Экология

I. Охрана окружающей среды при текущей хозяйственной деятельности
    1. Охрана атмосферного воздуха
    2. Охрана водных ресурсов
    3. Охрана земельных участков
    4. Утилизация отходов
    5. Ликвидация аварийных ситуаций
II. Охрана окружающей среды при производстве дноуглубительных работ
III. Охрана окружающей среды при строительстве/реконструкции объектов портовой инфраструктуры
IV. Расходы Азово-Черноморского бассейнового филиала на реализацию мероприятий по охране окружающей среды
V. Перспективы природоохранной деятельности


     Основными задачами Азово-Черноморского бассейнового филиала ФГУП «Росморпорт», образованного в 2011 году на основе объединения Ейского, Новороссийского, Таманского и Туапсинского филиалов предприятия, в области охраны окружающей среды являются:
     - снижение негативного воздействия на окружающую среду, возникающего в процессе осуществления хозяйственной деятельности филиала;
     - соблюдение требований природоохранного законодательства и нормативов качества окружающей среды;
     - производственный контроль за выполнением природоохранных мероприятий, реализуемых филиалом.
     Природоохранная деятельность Азово-Черноморского бассейнового филиала осуществляется в соответствии с ежегодными планами природоохранных мероприятий по управлениям и филиалу в целом, разрабатываемых и утверждаемых в соответствии с требованиями законодательства Российской Федерации.
     Для обеспечения природоохранной деятельности в штатном расписании Азово-Черноморского бассейнового филиала имеется структурное подразделение и выделенные работники в соответствующих управлениях филиала, которые занимаются вопросами организации контроля выполнения филиалом норм и требований законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды, реализуют мероприятия производственного экологического контроля при осуществлении уставных видов деятельности филиала в соответствующих морских портах.
     Все работники Азово-Черноморского бассейнового филиала, занятые в этой сфере деятельности, имеют необходимое профильное образование по специальности «охрана окружающей среды и рациональное использование природных ресурсов», и опыт работы по специальности не менее 3 лет.

     I. Охрана окружающей среды при текущей хозяйственной деятельности

     При осуществлении Азово-Черноморским бассейновым филиалом хозяйственной деятельности природоохранные мероприятия реализуются по следующим направлениям:

     1. Охрана атмосферного воздуха

     Для выполнения уставной деятельности Азово-Черноморский бассейновый филиал располагает передвижными источниками выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, в частности судами служебно-вспомогательного флота и автотранспортными средствами.

     Помимо этого филиал эксплуатирует стационарные источники выбросов загрязняющих веществ в атмосферу: котельную, расположенную в Туапсе, и аварийные дизель-генераторы, обеспечивающие работу объектов системы управления движением судов, расположенные в морских портах Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Новороссийск, Темрюк и Туапсе.

     В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации для каждого управления Азово-Черноморского бассейнового филиала разработаны проекты предельно допустимых выбросов загрязняющих веществ в атмосферный воздух, на основании которых в установленном порядке получены:

     - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 04.08.2010 № ВЗ/110, выданное на основании приказа Северо-Кавказского управления Ростехнадзора от 04.10.2010 № ЭК-02/3-110, сроком действия до 29 июня 2015 года;

     - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 03.03.2014 № В121, выданное на основании приказа Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 03.03.2014 № 16-28/122, сроком действия до 18 декабря 2018 года;

     - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 24.01.2014 № В53, выданное на основании приказа Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 24.01.2014 № 16-28/53, сроком действия до 25 декабря 2018 года;

     - разрешение на выброс вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух от 11.02.2014 № В80, выданное на основании приказа Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 11.02.2014 № 16-28/81, сроком действия до 4 декабря 2018 года.

 

Динамика выбросов загрязняющих веществ в атмосферу Азово-Черноморским бассейновым филиалом ФГУП «Росморпорт»

 


     В целях контроля соблюдения нормативов предельно допустимых выбросов вредных (загрязняющих) веществ в атмосферный воздух в Азово-Черноморском бассейновом филиале силами привлеченных специализированных лабораторий регулярно осуществляется инструментальный контроль выбросов вредных (загрязняющих) веществ от стационарных источников выбросов и дымности отработавших газов судовых двигателей.

     Для обеспечения соблюдения установленных параметров по выбросам загрязнений в атмосферу все оборудование и транспортные средства филиала проходят плановые ремонты и техническое обслуживание.

     В целях снижения выбросов в атмосферу от работы стационарных источников загрязнения воздуха реализована программа по переводу с твердого топлива (уголь), используемого при работе котельной, на природный газ. Это позволило существенным образом снизить объем выбросов в атмосферу при ее эксплуатации. Дизельные генераторы используются только при отключении электроэнергии, поэтому постоянно находятся в холодном резерве.

     2. Охрана водных ресурсов

     Азово-Черноморский бассейновый филиал для реализации своих уставных задач использует морские водные объекты в границах акваторий морских портов Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Новороссийск, Темрюк и Туапсе.
     В соответствии с требованиями водного законодательства Российской Федерации для требуемых случаев водопользования Азово-Черноморским бассейновым филиалом были заключены с Кубанским бассейновым водным управлением Росводресурсов:
     - договор на водопользование от 27.01.2012 № Г0-00.00.00.000-М-ДИБВ-Т-2012-01276/00 в целях использования 27,22 км2 поверхностных водных объектов в акватории Азовского моря в установленных границах для размещения плавательных средств и сооружений;
     - договор на водопользование от 27.01.2012 № В0-00.00.00.000-М-ДИБВ-Т-2012-01277/00 в целях использования 19,38 км2 поверхностных водных объектов в акватории Черного моря в установленных границах для размещения плавательных средств и сооружений.
     Кроме того, Азово-Черноморский бассейновый филиал располагает также следующими лицензиями на водопользование:
     - лицензией на водопользование от 31.05.2005 серия КРД № 00075 вид лицензии ЦМТБВ, выданной Росводресурсами для размещения плавательных средств и проведения дноуглубительных работ с перемещением изъятого грунта в подводный отвал (район 959), сроком действия до 1 января 2016 года;

     - лицензией на водопользование от 01.09.2005 серия КРД № 44644 вид лицензии БМТБВ, выданной Кубанским бассейновым водным управлением Росводресурсов для эксплуатации гидротехнических сооружений водно-транспортного назначения и размещения плавательных средств на площади 51,13 кв.км, а также проведения дноуглубительных работ на площади 5,10 кв. км, сроком действия до 1 июля 2015 года.

     Помимо этого, в целях проведения работ по реконструкции причалов, Азово-Черноморским бассейновым филиалом в установленном порядке получены решения о предоставлении водного объекта в пользование:

     - от 23.01.2015 № 00-06.01.00-001-М-РЛБВ-Т-2015-02368/00, выданное Кубанским бассейновым водным управлением, сроком действия до 30 сентября 2016 года;

     - от 25.02.2015 № 00-06.03.00.002-М–РПБВ-Т-2015-02416/00, выданное Кубанским бассейновым водным управлением, сроком действия до 30 декабря 2016 года.

     В соответствии с условиями договоров на водопользование и утвержденной Кубанским бассейновым водным управлением Росводресурсов программой ведения регулярных наблюдений за водными объектами и водоохраной зоной Азово-Черноморским бассейновым филиалом с привлечением сертифицированной лаборатории осуществляется ежеквартальный отбор и анализ проб из водных объектов, используемых филиалом. Данные аналитического контроля и отчеты о выполнении водоохранных мероприятий предоставляются в установленном порядке в Кубанское бассейновое водное управление Росводресурсов.
     По итогам прошлого года фактов загрязнений используемых Азово-Черноморским бассейновым филиалом водных объектов не зафиксировано.
     Кроме того, в рамках заключенных договоров аренды причалов предприятия в морских портах Краснодарского края, Азово-Черноморским бассейновым филиалом осуществляется производственный контроль за соблюдением арендаторами требований в области охраны водных объектов от загрязнения в процессе эксплуатации ими арендуемых объектов портовой инфраструктуры, взаимодействующих с водной средой.

     3. Охрана земельных участков

     В целях предотвращения загрязнения, захламления и засорения принадлежащих Азово-Черноморскому бассейновому филиалу территорий, филиалом осуществляется:
     - периодическая уборка и своевременный вывоз мусора и образовавшихся отходов на договорной основе со специализированными, лицензированными организациями;
     - оборудование мест временного складирования отходов филиала в соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации;
     - контроль соблюдения арендаторами имущества Азово-Черноморского бассейнового филиала договорных обязательств по своевременной уборке используемых территорий и вывозу образующихся отходов.

     4. Утилизация отходов

     Азово-Черноморским бассейновым филиалом и его управлениями постоянно проводятся мероприятия, направленные на снижение влияния образующихся в процессе деятельности филиала отходов на окружающую среду. С этой целью филиалом в установленном порядке организованы места накопления (временного хранения) отходов, ведется учет объемов образования отходов и контроль регулярности их вывоза на утилизацию (размещение). Во всех обособленных структурных подразделениях Азово-Черноморского бассейнового филиала имеются лица, ответственные за обращение с отходами, прошедшие обучение и имеющие соответствующее сертификаты, подтверждающие их квалификацию.

     В соответствии с требованиями природоохранного законодательства Российской Федерации для каждого управления Азово-Черноморского бассейнового филиала разработаны проекты нормативов образования отходов и лимитов на их размещение и на их основании получены:
     - лимиты на размещение отходов от 23.07.2010 № ОЗ/449, сроком действия по 15.06.2015;
     - лимиты на размещение отходов от 29.09.2010 №О9/117, сроком действия по 7.09.2015;
     - нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от 21.11.2013 № О 1165, утвержденные приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 21.11.2013 № 16-27/1549, сроком действия до 21 ноября 2018 года;

     - нормативы образования отходов и лимитов на их размещение от 01.01.2013 № О 243, утвержденные приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 01.03.2013 № 16-27/302, сроком действия до 1 января 2018 года.

     Азово-Черноморский бассейновый филиал ведет постоянный учет объемов образующихся отходов в процессе текущей деятельности филиала, осуществляет разработку планов мероприятий по снижению количества образования и размещения отходов, обеспечению соблюдения норм и правил общих требований по обращению с отходами, а также осуществляет контроль в сфере охраны окружающей среды за соблюдением норм и требований по надзору за безопасным обращением с отходами, соблюдением планов мероприятий, противоаварийных мер по ликвидации аварий при обращении с отходами, контроль за местами их временного хранения и периодичностью вывоза на переработку или утилизацию.
     Образующиеся в филиале отходы относятся к I-V классам опасности. Доля отходов первого и второго класса опасности в общих отходах Азово-Черноморского бассейнового филиала составляет 0,1 %.
     Ежегодно Азово-Черноморским бассейновым филиалом в установленном порядке заключаются договоры со специализированными предприятиями, имеющими соответствующие лицензии на право обращения с опасными отходами, на оказание услуг по сбору, транспортировке, утилизации и размещению образующихся отходов. В частности, отходы первого и второго класса опасности, такие как использованные ртутные лампы, кислотные и щелочные аккумуляторы, направляются на специализированные предприятия, где обезвреживаются и перерабатываются. Отходы третьего класса опасности (различные масла, льяльные и нефтесодержащие воды, образующиеся в результате эксплуатации судов и плавательных средств филиала) также направляются в специализированные организации для обезвреживания и утилизации. Твердые бытовые отходы вывозятся на городской мусоросортировочный комплекс, а сточные и фекальные воды поступают в городские канализационные системы.

 

     Диаграмма образования отходов Азово-Черноморского бассейнового филиала

 


     5. Ликвидация аварийных ситуаций

     В установленном порядке Азово-Черноморским бассейновым филиалом на договорной основе привлекаются профессиональные аварийно-спасательных формирования для несения аварийно-спасательной готовности к ликвидации разливов нефтепродуктов в случае возникновения аварийных ситуаций.
     В целях обеспечения готовности сил и средств к эффективному проведению операций по ликвидации аварийных ситуаций в Азово-Черноморском бассейновом филиале реализуются мероприятия по отработке работниками филиала практических навыков по использованию технических средств в различных условиях обстановки. В частности, регулярно проводятся:
     - учения по организации применения специальных технических средств по ликвидации аварийных ситуаций;
     - комплексные учения с практическим использованием на воде специальных технических средств для ликвидации аварийных ситуаций;
     - командно-штабные тренировки с отработкой вопросов управления, связи и взаимодействия.
     Учения проводятся как силами и техническими средствами непосредственно Азово-Черноморского бассейнового филиала, так и с привлечением специализированных профессиональных организаций на договорной основе.

     II. Охрана окружающей среды при производстве дноуглубительных работ

     Охране окружающей среды при проведении дноуглубительных работ Азово-Черноморский бассейновый филиал уделяет особое внимание.
     С целью обеспечения безопасности судоходства и поддержания объявленных глубин Азово-Черноморский бассейновый филиал ежегодно проводит ремонтные дноуглубительные (дноочистительные) работы в морских портах Ейск, Кавказ, Новороссийск, Темрюк и Туапсе.
     Ремонтные дноуглубительные работы производятся в соответствии с РД 31.74.08-94 «Техническая инструкция по производству морских дноуглубительных работ» и действующими нормами и инструкциями, регламентирующими правила производства и приемки дноуглубительных работ.
        Азово-Черноморским бассейновым филиалом в установленном порядке разработаны проекты ремонтных дноуглубительных работ для морских портов Ейск, Новороссийск, Темрюк, Кавказ и ФВК 50 в Керченском проливе на период 2013-2017 гг., которые получили положительные заключения государственной экологической экспертизы, утвержденные:

     - приказом Росприроднадзора от 25.07.2013 № 458 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Ремонтные дноуглубительные работы в порту Новороссийск на период 2013-2017 гг.»;

     - приказом Росприроднадзора от 29.07.2013 № 468 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Ремонтные дноуглубительные работы на объектах федеральной собственности (на подходном канале и в акватории морского порта Ейск)»;

     - приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 30.04.2014 № 878 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы материалов «Ремонтные дноуглубительные работы на объектах федеральной собственности (на акваториях морских портов Темрюк, Кавказ и ФВК № 50 в Керченском проливе)»;

     - приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 29.03.2013 № 744 «Об утверждении заключения экспертной комиссии государственной экологической экспертизы по проектной документации «Проект ремонтных дноуглубительных работ на акватории и подходном канале порта Туапсе на период 2012-2020 гг.».
     Для обеспечения контроля над воздействием проводимых ремонтных дноочистительных работ на экосистему Черного и Азовского морей, своевременного выявления и предотвращения случаев превышения допустимых норм воздействия на окружающую среду Азово-Черноморский бассейновый филиал систематически проводит мониторинговые наблюдения с отбором проб морской воды и донного грунта, химический анализ отобранных проб в районах проведения ремонтных дноуглубительных (дноочистительных) работ и дампинга грунта. Программа мониторинга включает в себя:
     - океанографические наблюдения: определение температуры, прозрачности, солёности воды; учёт погодных условий, волнения и др. характеристик;
     - отбор проб морской воды и донного грунта;
     - гидрохимический анализ проб морской воды (определение солености, содержания кислорода, соединений тяжелых металлов и нефтепродуктов);
     - анализ проб морской воды на наличие и состав взвеси;
     - гидробиологический анализ проб морской воды (фитопланктон, зоопланктон);
     - литологические исследования проб донных отложений (гранулометрия);
     - литохимические исследования проб донных отложений (определение содержания тяжелых металлов и нефтепродуктов);
     - наблюдение за состоянием дна и берегов при проведении работ визуально (один раз в год).
     Результаты проводимого с привлечением специализированных аккредитованных лабораторий мониторинга состояния водных объектов, где проводятся дноуглубительные работы, ежеквартально представляются в Кубанское бассейновое водное управление Росводресурсов.

     В целях компенсации ущербов водным биологическим ресурсам Черного и Азовского морей при производстве дноуглубительных работ Азово-Черноморский бассейновый филиал на договорной основе с рыбохозяйственными комплексами Краснодарского края осуществляет выращивание молоди рыб для выпуска в соответствующие водные объекты.
     Так, в период с 2009 по 2013 год по заказу филиала выращено: 328 тыс. годовиков сазана (выпущены в Краснодарское водохранилище), 22,2 тыс. годовиков черноморского лосося (выпущены в бассейн реки Мзымта и реки Шахе), 137,5 тыс. сеголеток стерляди (выпущены в бассейн реки Кубань) и 291,5 тыс. сеголеток русского осетра (выпущены в бассейн реки Кубань). Суммарные затраты филиала на эти цели составили 1,8 млн руб.

     По итогам 2014 года Азово-Черноморским бассейновым филиалом на цели, связанные с компенсацией ущерба биоте Азовского и Черного морей, вызванного производством дноуглубительных работ, израсходовано почти 1,5 млн руб., что позволило вырастить и выпустить в бассейн реки Кубань более 26 тыс. молоди и 34 тыс. сеголеток стерляди, а также 5,7 тыс. молоди белуги и 5,2 тыс. сеголеток черноморского лосося.

     III. Охрана окружающей среды при строительстве/реконструкции объектов портовой инфраструктуры

     Одним из основных видов деятельности Азово-Черноморского бассейнового филиала является реализация федеральных инвестиционных программ, а также программ капитальных вложений ФГУП «Росморпорт», направленных на развитие федеральных объектов портовой инфраструктуры и флота в морских портах Анапа, Геленджик, Ейск, Кавказ, Новороссийск, Тамань, Темрюк и Туапсе.

     В этом направлении Азово-Черноморским бассейновым филиалом, в рамках выполнения функций заказчика-застройщика, реализованы десятки инвестиционных проектов. По всем объектам проектная документация разрабатывалась в строгом соответствии с нормами и требованиями законодательства Российской Федерации в области охраны окружающей среды. В установленном порядке были проведены общественные слушания и получены положительные заключения государственной экологической и государственной экспертиз.

     В настоящее время Азово-Черноморским бассейновым филиалом реализуются несколько инвестиционных проектов, направленных на развитие объектов портовой инфраструктуры:


     - проект строительства комплекса береговой и морской инфраструктуры морского порта Геленджик в целях повышения туристической привлекательности города-курорта Геленджик и развития морских транспортных путей прибрежного региона в соответствии с государственной программой «Развитие транспортной системы». Материалы воздействия на окружающую среду намечаемого строительства в установленном порядке были представлены проектной организацией на общественные слушания. По результатам состоявшихся обсуждений (протокол Комиссии по организации общественных обсуждений, намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, и организации общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 12.05.2014) были высказаны замечания и предложения, которые были учтены проектной организацией при последующей доработке материалов. Проектная документация, уточненная с учетом результатов общественных слушаний, представленная на рассмотрение государственной экологической экспертизы, получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 14.11.2014 № 2535.

     В связи с пересмотром концепции проекта строительства, в том числе изменением состава, планировочных решений и конфигурации намечаемых к строительству объектов, специализированной организацией проектная документация была полностью переработана. Материалы воздействия на окружающую среду намечаемого строительства в установленном порядке повторно представлены проектной организацией на общественные слушания. По результатам состоявшихся обсуждений (протокол Комиссии по организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, и организации общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 07.07.2017 № 4) высказаны замечания и предложения, которые были учтены проектной организацией при последующей доработке материалов. Проектная документация, уточненная с учетом результатов общественных слушаний, представленная на рассмотрение государственной экологической экспертизы, получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 27.12.2017 №159-O. Проектная документация и результаты инженерных изысканий, в установленном порядке представленные на рассмотрение государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России», получили положительное заключение государственной экспертизы от 27.12.2017 № 1438-17/ГГЭ-9802/04, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». По итогам получения положительных заключений государственных экспертиз Росморречфлотом выданы разрешения на строительство от 11.05.2018 № 23-RU23303000-НЖ-39/12-2018 и № 23-RU23303000-НЖ-39/13-2018.

     В связи с корректировкой проекта, связанной с исключением возможности осуществления грузоперевозок через морской порт Геленджик, возникла необходимость корректировки проектной документации в части гидротехнических сооружений и береговой инфраструктуры портового комплекса. Доработанная проектная документация и материалы воздействия на окружающую среду намечаемого строительства были повторно представлены на общественные слушания. По результатам состоявшихся обсуждений (протоколы Комиссии по организации общественных обсуждений намечаемой хозяйственной и иной деятельности, которая подлежит экологической экспертизе, и организации общественной экологической экспертизы на территории муниципального образования город-курорт Геленджик от 10.12.2018 № 8) высказаны замечания и предложения, которые были учтены проектной организацией при последующей корректировке материалов. Проектная документация, уточненная с учетом результатов общественных слушаний, представленная на рассмотрение государственной экологической экспертизы, получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 03.10.2019 № 603. Проектная документация и результаты инженерных изысканий, с учетом положительного прохождения государственной экологической экспертизы, представленные в установленном порядке на рассмотрение государственной экспертизы в ФАУ «Главгосэкспертиза России», получили положительное заключение государственной экспертизы от 18.11.2019 № 23-1-1-3-0150-19 и положительное заключение государственной экспертизы определения достоверности сметной стоимости строительства от 18.11.2019 № 01404-19/ГГЭ-09802/07-01, утвержденные ФАУ «Главгосэкспертиза России».

     Росморречфлотом на основании положительных заключений государственных экспертиз распоряжением от 13.12.2019 № АП-519-р утверждена проектная документация «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик» с изменениями от 22.05.2020. В установленном порядке Росморречфлотом выданы разрешения на строительство от 10.08.2020 № 23-RU23303000-ЗД-39/39-2020, взамен ранее выданного разрешения от 11.05.2018 №23-RU23303000-НЖ-39/13-2018, разрешение от 10.08.2020 № 23-RU23303000-ЗД-39/40-2020, взамен ранее выданного разрешения от 11.05.2018 № 23-RU23303000-НЖ-39/12-2018, разрешение от 10.08.2020 №23-RU23303000-ЗД-39/41-2020, взамен ранее выданного разрешения от 11.05.2018 №23-RU23303000-НЖ-39/12-2018.

     В связи с передачей функций застройщика строительства причала № 1 и искусственного земельного участка ООО «Морской порт Геленджик» Росморречфлотом предприятию выдано новое разрешение на строительство от 30.03.2021 № 23-RU23303000-ЗД-39/14-2021, взамен ранее выданного разрешения на строительство от 10.08.2020 №23-RU23303000-ЗД-39/40-2020, а также новые разрешения ООО «Морской порт Геленджик», взамен ранее выданных разрешений предприятию в августе 2020 года.

     Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».


     - проект реконструкции Восточного мола с созданием искусственной территории в морском порту Ейск. Разработанная проектная документация и материалы по оценке воздействия намечаемой деятельности на окружающую среду в установленном порядке были представлены на публичное обсуждение. По результатам публичных слушаний представленные материалы, с учетом мнения служб города, в целом были одобрены. Проектная документация в установленном порядке получила положительное заключение экспертной комиссии государственной экологической экспертизы № 837, утвержденное приказом Северо-Кавказского межрегионального управления по технологическому и экологическому надзору Ростехнадзора от 13.03.2006 № ЭК-01/476.

     В 2012 году в связи с недостаточным финансированием принято решение о внесении корректировок в ранее утвержденную проектную документацию. Специализированной организацией была разработана проектная документация по внесению корректировок в проект реконструкции Восточного мола с созданием искусственной территории в морском порту Ейск. В рамках скорректированной проектной документации приняты технические решения по восстановлению средней части Восточного мола на длине 548,5 м в отличие от выборочного восстановления разрушенных отдельных участков средней части мола (бутобетонная кладка стен мола и заполнение каверн в стене мола) предыдущего проекта, так как они являются малоэффективными, а также отказу от строительства искусственного участка территории и оградительной дамбы. В установленном порядке были организованы и проведены публичные слушания по проектным решениям и оценке воздействия на окружающую среду при реализации проекта. По результатам публичных слушаний (протокол Ейского городского поселения Ейского района г. Ейска от 10.04.2012 № 14 и заключение Ейского района г. Ейска от 12.04.2012 № 14) принято решение о том, что разработанный проект может быть передан для дальнейшего прохождения экологической экспертизы с учетом высказанных мнений и предложений. Доработанная проектная документация по корректировке реализуемого проекта получила положительное заключение государственной экологической экспертизы, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Южному федеральному округу от 21.12.2012 № 4392. Результаты инженерных изысканий и проектная документация, представленные на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России», получили положительное заключение государственной экспертизы от 25.07.2013 № 595-13/ГГЭ-4857/04, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России», о соответствии природоохранному и градостроительному законодательству Российской Федерации, а также положительное заключение государственной экспертизы от 24.12.2013 № 1327-13/ГГЭ-4857/10, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России», о проверке сметной стоимости объекта. В декабре 2016 года предприятием в установленном порядке получено разрешение Росморречфлота на строительство от 19.12.2016 № 23-RU23509111-НЖ-39/44-2016.

     В 2021 году в связи с окончанием срока действия государственной экологической экспертизы проектной документации принято решение о выполнении нового проектирования для целей консервации объекта и завершения строительно-монтажных работ. В настоящее время проводятся мероприятия по выбору проектной организации на выполнение работ по перепроектированию.

     Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Текущие проекты развития объектов портовой инфраструктуры».


     - проект реконструкции зернового терминала в морском порту Новороссийск. Разработанная специализированной организацией проектная документация в установленном порядке представлена на общественные слушания по оценке воздействия на окружающую среду. По результатам их проведения (протокол проведения общественных слушаний от 11.03.2016 № 94, утвержденный комиссией по проведению общественных слушаний Администрации муниципального образования город Новороссийск) представленные материалы были одобрены с учетом поступивших замечаний и предложений. Проектная документация по итогам общественных слушаний представлена на рассмотрение государственной экологической экспертизы в Управление Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея. По итогам ее рассмотрения получено положительное заключение государственной экологической экспертизы от 28.11.2017 № 7, утвержденное приказом Управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 29.11.2017 № 01.04/1048. В установленном порядке результаты инженерных изысканий и проектная документация, представленные в ФАУ «Главгосэкспертиза России», получили положительное заключение государственной экспертизы от 02.10.2018 № ЕГРЗ 23-1-1-3-001955-2018 и положительное заключение государственной экспертизы по проверке достоверности определения сметной стоимости от 29.05.2020 № в ЕГРЗ 23-1-1-2-021169-2020, утвержденные ФАУ «Главгосэкспертиза России». На основании полученных положительных заключений государственных экспертиз Росморречфлотом выдано разрешение на строительство от 10.09.2020 № 23-RU23308000-3Д/50-2020.
     Информация о ходе реализации проекта представлена в разделе «Объекты портовой инфраструктуры».


     При реализации проектов природоохранные мероприятия осуществляются подрядными организациями по следующим направлениям:

     - в сфере охраны атмосферного воздуха:
     а) вся строительная техника допускается к работе только при наличии проверки на токсичность выхлопных газов, отрегулированная на минимально-допустимый выброс;
     б) при неблагоприятных метеоусловиях ввод в работу автотранспорта и строительной техники производится поочередно;
     в) установлен запрет на сжигание отходов;
     г) запрещено наличие временных складов ГСМ и заправки строительной техники в зоне работ;
     д) машины и оборудование находятся на объекте только в период работ;
     е) техника, не используемая в период строительства, не оставляется с работающим двигателем;
     ж) все пылевидные и токсичные вещества хранятся в отдельном контейнере.

     - в сфере охраны водных объектов: 
     а) сбор хозяйственных стоков и льяльных вод от технического флота, используемого при проведении строительно-монтажных работ, производится с помощью судна-сборщика с последующей сдачей их на очистные сооружения;
     б) организован постоянный контроль за содержанием загрязняющих веществ в морской воде и взвеси в рамках экологического мониторинга морской среды с целью выявления возможных утечек загрязняющих веществ с судов и технических средств, используемых при строительстве;
     в) ведется контроль поступления загрязняющих веществ в море со сточными и ливневыми стоками с участков строительных работ путем предотвращения утечек нефтепродуктов с технических и транспортных средств, задействованных при строительстве.

     - в сфере охраны от загрязнения территории:
     а) оборудованы специальные площадки для отстоя и технического ухода за строительными машинами, механизмами и транспортными средствами с резервуарами для сбора отработанных масел и других расходных материалов, а при их эксплуатации осуществляется строгий контроль за недопустимостью разливов масла и нефтепродуктов;
     б) оборудованы емкости для раздельного хранения обтирочного материала и песка, загрязненных нефтепродуктами;
     в) имеются поддоны под техникой для предупреждения разливов масла и нефтепродуктов;
     г) оборудована специальная площадка для накопления строительного мусора и отходов, организован своевременный их вывоз с территории строительной площадки.

     В краткосрочной и среднесрочной перспективе Азово-Черноморский бассейновый филиал продолжит планомерно реализовывать иные проекты капитальных вложений, направленные на развитие портовой инфраструктуры и флота:


     - проект реконструкции пирса для автопассажирской паромной переправы и его корневой части в морском порту Кавказ в целях увеличения несущей способности пирса и расширения технических возможностей по обработке на нем автопассажирских паромов большей вместительности. В установленном порядке проектной организацией представлены на общественные слушания, организованные Администрацией муниципального образования Темрюкский район, материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого к реализации проекта реконструкции. По результатам их проведения (протокол общественных слушаний от 07.05.2015) материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемого к реализации проекта реконструкции одобрены. Проектная документация также получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 12.10.2015, утвержденное приказом Росприроднадзора от 15.10.2015 № 818. Результаты инженерных изысканий и проектная документация по итогам ее рассмотрения получили положительное заключение государственной экспертизы от 27.04.2016 № 467-16/ГГЭ-10520/04, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». В связи с изменением требований к расчетным судам, которые должны будут обрабатываться на пирсе для автопассажирской паромной переправы и его корневой части в морском порту Кавказ (увеличение длины судов до 112 м и ширины до 18,8 м), в настоящее время проводятся мероприятия по организации работ по перепроектированию и разработке новой проектной документации по реконструкции пирса. При условии успешного выполнения работ по перепроектированию и получению положительных заключений на новую проектную документацию и при выделении необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2023 год.


     - проект реконструкции Западного мола морского порта Новороссийск. Разработанная проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 08.06.2018, утвержденное приказом Департамента Росприроднадзора по Южному Федеральному округу от 08.06.2018 № 74/ОД. Результаты инженерных изысканий и проектная документация получили положительное заключение государственной экспертизы от 26.12.2018 № в ЕГРЗ 23-1-1-3-008785-2018, а также получено положительное заключение о проверки достоверности определения сметной стоимости от 28.12.2018 № 00988-18/ГГЭ-15206/07-01, утвержденные ФАУ «Главгосэкспертиза России». При условии выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2022 год.


     - проект строительства причалов для служебно-вспомогательного флота в акватории морского порта Новороссийск вдоль Западного мола. Проектная документация, разработанная специализированной организацией, получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 10.04.2019, утвержденное приказом Межрегионального управления Росприроднадзора по Краснодарскому краю и Республике Адыгея от 15.04.2019 № 01.04/331. Результаты инженерных изысканий и проектная документация в установленном порядке получили положительное заключение государственной экспертизы от 28.11.2019 № 23-1-1-3-033611-2019, утвержденное ФАУ «Главгосэкспертиза России». Результаты проверки достоверности определения сметной стоимости объекта капитального строительства также получили положительное заключение от 28.11.2019 № 00418-19/РГЭ-19542/604, утвержденное Ростовским филиалом ФАУ «Главгосэкспертиза России». При условии выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2 квартал 2021 года.


     - проект реконструкции причалов № 11, № 12 и участка № 2 берегоукрепления длиной 81,74 м в морском порту Сочи. В установленном порядке материалы оценки воздействия на окружающую среду планируемой реконструкции были представлены на общественные слушания. По итогам их проведения (протокол комиссии по проведению общественных обсуждений Администрации города Сочи от 05.07.2018) представленные материалы в целом одобрены. Проектная документация с учетом итогов общественных обсуждений была представлена на рассмотрение государственной экологической экспертизы. Однако по итогам ее рассмотрения получено отрицательное заключение государственной экологической экспертизы от 28.11.2018, утвержденное приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 28.11.2018 № 170-О. Проектной организацией с учетом заключения государственной экологической экспертизы проектная документация была доработана и повторно представлена на рассмотрение экспертизы. По итогам ее рассмотрения проектная документация получила положительное заключение государственной экологической экспертизы от 04.04.2019, утвержденное приказом Черноморо-Азовского морского управления Росприроднадзора от 07.04.2019 № 47-0. На основании имеющегося положительного заключения государственной экологической экспертизы проектная документация и результаты инженерных изысканий были направлены на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». По итогам рассмотрения представленных документов ФАУ «Главгосэкспертиза России» утверждено отрицательное заключение государственной экспертизы проектной документации и результатов инженерных изысканий от 25.09.2019 № 23-1-2-3-025760-2019, а также отрицательное заключение государственной экспертизы достоверности определения сметной стоимости от 25.09.2019 № 00-2-2007-19. По итогам доработки проектно-сметная документация и результаты инженерных изысканий повторно представлены на рассмотрение в ФАУ «Главгосэкспертиза России». Однако по итогам ее рассмотрения ФАУ «Главгосэкспертиза России» утверждено повторное отрицательное заключение государственной экспертизы 26.01.2021 № 23-1-2-3-002976-2021 на проектно-сметную документацию и результаты инженерных изысканий.
     В связи с неудовлетворительными результатами прохождения государственных экспертиз ФГУП «Росморпорт» принято решение о расторжении контракта с проектной организацией, осуществлявшей проектирование. В настоящее время предприятием осуществляются мероприятия по формированию новой концепции реконструкции объекта, подготовке технического задания на перепроектирование с учетом полученных замечаний ФАУ «Главгосэкспертиза России».
     При условии успешного перепроектирования, получения положительных заключений государственных экспертиз и выделения необходимого финансирования начало строительно-монтажных работ запланировано на 2024 год.

     IV. Расходы Азово-Черноморского бассейнового филиала на реализацию мероприятий по охране окружающей среды

     Суммарные расходы Азово- Черноморского бассейнового филиала на реализацию всех природоохранных мероприятий в 2014 году, включая платежи за негативное воздействие на окружающую среду, составили 11,8 млн руб.
 

Диаграмма расходов Азово-Черноморского бассейнового филиала на реализацию природоохранных мероприятий

 


     V. Перспективы природоохранной деятельности

     Основными задачами Азово-Черноморского бассейнового филиала в области охраны окружающей среды на ближайшие годы являются:
     • реализация плановых мероприятий по снижению негативного воздействия на окружающую среду в результате деятельности филиала путем уменьшения вредных выбросов в атмосферу, в т.ч. за счет использования экологичных марок топлива стандарта Евро-4 и Евро-5, снижения вредного воздействия на водные объекты путем сбора с территории причалов ливневых стоков и последующего их сброса в централизованные сети ливневой канализации;
     • усиление производственного экологического контроля по направлениям деятельности филиала;
     • совершенствование систем экологического менеджмента филиала;
     • внедрение современных энерго- и ресурсосберегающих технологий, в том числе направленных на предотвращение загрязнения окружающей среды, в частности, по замене люминесцентных (ртутьсодержащих) ламп на светодиодные лампы;
     • расширение направлений деятельности филиала в части предоставления судам в морских портах Краснодарского края экологических услуг по сбору судовых отходов и обращению с опасными отходами

 


Логин
Пароль