Федерации по обеспечению деятельности Государственного Совета Российской Федерации Александр Юрчик и директор департамента государственной политики в области морского и внутреннего водного транспорта Минтранса России Виталий Клюев. В своем выступлении Виталий Клюев отметил эффективность реализации мероприятий ключевого федерального проекта «Развитие морских портов», а также беспрецедентных работ по развитию Волго-Каспийского морского судоходного канала:
«Выражаю благодарность от имени руководства Минтранса России в адрес ФГУП «Росморпорт», которое приложило неимоверные усилия, чтобы выполнить поставленную задачу и обеспечить проходную осадку 4,5 м. Сегодня это реальность, несмотря на маловодье и уменьшение уровня воды в Каспии».
Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин выступил с докладом, в котором подчеркнул значительный вклад предприятия, отметившего в 2023 году 20-летие с момента образования, в поступательное развитие морской отрасли страны. По итогам текущего года перевалка грузов в морских портах прогнозируется на уровне 900 млн тонн, что примерно на 7 % выше показателей 2022 года, сообщил он.
«Наблюдается рост грузооборота как по всем морским бассейнам, так и по направлениям, что в том числе является следствием своевременной и последовательной государственной политики по переориентации грузопотоков и развитию новых транспортных коридоров в условиях беспрецедентного санкционного давления со стороны недружественных стран», – отметил Сергей Пылин.
Увеличению прироста мощности морских портов Мурманской области, Приморского и Камчатского краев в рамках федерального проекта «Развитие морских портов» способствовало завершение мероприятий по строительству морского перегрузочного комплекса СПГ в Мурманской области (+10,44 млн тонн), морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в Камчатском крае (+10,85 млн тонн), нового специализированного порта в бухте Суходол для облегчения доступа к портовой инфраструктуре малых и средних угледобывающих предприятий (+0,5 млн тонн).
ФГУП «Росморпорт» в 2023 году активно участвовало в проектах развития служебно-вспомогательного флота. По заказу предприятия на АО «Онежский судостроительно-судоремонтный завод» заложены кили двух мелкосидящих ледоколов нового поколения проекта 22740М – самых мощных в России с малой осадкой (3,2 м). Головное судно проекта заложено в мае, закладка второго ледокола состоялась в ноябре при участии Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина в рамках мероприятий Транспортной недели.
Особое внимание ФГУП «Росморпорт» уделяет развитию дноуглубительного и экологического флота: в 2023 году спущены на воду земснаряд «Николай Русанов», предназначенный для работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале, сборщики льяльных вод «Копорье» и «Коппи». В настоящий момент эти суда находятся на завершающей стадии строительства и пополнят флот уже в 2024 году.
«Следует особо отметить, что в условиях напряженной обстановки с морской транспортировкой грузов в Калининградскую область, спровоцированной санкционной политикой европейских государств, предприятие обеспечивает успешное функционирование паромной линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград» и организует бесперебойную перевозку грузов, непосредственно выступая оператором паромов. По итогам года нами осуществлено 428 рейсов, перевезено грузов в объеме 1 593 тыс. тонн, в том числе санкционных – 361 тыс. тонн», – сообщил Сергей Пылин.
В конце года предприятие продемонстрировало итоги многолетней деятельности по тестированию на своих судах технологий а-Навигации: официально объявлен старт эксплуатации паромов «Генерал Черняховский» и «Маршал Рокоссовский» в автономном режиме.
ФГУП «Росморпорт» участвует в организации бесперебойной работы Керченской паромной переправы, обеспечивая буксирное сопровождение паромов, а также в мероприятиях по комплексной защите транспортного перехода через Керченский пролив в части установки противодиверсионных (боновых) заграждений для защиты надводной части перехода.
Суммарный объем дноуглубительных работ, выполненных по заказу и собственными силами предприятия в текущем году, составил 18,6 млн куб. м, включая 14,4 млн куб. м ремонтного черпания. Основные работы пришлись на Волго-Каспийский морской судоходный канал – в соответствии с поручениями Президента Российской Федерации Владимира Путина ФГУП «Росморпорт» создало возможность прохода по ВКМСК судов с осадкой 4,5 м. Предприятие привлекло к работам 18 земснарядов и обеспечило извлечение более 10 млн куб. м грунта.
На 2024 год суммарный объем дноуглубительных работ запланирован на уровне 19,6 млн куб. м, из них 12,6 млн куб. м – ремчерпание и 7 млн куб. м – капитальное строительство в рамках реализуемых проектов государственно-частного партнерства в морских портах Усть-Луга, Новороссийск и Туапсе.
По итогам 2023 года ФГУП «Росморпорт» стало лидером цифрового развития в области морского и речного транспорта. В рамках возглавляемого предприятием Индустриального центра компетенций «Морской и речной транспорт» (ИЦК) в уходящем году впервые в России выполнены работы по импортозамещению программного обеспечения системы управления движением судов (СУДС) в морском порту Сочи. Также в рамках ИЦК завершены мероприятия по техническому проектированию информационной системы обеспечения лоцманской деятельности, ведется разработка системы, которая позволит повысить эффективность организации деятельности лоцманских служб предприятия. Внедрение системы в пилотных морских портах (Большой порт Санкт-Петербург, Астрахань, Оля) запланировано на 2024 год. ФГУП «Росморпорт» также продолжает работу, нацеленную на создание экосистемы, объединяющей все цифровые сервисы для внешних и внутренних клиентов (разработан и введен в опытную эксплуатацию в Азово-Черноморском бассейновом филиале портал оказания услуг, предназначенный для взаимодействия с контрагентами по принципу «единого окна», введен в промышленную эксплуатацию модернизированный ситуационный центр, являющийся «цифровым двойником» ФГУП «Росморпорт» и позволяющий в режиме онлайн отслеживать ключевые показатели его работы).
«Результаты деятельности как предприятия, так и отрасли в целом внушают определенный оптимизм и подтверждают, что мы с вами двигаемся в правильном направлении. Хочу пожелать Росморречфлоту и его подведомственным организациям плодотворной и эффективной работы, положительной динамики и безусловного выполнения стратегических задач», – заключил Сергей Пылин.
В ходе заседания состоялось вручение наград отличившимся работникам морской и речной отрасли. Глава ФГУП «Росморпорт» удостоен медали Петра Губонина, получившей свое название по имени знаменитого российского строителя железных дорог и благотворителя. Благодарственным письмом Министра транспорта Российской Федерации за активную общественно-политическую работу поощрена заместитель Генерального директора по управлению государственным имуществом ФГУП «Росморпорт» Ольга Брагина. За большой просветительский вклад при реализации культурно-массового проекта «Встреча поколений», приуроченного к 10-й годовщине празднования Дня полярника, Благодарностью Президента Ассоциации полярников, специального представителя Президента Российской Федерации по международному сотрудничеству в Арктике и Антарктике Артура Чилингарова отмечен консультант Управления эксплуатации флота ФГУП «Росморпорт» Михаил Крол.