Первый открытый «демо-день» ИЦК «Морской и речной транспорт» состоялся в рамках выставки и форума «Транспорт России»
На площадке XVII Международной выставки «Транспорт России» 16 ноября состоялся первый открытый «демо-день» Индустриального центра компетенций (ИЦК) «Морской и речной транспорт», который начал работу около года назад по инициативе Председателя Правительства Российской Федерации Михаила Мишустина. Организатором мероприятий «демо-дня» выступило ФГУП «Росморпорт».
ИЦК «Морской и речной транспорт» осуществляет свою деятельность под председательством Генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергея Пылина. В рамках ИЦК реализуется два пилотных проекта – по доработке отечественного программного обеспечения и замещению иностранного для СУДС Сочи и созданию информационной системы обеспечения лоцманской деятельности (ИСОЛД). На текущий момент проекты находятся в стадии доработки и уже внедряются на объектах ФГУП «Росморпорт».
На протяжении выставочного дня ФГУП «Росморпорт» совместно с АО «СИТРОНИКС» и ООО «Интеллектика Консалтинг» – разработчиками программного обеспечения в рамках реализуемых ИЦК проектов – представляло на собственной выставочной экспозиции разработанные в рамках ИЦК продукты, направленные на обеспечение безопасности мореплавания: систему обработки, отображения и регистрации информации СУДС «СиТрафик», макет береговой радиолокационной станции (БРЛС) SMR-X и автоматизированное рабочее место «Лоцман».
Об особенностях реализации проекта СУДС «СиТрафик» в ходе «демо-дня» заместитель Генерального директора ФГУП «Росморпорт» Сергей Симонов и Президент АО «СИТРОНИКС» Николай Пожидаев рассказали корреспонденту российского федерального телеканала «ТВ Центр».
Итоги работы ИЦК в текущем году подведены на отчетной конференции «О ходе реализации проектов ИЦК «Морской и речной транспорт в 2023 г.». С приветственным словом к участникам конференции обратился директор Департамента цифрового развития Министерства транспорта Российской Федерации Дмитрий Скачков, рассказав о специфике работы ИЦК:
«ИЦК – важный механизм по импортозамещению программного обеспечения. С проблемой мы столкнулись уже давно. Было дано поручение Председателя Правительства реализовать механизмы по переходу на отечественное программное обеспечение, и этот механизм у нас заработал», – заявил Дмитрий Скачков.
Он добавил, что «демо-дни» индустриальных центров компетенций проводятся для того, чтобы показать процесс перехода, поделиться мнениями и получать обратную связь, поблагодарив ФГУП «Росморпорт» и разработчиков отечественного софта за проделанную работу и пожелав дальнейших успехов в реализации проектов.
С докладами выступили Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин, Президент АО «СИТРОНИКС» Николай Пожидаев, директор по развитию бизнеса ООО «Интеллектика Консалтинг» Юрий Оганянц.
Сергей Пылин озвучил в своем выступлении основные итоги работы ИЦК. Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» подчеркнул, что осенью 2022 года, на фоне ухода большинства зарубежных разработчиков и обладателей прав на используемое ПО, предприятия отрасли столкнулись с необходимостью гарантированного обеспечения работоспособности используемых информационных систем.
«Приоритетом ИЦК при замещении иностранного ПО является обеспечение безопасности мореплавания, в том числе на объектах критической информационной инфраструктуры. Требованием российского законодательства является использование на объектах КИИ отечественного ПО», – подчеркнул Сергей Пылин.
Он также сообщил, что на текущий момент проект по замещению иностранного ПО для СУДС Сочи близится к завершению.
Завершение пилотного проекта по созданию ИСОЛД, который реализуется в морских портах Большой порт Санкт-Петербург, Астрахань, Оля, запланировано на 2024 год.
Сергей Пылин пояснил, что ранее в лоцманской деятельности использовались планшеты для обеспечения работников информацией о навигационной обстановке, однако решение работало на иностранном ПО и не обладало необходимыми функциональными возможностями: обеспечивало работу только лоцманов, без «береговой» составляющей.
Николай Пожидаев и Юрий Оганянц выступили с презентациями прикладных решений в области импортозамещения софта, рассказав о преимуществах внедряемого оборудования. Спикеры также ответили на вопросы слушателей из зала.
Мероприятие сопровождалось дискуссией, в ходе которой Юрий Оганянц пояснил принципы работы ИСОЛД:
«Система нацелена на обеспечение безопасности мореплавания и достижение следующих задач: создание эффективной помощи лоцманам, цифровизация процессов и обеспечение безопасности лоцманских операций. Если говорить о технологической независимости, стоит отметить, что результатом проекта является появление первого российского решения для лоцманской службы, в рамках которого планируется перевод лоцманской службы ФГУП «Росморпорт» на российское ПО».
«Внедрение отечественного решения позволит обеспечить технологический суверенитет и безостановочное функционирование порта», – отметил Президент АО «СИТРОНИКС» Николай Пожидаев в ходе своего выступления.
Помимо проекта по внедрению отечественного ПО на СУДС Сочи ФГУП «Росморпорт» совместно с АО «СИТРОНИКС» проводят опытную эксплуатацию паромов «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», осуществляющих перевозки на линии «Морской порт Усть-Луга – морской порт Калининград», в автономном режиме.
«Демо-день» позволил наглядно продемонстрировать технические решения, свидетельствующие об эффективности работы ИЦК и достижении поставленных перед центром целей. В планах – масштабирование разработанных решений по всей России и проработка новых проектов: «Внедрение системы мониторинга, документирования швартовных операций и стоянки судов с использованием машинного зрения и искусственного интеллекта», а также «Создание единой базы данных судозаходов ФГУП «Росморпорт».
Для справки:
ИЦК «Морской и речной транспорт» по замещению зарубежных отраслевых цифровых продуктов и решений, включая программно-аппаратные комплексы, создан в июле 2022 года на базе отраслевого комитета «Транспорт». Основной задачей ИЦК является осуществление организационной, методологической, информационной поддержки предприятий отрасли в области перехода с иностранного программного обеспечения на отечественное ПО.
ИЦК «Морской и речной транспорт» состоит из 10 организаций: ФГУП «Росморпорт», ФГУП «Морсвязьспутник», АО «Совфрахт», ООО «УК «Дело», АО «Первая Портовая Компания», АО «Судоходная компания «Волжское пароходство», ФГУП «Атомфлот», ПАО «Совкомфлот», ООО «РусатомКарго», ПАО «НМТП».