Новости предприятия

Принцип оказания ледокольных услуг на договорных условиях на трассах Севморпути уже работает

Принцип оказания ледокольных услуг на договорных условиях на трассах
Севморпути уже работает и является наиболее целесообразным и обоснованным в современных экономических условиях. С таким мнением выступил сегодня в ходе Международной конференции «Северный морской путь: стратегия и перспективы возрождения» Геннадий Кузьмин, заместитель генерального директора ФГУП «Росморпорт». Он уточнил, что с 2007 года состоялся переход на договорные условия оплаты ледокольных сборов на Северном морском пути. Инициаторами этого были как грузовладельцы (ОАО «ГМК «Норильский Никель», ОАО «РИТЭК»), так и ледоколовладельцы, в частности, ФГУП «Атомфлот».

Докладчик напомнил, что ранее существовавший порядок потонного сбора (Приказ ФСТ от 26.07.2005 № 322-т) был установлен в условиях существования единственного оператора ледокольного флота – ОАО «Мурманское морское пароходство». Однако передача пароходством 28.08.2008 ледоколов ФГУП «Атомфлот» и ФГУП «Росморпорт», наличие с 2007 года на бассейне судовладельцев (ГМК «Норильский Никель», НК «Лукойл», ОАО «Совкомфлот»), обладающих как ледокольным флотом, так и принципиально новым поколением транспортного флота ледового класса не ниже Ark5, не позволяют использовать установленный данным приказом механизм применения тарифов.

Кроме того, компанией «Норильский Никель», после ввода в эксплуатацию собственных балкеров с ледовым классом Ark7, оборудованных движителями «Азипод», были поставлены под сомнение выплаты ледокольного потонного сбора при отсутствии ледокольной проводки, т.е. при самостоятельном плавании судна во льдах и по чистой воде. При обращении ОАО «ГМК «Норильский Никель» в арбитражный суд и рассмотрении дела арбитражными судами, в оплате ледокольного (потонного) сбора Мурманскому морскому пароходству было отказано: по принципу - «нет услуги – нет оплаты».

Позиция ФГУП «Росморпорт» заключается в следующем: возврат к тарифным платежам возможен при условии наличия единого оператора ледокольного флота в Арктике, номинированного как получателя ледокольного (потонного) сбора. В этом случае, ледоколовладельцы должны передать (в аренду) ледоколы оператору по договорной цене, при условии компенсации эксплуатационных расходов по дизельным ледоколам и при компенсации эксплуатационных расходов по атомным ледоколам, за вычетом расходов по ядерному топливу (снабжение, перезарядка, хранение, транспортировка). Эти расходы и в настоящее время компенсируются (дотируются) госбюджетом.

В будущем, отметил Геннадий Кузьмин, можно предполагать рост объёмов перевозок в Арктике в процессе освоения нефтяных и газоконденсатных месторождений в юго-западной части Баренцева моря и на полуострове Ямал и вывоза морским флотом углеводородного сырья. Только после возрастания объёмов перевозок до 10 млн. тонн в год возможно формирование тарифов по принципу полной стоимости без значительных издержек клиентуры на транспортные расходы, которые могут привести хозяйственную деятельность в Арктике к убыточности, а, следовательно, и к её сокращению.

Логин
Пароль