• Площадь территории морского порта: |
32,64 га; |
• площадь акватории морского порта: |
17,38 кв. км; |
• количество причалов: |
10 ед.; |
• длина причального фронта морского порта: |
1 707,55 м; |
• пропускная способность грузовых терминалов: |
|
всего |
2 990 тыс. тонн в год |
в том числе: |
|
– наливные |
400 тыс. тонн в год; |
– сухие |
2 050 тыс. тонн в год; |
– контейнеры |
45 тыс. TEU в год; |
• максимальные габариты судов, заходящих в морской порт: |
|
– по осадке |
11,0 м; |
– по длине |
199,8 м; |
– по ширине |
24,55 м; |
• площадь крытых складов: |
21,3 тыс. кв. м; |
• площадь открытых складов: |
86,45 тыс. кв. м; |
• емкости складских резервуаров для хранения: |
|
– нефтепродуктов |
25 тыс. тонн. |
ООО «Магаданнефто»
ОАО «Колыматранснефть»
ООО «Русс Олимп»
__ОАО «Магадантранснефть»
__ОАО «Трансфес-Магадан»
__ООО «МАК «Экспрессервис-М»
__ООО «Магадан-Транзит-ДВ»
__ООО «Магадантранссервис»
__ООО «ТЛК «Территория»
__ОАО «Трансфес-Магадан»
__ОАО «Магадантранснефть»
__ОАО «Трансфес-Магадан»
__ООО «МАК «Экспрессервис-М»
__ООО «Магадан-Транзит-ДВ»
__ОАО «Магадантранснефть»
__ОАО «Трансфес-Магадан»
__ООО МАК «Экспрессервис-М»
__ООО «Магадан-Транзит-ДВ»
__ООО «Магадантранссервис»
__ООО «ТЛК «Территория»
- Распоряжение Совета Министров – Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 № 1551-р
- Распоряжение Правительства Российской Федерации от 20.11.2008 № 1724-р
- Распоряжение Правительства России от 29.09.2014 № 1912-р
- Технологическая схема организации пропуска через государственную границу лиц, транспортных средств, грузов, товаров и животных в морском пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации Магадан
- Постановление Правительства РФ от 26 декабря 2011 г. № 1148 «Об определении в Дальневосточном федеральном округе места убытия из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза отдельных категорий товаров»
- Постановление Правительства России от 12.12.2018 № 1512 «Об утверждении перечня пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным и водным транспортом»
- Приказ Росграницы от 19.01.2015 № 15-ОД «Об утверждении пределов морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Магадан (Магаданская область)»
- Приказ Минтранса России от 31.03.2022 № 107 «Об утверждении Правил режима в пунктах пропуска через Государственную границу Российской Федерации»
- Письмо Россельхознадзора от 20.03.2012 № ФС-АС-3/3506
- Кодекс торгового мореплавания Российской Федерации от 30.04.1999 № 81-Ф3
- Федеральный закон от 08.11.2007 № 261-Ф3 «О морских портах в Российской Федерации и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации»
- Постановление Правительства России от 19.05.2018 № 584
- Распоряжение Правительства России от 20.03.2018 № 458-р
- Приказ Минтранса России от 13.06.2013 № 210 «Об утверждении перечня федеральных государственных учреждений и капитанов морских портов, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка»
- Приказ Минтранса России от 04.12.2013 № 373 «Об утверждении перечней морских портов, входящих в соответствующие администрации морских портов»
- Приказ Минтранса России от 5.08.2014 № 219 «Об определении районов якорной стоянки для задержанных или арестованных судов в морских портах Российской Федерации»
- Приказ Минтранса России от 19.05.2017 № 191 «Об утверждении Правил государственной регистрации судов, прав на них и сделок с ними в морских портах и централизованного учета зарегистрированных судов»
- Приказ Минтранса России от 26.10.2017 № 463 «Об утверждении Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним»
Магаданский морской порт является крупнейшим на Северо-Востоке России. История порта связана с освоением природных ресурсов (добыча золота в бассейне реки Колымы) и начинается с 06 декабря 1933 года, когда был установлен первый ряж, позволяющий производить швартовку одного судна.
Строительные работы выполнялись вручную, преимущественно заключенными из лагерных командировок Северо-Восточного исправительно-трудового лагеря. Одновременно, пока велось строительство, в бухту Нагаева не переставали заходить пароходы. Суда, прибывающие в бухту, загружались на рейде в баржи, пользовались в мелководной северной части бухты пирсом, построенным в 1932 г. Рейдовая разгрузка судов вызывала простои, а это задерживало доставку грузов потребителям.
К концу 1933 года была расчищена площадка, которая позволила разместить на ней около 9000 т груза. Для ее освещения была смонтирована специальная электроустановка.
04 июня 1934 г. к первому причалу пришвартовался первый пароход.
Второй причал морского порта длиной 77 м был сдан в апреле 1935 г.
Официальный статус морской порт получил 29 июня 1936 г., когда было принято постановление Совета Народных Комиссаров, в котором говорилось: «Считать Нагаево (Охотское море) торговым портом 3-го разряда». После этого морской порт в бухте Нагаева был также официально включен в список портов Советского Союза.
В 1947 г. в акватории бухты Нагаева взорвался пароход «Генерал Ватутин» груженый взрывчаткой. Техника, грузы, портовые сооружения, хозяйственные и административные здания – многолетний и самоотверженный труд портовиков – все было уничтожено взрывной волной.
В 1963 году впервые ледокол «Москва» осуществил зимнюю проводку судов, следовавших в морской порт.
В мае 1977 года приказом Министерства Морского Флота СССР от 16.05.1977 № 93 порт Нагаево был переименован в Магаданский морской торговый порт.
В июле 1978 года на основании Кодекса торгового мореплавания и в соответствии с приказом Министра морского флота от 07.07.1978 № 152 изданы Обязательные постановления по Магаданскому морскому торговому порту и портовому пункту в бухте Веселая, которыми устанавливаются требования в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту Магадан, обязательные для исполнения всеми судами и лицами, осуществляющими деятельность в морском порту.
03 апреля 1981 года указом Президиума Верховного Совета СССР Магаданский морской торговый порт был награжден орденом «Знак Почета». Так государство оценило многолетний самоотверженный труд портовиков.
К середине восьмидесятых годов прошлого столетия сложились существующие границы порта, которые охватывают территорию общей площадью 32 га с размещенными на ней объектами портовой инфраструктуры. На это время приходится и пик перевалки грузов в морском порту Магадан – свыше 4 млн тонн.
В августе 1993 года распоряжением Совета Министров — Правительства Российской Федерации от 30.08.1993 № 1551-р Магаданский морской торговый порт открыт для международного морского грузового и пассажирского сообщения.
В 1993 году имущественный комплекс предприятия Морской торговый порт Магадан был приватизирован в форме преобразования в акционерное общество «Морской торговый порт Магадан».
В марте 1994 года в соответствии с приказом Департамента морского транспорта Минтранса России от 02.03.1994 № 22 в соответствии постановлением Совета Министров-Правительства Российской Федерации от 17.12.1993 № 1299 «Об организации управления морскими портами» на основе не подлежащего приватизации имущества в морском порту Магадан было создано Государственное учреждение «Морская администрация порта Магадан», которая была наделена административно-властными полномочиями и функциями портовых властей.
В апреле 2001 года приказом Морской администрации порта Магадан от 26.04.2001 № 26а утверждены Обязательные постановления, которыми устанавливаются требования в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту Магадан, обязательные для исполнения всеми судами и лицами, осуществляющими деятельность в морском порту. Ранее действовавшие Обязательные постановления в редакции 1978 года после ввода в действие новых обязательных постановлений утрачивают свою силу.
В мае 2003 года в соответствии с постановлением Правительства России от 25.09.2002 № 705 в рамках реформирования системы государственного управления в морских портах был создан единый хозяйствующий субъект в морских портах - ФГУП «Росморпорт».
В ноябре 2003 года на основании приказа ФГУП «Росморпорт» от 05.11.2003 № 32/ОД в целях осуществления хозяйственной деятельности в морском порту Магадан был образован Магаданский филиал ФГУП «Росморпорт».
В декабре 2003 года постановлением Правительства России от 09.12.2003 № 743 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Магадан был включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию непосредственно с территорий государств, не являющихся государствами-членами таможенного союза, алкогольной продукции и табачных изделий, ввозимых автомобильным, воздушным, железнодорожным и морским (речным) транспортом.
В 2005 году в морском порту выполнена реконструкция коммуникаций инженерно-технического обеспечения причалов № 2 и № 3, что позволило обеспечить централизованный сбор и отведение сточных вод с территории причалов, а также предотвратить негативное воздействия сточных вод на отдельные элементы сооружений.
В мае 2006 года приказом ФГУ «АМП Магадан» от 31.05.2006 № 22 утверждены Обязательные постановления, которыми устанавливаются требования в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту Магадан, обязательные для исполнения всеми судами и лицами, осуществляющими деятельность в морском порту. Ранее действовавшие Обязательные постановления в редакции 2001 года после ввода в действие новых обязательных постановлений утрачивают свою силу.
В декабре 2006 года в соответствии с постановлением Правительства России от 16.12.2006 № 773 «О совершенствовании системы государственного управления морскими рыбными портами» было реорганизовано федеральное государственное учреждение «Государственная администрация Магаданского морского рыбного порта» в форме присоединения к федеральному государственному учреждению «Администрация морского порта Магадан».
В октябре 2007 года завершены подводно-технические работы по ремонту спецпирса в бухте Веселая в целях устранения критического дефекта лицевой шпунтовой стенки и восстановления ее грунтонепроницаемости, что позволило обеспечить безопасную переработку опасных грузов на пирсе.
В ноябре 2007 года завершена реконструкция причала № 7 в целях повышения эффективности использования причального грузового фронта, по итогам которой стало возможным использование причала № 7 для швартовки и выгрузки танкеров с нефтеналивными грузами.
В январе 2009 года приказом Минтранса России от 20.01.2009 № 7 ФГУ «АМП Магадан» включена в перечень федеральных государственных учреждений, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка.
В марте 2009 года по результатам освидетельствования Ространснадзором построенной новой портовой системы управления движением судов морского порта Магадан Магаданским филиалом ФГУП «Росморпорт» получено свидетельство от 19.03.2009 № VTS-3/1-2053-2009 о соответствии СУДС технико-эксплуатационным требованиям, предъявляемым к портовой СУДС второй категории.
В июне 2009 года в морском порту Магадан введена в эксплуатацию созданная портовая система управления движением судов в морском порту Магадан в целях повышения уровня безопасности мореплавания и государственного контроля судоходства в зоне ее действия.
В июле 2009 года в соответствии с распоряжением Правительства России от 15.07.2009 № 926-р установлены границы морского порта Магадан.
В ноябре 2009 года распоряжением Росморречфлота от 18.11.2009 № АД-235-р сведения о морском порте Магадан внесены в Реестр морских портов Российской Федерации и ему присвоен порядковый регистрационный номер Т-3.
В мае 2010 года завершена реконструкция спецпирса в бухте Веселая в целях увеличения надежности и долговечности сооружения, по итогам которой ликвидированы изношенные конструкции спецпирса, а также выполнено усиление волноотбойной стенки и соединительной дамбы.
В 2011 году Магаданским филиалом произведен демонтаж и утилизация объекта «пирс СРМ (причал СРМ)» 1938 года постройки в связи с окончанием его срока службы.
В июне 2011 года постановлением Правительства России от 03.06.2011 № 442 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Магадан был включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий.
В июле 2011 года постановлением Правительства России от 07.07.2011 № 557 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Магадан был включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенные для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантинного груза).
В сентябре 2011 года завершен демонтаж и утилизация объекта «пирс СРМ (причал СРМ)» 1938 года постройки в связи с окончанием срока его службы.
В декабре 2011 года завершена модернизация аппаратно-программных комплексов СУДС морского порта Магадан и объектов ГМССБ для повышения уровня надежности работы оборудования в сложных погодных условиях, а кроме того комплексы были оснащены современными сертифицированными средствами защиты информации в соответствии с требованиями по обеспечению безопасности информации в ключевых системах информационной инфраструктуры. В том же месяце Постановлением Правительства России от 26.12.2011 № 1148 установлено, что убытие из Российской Федерации за пределы единой таможенной территории Таможенного союза в Дальневосточном федеральном округе через государственную границу Российской Федерации отдельных категорий товаров, вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта, допускается только из пункта пропуска в морском порту Магадан.
В марте 2012 года в соответствии с письмом Россельхознадзора от 20.03.2012 № ФС-АС-3/3506 пункт пропуска в морском порту Магадан включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые может осуществляться ввоз на территорию Российской Федерации риса (код ТН ВЭД ТС 1006) и крупы рисовой (код ТН ВЭД ТС 1103 19 500 0).
В мае 2012 года приказом Росморречфлота от 28.05.2012 № 67 в целях реализации приказа Минтранса России от 09.12.2010 № 277 «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах» морскому порту Магадан был присвоен номер 27 и буквенный индекс МН.
В октябре 2012 года морской порт Магадан постановлением Правительства России от 8.10.2012 № 1021 включен в перечень мест, где располагаются контрольно-пропускные пункты, через которые осуществляется ввоз товаров и транспортных средств на территорию Особой экономической зоны в Магаданской области и вывоз товаров и транспортных средств с этой территории.
В декабре 2012 года Магаданским филиалом завершено строительство и введена в эксплуатацию система технических средств обеспечения транспортной безопасности в морском порту Магадан и на подходе к нему, предназначенная для повышения уровня сохранности объектов СУДС и ГМССБ, расположенных в морском порту Магадан.
В июне 2013 года приказом Минтранса России от 13.06.2013 № 210 капитан морского порта Магадан включен в перечень федеральных государственных учреждений и капитанов морских портов, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка, а администрация соответствующего морского порта исключена из указанного перечня.
В декабре 2013 года приказом Минтранса России от 04.12.2013 № 373 морской порт Магадан включен в перечень морских портов, в которых полномочия в сфере организационного, материально-технического и финансового обеспечения исполнения капитанами морских портов своих функций осуществляет администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива.
В июне 2014 года приказом Минтранса России от 27.06.2014 № 169 принято решение о реорганизации ФГУ «АМП Магадан» путем присоединения к ФГУ «АМП Ванино», которое в дальнейшем, после завершения реорганизации, получит новое наименование - федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива».
В августе 2014 года приказом Минтранса России от 5.08.2014 № 219 в морском порту Магадан определены районы якорных стоянок для задержанных или арестованных судов.
В сентябре 2014 года распоряжением Правительства России от 29.09.2014 № 1912-р морской порт Магадан включен в перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов.
В октябре 2014 года приказом Роспотребнадзора от 10.10.2014 № 1011 морской порт Магадан включен в перечень портов, в которых выдаются и продлеваются «Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля» и «Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля».
В декабре 2014 года распоряжением Росморречфлота № АД-476-р признан утратившим силу Устав ФГУ «Администрация морского порта Магадан» в связи с проведенной реорганизацией ФГУ «Администрация морского порта Магадан» в форме присоединения к ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в рамках реализации приказа Минтранса России от 27.06.2014 № 169.
В январе 2015 года приказом Росграницы от 19.01.2015 № 15-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Магадан. В том же месяце, в рамках реализации приказа Минтранса России от 27.06.2014 № 169, завершена реорганизация ФГУ «Администрация морского порта Магадан» в форме присоединения к ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива», о чем в Единый государственный реестр юридических лиц 12.01.2015 внесена соответствующая запись, и функции администрации морского порта стал осуществлять филиал ФГБУ «Администрация морских портов Охотского моря и Татарского пролива» в морском порту Магадан.
В мае 2015 года приказом Минтранса России от 05.05.2015 № 160 утверждены Обязательные постановления в морском порту Магадан, которыми устанавливаются требования в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту Магадан, обязательные для исполнения всеми судами и лицами, осуществляющими деятельность в морском порту. Ранее действовавшие Обязательные постановления в редакции 2006 года после ввода в действие новых обязательных постановлений утрачивают свою силу. В том же месяце распоряжением Росморречфлота от 12.05.2015 № АД-153-р внесены изменения в сведения о морском порте Магадан в Реестре морских портов Российской Федерации, связанные с уточнением технических характеристик морских терминалов морского порта Магадан и наименований их операторов, а также габаритов судов, заходящих в морской порт Магадан.
В июне 2016 года распоряжением Правительства России от 22.06.2016 № 1288-р морской порт Магадан включен в перечень морских портов Российской Федерации, в который разрешается заход (выход) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах.
В августе 2016 года в соответствии с приказом Минтранса России от 16.08.2016 № 243 в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Магадан создана администрация пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».
В марте 2018 года распоряжением Правительства России от 20.03.2018 № 458-р морской порт Магадан включен в перечень морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов.
В мае 2018 года постановлением Правительства России от 19.05.2018 № 584 пункт пропуска через государственную границу в морском порту Магадан включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия из Российской Федерации за пределы таможенной территории Евразийского экономического союза в Дальневосточном федеральном округе отходов и лома черных металлов (код ТН ВЭД ЕАЭС 7204), вывозимых в соответствии с таможенной процедурой экспорта.
В декабре 2018 года постановлением Правительства России от 12.12.2018 № 1512 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Магадан включен в перечень пунктов пропуская через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным и водным транспортом.
В феврале 2021 года распоряжением Росморречфлота от 26.02.2020 № ЗД-57-р внесены изменения в сведения о морском порте Магадан в Реестре морских портов Российской Федерации, связанные с увеличением площадей крытых и открытых складов в морском порту Магадан, а также уточнением наименований отдельных операторов морских терминалов и перечня оказываемых ими услуг в морском порту Магадан.
Перспективы развития морского порта Магадан связаны с дальнейшим развитием объектов портовой инфраструктуры. В частности, планами развития морского порта Магадан предполагается:
- реконструкция объектов федеральной собственности (гидротехнических сооружений – причалов № 4 и № 5) с целью восстановления изношенных элементов конструкций и повышения эффективности погрузочно-разгрузочных операций на причалах;
- дальнейшее развитие существующих терминалов и создание новых терминалов мощностью более 10 млн тонн.