ФГУП «Росморпорт» подвело итоги деятельности за 2022 год

5 апреля ФГУП «Росморпорт» подвело итоги деятельности за 2022 год и определило ключевые задачи и мероприятия на текущий год и среднесрочную перспективу до 2025 года. Встреча руководства предприятия и филиалов прошла в формате совещания в г. Москве. Участниками мероприятия стали заместитель руководителя Росморречфлота Борис Ташимов, Генеральный директор ФГУП «Росморпорт» Сергей Пылин и его заместители, а также представители филиалов предприятия.
Открывая совещание, Борис Ташимов подчеркнул, что прошедший год по всем направлениям заставил испытать свои силы:
«Мы стали свидетелями существенного изменения геополитической ситуации. Морская отрасль в целом ощутила на себе эти изменения, и ФГУП «Росморпорт» в частности. Несмотря на значительные изменения логистических маршрутов, а также структуры и географии грузооборота, мы обеспечили выполнение основного показателя, грузооборот остался на уровне 2021 года и даже превысил его».
По данным Бориса Ташимова, морская отрасль продолжает активно принимать участие в стратегическом развитии государства: это и реализация федеральных проектов Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, и реализация новых дорожных карт по развитию отдельных направлений.
Заместитель руководителя Росморречфлота акцентировал особое внимание на необходимости в 2023 году осуществления предприятием постоянного мониторинга ключевых показателей реализации федеральных проектов, проявления активности для достижения результатов инвестпроектов, а также поставил задачи по участию предприятия в цифровизации отрасли, в частности в организации управления грузопотоками в морских портах.
Сергей Пылин начал свое выступление со слов благодарности коллективу предприятия.
«2022 год, весьма непростой в силу известных обстоятельств, мы прошли достойно, обеспечив бесперебойную работу предприятия и выполнение основных задач, поставленных перед нами. ФГУП «Росморпорт» смогло справиться с трудностями, связанными с началом специальной военной операции и введением значительного количества санкционных ограничений, и выполнить нашу главную миссию – обеспечить полноценную работу морских портов России», – подчеркнул Сергей Пылин.
Так, по итогам 2022 года объем перевалки грузов в морских портах вышел на допандемийный уровень 2019 года и составил 841,8 млн тонн. Прирост производственных мощностей морских портов в истекшем году составил 36,6 млн тонн. Выручка предприятия, включая инвестиционный портовый сбор (ИПС), за год составила 36,6 млрд руб., что на 4,5 % больше, чем планировалось. ИПС по итогам прошедшего года зафиксирован на уровне 5,2 млрд руб. (+5,7 %, или 277 млн руб. к плану).
В 2022 году во исполнение поручения Президента Российской Федерации Владимира Путина ФГУП «Росморпорт» успешно организовало дноуглубительные работы на Волго-Каспийском морском судоходном канале в повышенных масштабах ремчерпания (более 5 млн куб. м) – выполнен первый этап плана мероприятий по обеспечению прохода судов с осадкой 4,2 м. Предприятием обеспечено паромное сообщение с Калининградской областью в условиях транспортных ограничений, установленных со стороны недружественных стран, введены в эксплуатацию и поставлены на линию два инновационных двухтопливных парома – «Маршал Рокоссовский» и «Генерал Черняховский», а также привлечены универсальные суда типа ро-ро URSA MAJOR, «Спарта» и «Спарта II».
«Завершено строительство паромно-пассажирского причала в поселке Угольные Копи в рамках реализации Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры на период до 2024 года, проектирование по строительству береговой станции Певек службы НАВТЕКС, – сообщил Сергей Пылин. – Наше предприятие обеспечило навигационные параметры акваторий и подходных каналов на 28 объектах в 16 морских портах России, выполнив ремонтное дноуглубление в объеме 9 млн куб. м. Доля работ, выполненных дноуглубительной техникой ФГУП «Росморпорт», составила 79 % и по-прежнему сохраняется на высоком уровне».
В числе достижений предприятия по итогам 2022 года Сергей Пылин отметил реализованные мероприятия по развитию систем обеспечения безопасности мореплавания: ФГУП «Росморпорт» введены в эксплуатацию комплексы оборудования контрольно-корректирующих станций в морских портах Астрахань, Находка и Восточный; завершены проектные работы по техническому перевооружению объектов морских районов А1, А2 ГМССБ в Азовском море. В отношении 185 транспортных средств и 32 объектов транспортной инфраструктуры на предприятии реализованы меры по обеспечению транспортной безопасности.
После возобновления работы паромной переправы через Керченский пролив, приостановленной в связи с происшествием 8 октября 2022 года на Крымском мосту, ФГУП «Росморпорт» обеспечило выполнение требований транспортной безопасности на грузовом терминале и причале № 7 в морском порту Кавказ.
«Предприятие успешно завершает период ледовой навигации 2022–2023 годов, обеспечив ледокольными проводками более 7 тыс. судов, – сообщил Генеральный директор. – Кроме того, следует отметить, что в текущем году выручка от коммерческой работы ледоколов составила порядка 2,5 млрд руб., а суммарный доход от коммерческой деятельности - около 7 млрд руб. Это рекордные 22 % в структуре доходов предприятия».
Говоря об основных ориентирах ФГУП «Росморпорт» на 2023 год, Сергей Пылин подчеркнул, что в условиях сохраняющейся геополитической напряженности, изоляции России и исключения из устоявшихся транспортно-логистических цепочек текущий год остается непростым для предприятия и всей транспортной отрасли. Важнейшая задача на 2023 год из стоящих перед ФГУП «Росморпорт» и отраслью в целом – участие в развитии международного транспортного коридора «Север–Юг». Для этого к концу текущего года необходимо обеспечить проходную осадку судов на участках проведения дноуглубительных работ на Волго-Каспийском морском судоходном канале на уровне 4,5 м, выполнив дноуглубление в объеме порядка 12 млн куб. м.
Не менее значимой задачей на текущий год является продолжение деятельности по обеспечению морского сообщения с Калининградской областью, в том числе успешного функционирования паромной линии и организации бесперебойного движения морских судов, оператором которых является предприятие. Приоритетом ФГУП «Росморпорт» остается работа, направленная на повышение ставок портовых сборов в части регулируемых услуг, необходимая для успешного функционирования предприятия. Вместе с тем предприятие нацелено продолжать проводить оптимизацию расходов и увеличение доходной части с целью доведения финансового результата до безубыточного уровня.
Сергей Пылин напомнил, что основной целью функционирования предприятия, независимо от текущей экономической и геополитической ситуации, остается содействие развитию и повышению конкурентоспособности морских портов России. Ее достижение планируется в том числе за счет обновления собственного флота предприятия: программа деятельности ФГУП «Росморпорт» предусматривает на ближайшую перспективу 2023–2025 гг. строительство и приобретение 22 судов различного назначения, в том числе 6 ледоколов. Продолжается реализация объектов, включенных в федеральный проект «Развитие морских портов» Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры.
В завершение доклада Сергей Пылин подчеркнул, что уверен в устойчивом развитии предприятия, даже в столь нестабильный период.
«Убежден, что этот год мы пройдем не менее достойно, сохранив лидерские позиции предприятия в отрасли, его высокий экономический потенциал и, главное, профессиональный и надежный коллектив», – заявил Генеральный директор ФГУП «Росморпорт».