• Площадь территории морского порта |
136,96 га; |
ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»
ПАО «Океанрыбфлот»
АО «АКРОС»
Рыболовецкий колхоз им. В.И.Ленина
ООО «Оптима – Н»
Петропавловск-Камчатский филиал ФГУП «Нацрыбресурс»
ООО «Терминал «Сероглазка»
ООО «Камчаттралфлот»
ООО «Хладокомбинат»
ООО «Реф-Альянс»
ООО «Брамс-Ойл»
ООО «Ветеран-мортранс»
ООО «ПО КамАгро»
ООО «Сан Трэвэл Камчатка»
ООО «Бриз»
ООО «Первое туристическое агентство»
ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»
Петропавловск-Камчатский филиал ФГУП «Нацрыбресурс»
ООО «Оптима Н»
АО «Акрос»
Рыболовецкий колхоз им. В.И. Ленина
ПАО «Океанрыбфлот»
ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт»
АО «Акрос»
ООО «Флотбункер»
ООО «Морской агент»
ООО «Восточный бриз»
ООО «Флотсервис»
ООО «Моркамсервис»
ИП Яворский Ю.И.
ООО «Восточный бриз»
ООО «Камчатморснаб»
ООО «Пасифик-Нетворк»
ГУП КК «Камчаттрансфлот»
ООО «Мортэк»
ООО «Нави»
ООО «Трансфес-Камчатка»
ЗАО «Судоремсервис»
ОАО «Петропавловская судоверфь»
ООО «ПСРМЗ-Холдинг»
ООО «Судоремвосток»
ООО СРК «Техдизкомплект»
- Распоряжение Правительства России от 24.11.1993 № 2129-р
- Распоряжение Правительства России от 20.11.2008 № 1724-р
- Распоряжение Правительства России от 29.09.2014 № 1912-р
- Приказ Минтранса России от 29.05.2018 № 211 «Об утверждении пределов морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Петропавловск-Камчатский (Камчатский край)»
- Технологическая схема организации пропуска через государственную границу Российской Федерации лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском грузопассажирском многостороннем постоянном пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Петропавловск-Камчатский
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-ФЗ
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-ФЗ «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Приказ Минтранса России от 13.06.2013 № 210 «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений и капитанов морских портов, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка»
- Приказ Минтранса России от 04.12.2013 № 373 «Об утверждении перечней морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов»
- Приказ Минтранса России от 5.08.2014 № 219 «Об определении районов якорной стоянки для задержанных или арестованных судов в морских портах Российской Федерации»
Днем основания морского порта Петропавловск-Камчатский является 23 октября 1943 года, когда Нарком морского флота СССР П.П. Ширшов издал приказ от 23.10.1943 N 336 «Об организации Петропавловск-Камчатского морского торгового порта Наркомморфлота СССР».
Морской порт был построен в рекордный срок. Самый первый капитальный причал, тогда имевший № 6, расположенный на восточном берегу Ниакиной гавани напротив мыса Сигнальный, на котором был установлен 100-тонный портальный кран-деррик, стал принимать грузы уже в апреле 1944 года.
Причалы № 1, 2 и 3, расположенные севернее, и склады вступали в строй один за другим во второй половине 1944 года. Последними были реконструированы и доведены до капитального состояния два причала, построенные в 1943 году.
Прием в эксплуатацию всех шести причалов первой очереди был оформлен в феврале 1945 года. Это строительство было уникальным не только по срокам, но и по качеству.
Петропавловский морской порт официально вступил в число действующих предприятий в феврале 1945 года, однако переработка оборонных и народно-хозяйственных грузов велась в порту уже в 1944 году.
Петропавловский морской порт был многоотраслевым транспортным и рыбопромысловым предприятием. От работы морского порта зависело жизнеобеспечение не только города, но и всей Камчатской области. Перевозку и выгрузку народно-хозяйственных грузов в северо-западные пункты Корякского автономного округа Тигиль, Палану и Манилы первые группы портовиков начали производить в 1957 году.
Морской порт располагал значительным парком средств малой механизации — автопогрузчиками, электрокарами, трюмными механизмами, разнообразными грузозахватными приспособлениями —применявшихся для специализированной переработки различных грузов.
С конца 50-х годов морским портом начала производиться переработка грузов в пакетах и контейнерах.
За период с 1966 по 1970 год переработка грузов увеличилась на 46 %, достигнув рубежа в два миллиона тонн. В 80-х годах переработка составляла уже 3,5 — 3,9 млн тонн. Нельзя не отметить резко возрастающий уровень механизации погрузо-разгрузочных работ, достигший к началу 90-х годов 100 % отметки. Морской порт стал одним из самых механизированных транспортных объектов в области.
В 70-х годах в морском порту были построены причалы № 11 и 12, переоборудован под контейнерный терминал причал № 10, построены столовая, гараж автопогрузчиков с блоком бытовых помещений, ремонтно-механические мастерские, здание управления грузового района и такелажный склад, гараж и здание автохозяйства морского порта, автоматическая телефонная станция, пилорама и оздоровительный комплекс.
В 1980 г. после проведенной реконструкции длина причала № 1 была увеличена на 100 м, а также было возведено берегоукрепление вертикального типа.
В период с 1980 по 1985 год была проведена реконструкция причалов №№ 2, 5, 6, 7 и 8.
В июле 1986 года приказом Минморфлота СССР от 10.07.1986 № 117 капитанам Холмского и Петропавловск-Камчатского морских торговых портов предоставлено право выдачи всех видов дипломов на звания лиц командного состава морских судов, а также утверждены формы лоцманской квитанции.
Морское пассажирское сообщение, существовавшее между Петропавловском-Камчатским и Владивостоком, в конце 80-х годов из-за убыточности было прекращено. Только в 90-е годы, когда морской порт Петропавловск-Камчатский был открыт для международного сообщения и посещения иностранными гражданами, поток пассажиров через морской порт начал расти за счет увеличения количества российских и иностранных туристов, посещавших Камчатку. В морской порт стали заходить круизные суда из США, Японии и других стран Азиатско-Тихоокеанского региона.
В 1992 году в соответствии с Указом Президента России от 01.07.1992 № 721 на базе имущественного комплекса Петропавловск-Камчатского морского торгового порта было учреждено ОАО «Петропавловск-Камчатский морской торговый порт».
В 1994 году приказом Департамента морского транспорта Минтранса России от 23.11.1994 № 71 было создано государственное учреждение «Морская администрация порта Петропавловск-Камчатский».
В январе 2000 года ГУ «МАП Петропавловск-Камчатский» утверждены Обязательные постановления в морском торговом порту Петропавловск-Камчатский, которыми устанавливались правила обеспечения безопасности и порядка в морском порту Петропавловск-Камчатский.
В 2001 году завершена реконструкция верхнего строения причала № 10.
В июне 2004 года в соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 07.06.2004 № 96/ОД в целях осуществления хозяйственной деятельности предприятия в морском порту Петропавловск-Камчатский образован Петропавловский филиал и утверждено положение о нем.
В сентябре 2004 года завершено строительство источника водоснабжения, предназначенного для бункеровки судов водой, а также выполнена установка энерговагона, используемого в качестве резервного для энергоснабжения объектов портовой инфраструктуры при перебоях с электроэнергией.
В марте 2005 года распоряжением Росморречфлота от 28.03.2005 № ВР-113-р государственное учреждение «Морская администрация порта Петропавловск-Камчатский» переименовано в Федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский», а также внесены иные изменения в уставные виды деятельности учреждения.
В сентябре 2006 года приказом ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» от 25.09.2006 № 21 утверждены и введены в действие Обязательные постановления по морскому торговому порту Петропавловск-Камчатский в новой редакции, которыми устанавливались обязательные для исполнения всеми лицами правила обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту Петропавловск-Камчатский.
В декабре 2006 года постановлением Правительства России от 16.12.2006 №773 в рамках программы реформирования системы государственного управления морскими рыбными портами принято решение о реорганизации ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» путем присоединения к нему ФГУ «Государственная администрация Петропавловского морского рыбного порта».
В 2007 году завершена реконструкция причала № 11.
В феврале 2008 года распоряжением Росморречфлота от 19.02.2008 № АД-23-р внесены изменения в устав ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский», в частности, связанные с расширением полномочий учреждения в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту в связи с изменением законодательства Российской Федерации в области регулирования деятельности в морских портах.
В июне 2009 года распоряжением Росморречфлота от 19.06.2009 № ИЗ-113-р внесены изменения в уставные документы ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский», связанные с реорганизацией учреждения путем присоединения к нему ФГУ «Государственная администрация Петропавловского морского рыбного порта».
В апреле 2010 года распоряжением Росморречфлота от 15.04.2010 № АД-74-р внесены изменения в устав ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский», в т.ч. связанные с наделением учреждения полномочиями по сбору и обобщению сведений о морском порте Петропавловск-Камчатский в целях ведения Реестра морских портов Российской Федерации.
В январе 2009 года приказом Минтранса России от 20.01.2009 № 7 ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» включено в перечень федеральных государственных учреждений, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка.
В мае 2010 года в соответствии с распоряжением Правительства России от 19.05.2010 № 796-р установлены границы морского порта Петропавловск-Камчатский, в которые вошли территории и акватории, на которых осуществляют свою деятельность разнообразные транспортные и рыбопромысловые предприятия.
В мае 2011 года распоряжением Росморречфлота от 26.05.2011 №АД-162-р в устав ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» внесены изменения. В частности, тип учреждения изменен на бюджетный и наименование учреждения изменено на федеральное бюджетное учреждение «Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский».
В декабре 2011 года распоряжением Росморречфлота от 5.12.2011 №АД-376-р в устав ФБУ «АМП Петропавловск-Камчатский» внесены изменения. В частности, наименование учреждения изменено на ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский».
В марте 2012 года в соответствии с письмом Россельхознадзора от 20.03.2012 № ФС-АС-3/3506 пункт пропуска в морском порту Петропавловск-Камчатский включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые может осуществляться ввоз на территорию Российской Федерации риса (код ТН ВЭД ТС 1006) и крупы рисовой (код ТН ВЭД ТС 1103 19 500 0).
В мае 2012 года приказом Росморречфлота от 28.05.2012 № 67 в целях реализации приказа Минтранса России от 9.12.2012 №277 «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах» морскому порту Петропавловск-Камчатский был присвоен номер порта – 42 и буквенный индекс порта – ПК.
В июне 2013 года приказом Минтранса России от 13.06.2013 № 210 капитан морского порта Петропавловск-Камчатский включен в перечень федеральных государственных учреждений и капитанов морских портов, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка, а администрация соответствующего морского порта исключена из указанного перечня.
В декабре 2013 года распоряжением Правительства России от 21.12.2013 № 2473-р принято решение расширить морской порт Петропавловск-Камчатский за счет включения в состав его границ земельных участков, на которых планируется размещение морского вокзала в Петропавловске-Камчатском, а также причала с обустройством сезонного морского пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в селе Никольское (Командорские острова, Камчатский край). В том же месяце приказом Минтранса России от 04.12.2013 № 373 морской порт Петропавловск-Камчатский включен в перечень морских портов, в которых полномочия в сфере организационного, материально-технического и финансового обеспечения исполнения капитанами морских портов своих функций осуществляет администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки.
В июне 2014 года приказом Минтранса России от 27.06.2014 № 171 принято решение о реорганизации ФГУ «Администрация морского порта Петропавловск-Камчатский» путем присоединения к ФГУ «Администрация морского порта Сахалина», которое в дальнейшем, после завершения реорганизации, получит новое наименование – федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки».
В августе 2014 года распоряжением Правительства России от 16.08.2014 № 1551-р изменены границы территории морского порта Петропавловск-Камчатский, связанные с включением в территорию морского порта земельных участков, предназначенных для размещения нового здания морского вокзала порта. В том же месяце приказом Минтранса России от 5.08.2014 № 219 в морском порту Петропавловск-Камчатский определены районы якорных стоянок для задержанных или арестованных судов.
В сентябре 2014 года приказом Росграницы от 08.09.2014 № 188-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта через государственную границу Российской Федерации в морском порту Петропавловск-Камчатский. В том же месяце распоряжением Правительства России от 29.09.2014 № 1912-р морской порт Петропавловск-Камчатский включен в перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов.
В октябре 2014 года приказом Роспотребнадзора от 10.10.2014 № 1011 морской порт Петропавловск-Камчатский включен в перечень портов, в которых выдаются и продлеваются «Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля» и «Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля».
В ноябре 2014 года распоряжением Росморречфлота от 20.11.2014 № АД-442-р в рамках реализации приказа Минтранса России от 27.06.2014 № 171 ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» реорганизовано в форме присоединения к ФГУ «АМП Сахалина». После завершения реорганизации наименование администрации морского порта, осуществляющей свои функции в морском порту Петропавловск-Камчатский, изменено с ФГУ «АМП Сахалина» на федеральное государственное бюджетное учреждение «Администрация морских портов Сахалина, Курил и Камчатки».
В январе 2015 года приказом Минтранса России от 19.01.2015 № 4 утверждены Обязательные постановления в морском порту Петропавловск-Камчатский, которыми устанавливаются требования в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту Петропавловск-Камчатский, обязательные для исполнениями всеми судами и лицами, осуществляющими деятельность в морском порту, а ранее действовавшие Обязательные постановления по морскому торговому порту Петропавловск-Камчатский, утвержденные ФГУ «АМП Петропавловск-Камчатский» в 2006 году, признаны утратившими силу.
В мае 2016 года распоряжением Правительства России от 26.05.2016 № 1028-р изменены границы территории морского порта Петропавловск-Камчатский, связанные с включением в территорию морского порта земельных участков, предназначенных для строительства и реконструкции объектов федеральной собственности в селе Никольское Алеутского района Камчатского края (строительство гидротехнической части с корневой частью в районе существующего причала с выходом на глубины 5,5 метров, достаточные для приема грузопассажирских судов с осадкой до 3,7 метров, а также строительство объектов пункта пропуска – автомобильного и пешеходного КПП, здания охраны, совмещенного с сезонным залом ожидания и такелажным складом).
В июле 2016 года распоряжением Правительства России от 07.07.2016 № 1438-р морской порт Петропавловск-Камчатский включен в перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешается заход судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками.
В августе 2016 года в соответствии с приказом Минтранса России от 16.08.2016 № 243 в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Петропавловск-Камчатский создана администрация пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
В марте 2017 года в соответствии с разрешением Росморречфлота от 03.03.2017 № 41-RU41301000-НЖ-39/4-2017 ведено в эксплуатацию построенное новое здание морского вокзала в морском порту Петропавловск-Камчатский, предназначенное для размещения и обслуживания пассажиров, пребывающих в морской порт на судах местных каботажных линий, а также на судах загранплавания.
В ноябре 2017 года распоряжением Правительства России от 29.11.2017 № 2665-р пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Петропавловск-Камчатский утвержден в составе перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, который должен быть размещен на официальном сайте Минтранса России.
В марте 2018 года распоряжением Правительства России от 20.03.2018 № 458-р морской порт Петропавловск-Камчатский включен в перечень морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов.
В мае 2018 года приказом Минтранса России от 29.05.2018 № 211 утверждены новые пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Петропавловск-Камчатский. В том же месяце постановлением Правительства России от 19.05.2018 № 584 пункт пропуска через государственную границу в морском порту Петропавловск-Камчатский включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в Дальневосточном федеральном округе отходов и лома черных металлов (код ТН ВЭД ЕАЭС 7204), вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта. Кроме того, приказом Минтранса России от 04.05.2018 № 181 морской порт Петропавловск-Камчатский включен в перечень морских портов, в которых осуществляется выдача дипломов и квалификационных свидетельств членам экипажей судов.
В декабре 2018 года постановлением Правительства России от 12.12.2018 № 1512 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Петропавловск-Камчатский включен в перечень пунктов пропуская через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным и водным транспортом.
В августе 2019 года распоряжением Правительства России от 27.08.2019 № 1875-р морской порт Петропавловск-Камчатский включен в перечень портов и (или) пунктов в районах внутренних морских вод и территориального моря Российской Федерации, прилегающих к территориям субъектов Российской Федерации, входящих в Арктическую зону Российской Федерации и Дальневосточный федеральный округ, разрешенных для захода иностранных туристических судов, имеющих разрешение на осуществление деятельности в сфере туризма, связанной с использованием иностранных туристических судов, выданное федеральным органом исполнительной власти, осуществляющим функции по оказанию государственных услуг в сфере туризма.
В феврале 2020 года распоряжением Правительства Российской Федерации от 06.02.2020 № 217-р внесены изменения в границы морского порта Петропавловск-Камчатский, связанные с: уточнением границ земельного участка № 12 из-за включения в его границы территории, на котором располагается грузовой причал № 2 морского терминала Усть-Камчатск, предназначенный для перевалки генеральных и лесных грузов; с включением участка № 18, на котором располагается грузовой причал № 1 морского терминала Усть-Камчатск, предназначенный для переработки генеральных грузов; с включение в его границы земельных участков № 19 и № 20, предназначенных для размещения объектов портовой инфраструктуры строящегося морского терминала по перевалке сжиженного природного газа; с включением в границы морского порта участка акватории № 16, располагающегося на подходе к б. Бечевинская Авачинского залива, предназначенного для обеспечения безопасности мореплавания и маневрирования транспортных судов в районе и на подходах к строящимся объектам в рамках реализации указанного проекта.
Перспективы морского порта Петропавловск-Камчатский связаны с дальнейшим развитием объектов прибрежно-портовой инфраструктуры морского порта. В частности, в морском порту запланированы:
- реконструкция объектов федеральной собственности в целях укрепления их сейсмоустойчивости и обеспечения перевалки грузов в объеме 3 млн. тонн в год;
- строительство морского перегрузочного комплекса сжиженного природного газа в бухте Бечевинская мощностью 21,7 млн. тонн в год;
- строительство морского терминала «Никольское» в составе пассажирского причала проектной мощностью 4 тыс. пассажиров в год;
- строительство причального пирса в с. Тиличики проектной мощностью 4 швартовых места;
- строительство морского терминала Оссора;
- реконструкция морского терминала в с. Усть-Хайрюзово в целях доведения проектной мощности причальных сооружений до 4 швартовых мест;
- реконструкция морского терминала в пос. Палана с доведением проектной мощности причальных сооружений до 4 швартовых мест;
- реконструкция морского терминала в с. Манилы с доведением проектной мощности причальных сооружений до 4 швартовых мест
- строительство и реконструкция объектов навигационно-гидрографического обеспечения морских путей в целях надежного и безопасного функционирования морского транспорта
- строительство системы управления движением судов в морском порту;
- реконструкция объектов глобальной морской системы связи при бедствии в морском порту Петропавловск-Камчатский.
Кроме того, планами ФГУП «Росморпорт» в морском порту Петропавловск-Камчатский предусматривается:
- реконструкция причалов № 9, № 10;
- строительство линии электропередач напряжением 6 кВ от трансформаторной подстанции 11 (озеро Лагерное) до г. Маячная в целях электроснабжения автоматизированного радиотехнического поста системы управления движением судов.