Ледокольные услуги

1. Общая информация

2. Сведения о районах ледокольной проводки

3. Порядок предоставления услуг по ледокольной проводке судов

4. Статистическая информация

5. Контактная информация

 

     1. Общая информация 

 

    Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» предоставляет услуги по ледокольной проводке судов в составе каравана и индивидуальные ледокольные проводки судов, осуществляющих судозаходы в морские порты Белого моря: Архангельск, Витино, Кандалакша и Онега.

     Ледокольная проводка осуществляется с использованием ледоколов «Диксон», «Капитан Чадаев» и «Капитан Евдокимов», закрепленных за Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт».

 

     Технические характеристики ледоколов Архангельского филиала

Наименование ледокола Класс Регистра Размеры
ДхШхО (м)
Мощность (кВт) Автономность (сут.)
Диксон КМ*ЛЛ4 1 А2 88,49х21,17х6,5 9 560 39
Капитан Чадаев +М-СП 3,5 (ледокол) А. 77,6х16,3х3,5 4 650 10
Капитан Евдокимов +М-СП 3,5 (ледокол) А1. 76,52х16,59х2,5 4 815 23

 

     В случае тяжелой ледовой обстановки или при нехватке ледоколов Архангельского филиала для обеспечения бесперебойной проводки транспортных судов в морские порты Белого моря может привлекаться ледокол Мурманского филиала или на договорной основе ледокол ФГУП «Атомфлот» для осуществления ледокольных проводок судов на наиболее сложных участках. 

 

     Характеристики всех ледоколов Архангельского филиала и привлекаемых ледоколов соответствуют условиям работы в ледовых условиях Белого моря и акваторий морских портов для обеспечения проводок судов, которым в установленном порядке разрешен судозаход в морские порты Северного морского бассейна в период зимней навигации. 

 

     2. Сведения о районах ледокольной проводки 


     Морской порт Архангельск

     Период ледокольной проводки судов в морском порту Архангельск объявляется с наступлением ледостава и завершается с окончанием ледохода в устьевой части реки Северная Двина. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов в акватории морского порта в Белом море объявляется капитаном морского порта Архангельск.

     Средняя продолжительность зимней навигации в морском порту Архангельск составляет почти 170 суток.

     В зимние периоды времени северная кромка льдообразования — район начала ледокольных проводок судов – находится в горле Белого моря на условной линии, соединяющей мысы Святой нос и Канин нос.

     Средняя протяженность ледокольных проводок в морской порт Архангельск составляет от 150 до 200 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов. 

 

     Морской порт Витино

     Морской порт Витино является замерзающим морским портом. Гидрометеорологические условия морского порта характеризуются, в частности, наличием ледового покрова на акватории морского порта Витино, в зимнее время достигающего в отдельные периоды толщины 1,2 метра, а также наличием дрейфующих льдов, образующих торосы и сжатия. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов на акватории морского порта Витино и подходах к нему объявляется капитаном морского порта Витино.

     Средняя продолжительность зимней навигации в морском порту Витино составляет 90 суток.

     В зимние периоды времени северная кромка льдообразования — район начала ледокольных проводок судов – находится в горле Белого моря на условной линии, соединяющей мысы Святой нос и Канин нос.

     Средняя протяженность ледокольных проводок в морской порт Витино составляет от 250 до 300 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов.

 

     Морской порт Кандалакша

     Начало и окончание периода ледокольной проводки судов в акватории морского порта Кандалакша и на подходах к нему объявляется капитаном морского порта Кандалакша.

     Средняя продолжительность зимней навигации в морском порту Кандалакша составляет 95 суток.

     В зимние периоды времени северная кромка льдообразования — район начала ледокольных проводок судов – находится в горле Белого моря на условной линии, соединяющей мысы Святой нос и Канин нос.

     Средняя протяженность ледокольных проводок в морской порт Кандалакша составляет от 250 до 300 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов.

 

     Морской порт Онега

     Период ледокольной проводки судов в морском порту Онега объявляется с наступлением ледостава при толщине ледяного покрова в акватории морского порта Онега более 10 сантиметров и завершается с окончанием ледохода в устьевой части реки Онега. Начало и окончание периода ледокольной проводки судов в акватории морского порта Онега и на подходах к нему объявляется капитаном морского порта Онега.

     Средняя продолжительность зимней навигации в морском порту Онега составляет 110 суток.

     В зимние периоды времени северная кромка льдообразования — район начала ледокольных проводок судов – находится в горле Белого моря на условной линии, соединяющей мысы Святой нос и Канин нос.

     Средняя протяженность ледокольных проводок в морской порт Онега составляет от 250 до 300 морских миль в зависимости от ледовых условий, размеров и категорий ледовых усилений проводимых судов.

 

     3. Порядок предоставления услуг по ледокольной проводке судов 

 

     Ледокольная проводка в морские порты: Архангельск, Витино, Кандалакша и Онега осуществляется Архангельским филиалом в соответствии с решениями Бассейновой комиссии по организации ледокольной проводки судов в замерзающих портах Западной Арктики и на подходах к ним.

     Задачи, функции, период и порядок работы комиссии определяется положением о ней, которое утверждено приказом руководителя ФГБУ «АМП Западной Арктики» от 28.10.2015 № 805-ХО.

     Состав бассейновой комиссии на зимнюю навигацию 2023-2024 гг. утвержден приказом ФГБУ «АМП Западной Арктики» 30.10.2023 № 62-ХО.

     Комиссия осуществляет оперативную работу по выработке рекомендаций капитанам морских портов по организации ледокольных проводок судов, установлению режимов ледового плавания и обеспечению безопасности мореплавания в условиях ледового плавания на основе законодательных и нормативных правовых актов, регулирующих данные вопросы и с учетом требований:

  • Обязательных постановлений в морском порту Архангельск, утвержденных приказом Минтранса России от 9.07.2014 № 183, в части организации плавания судов во льдах в морском порту Архангельск;
  • Обязательных постановлений в морском порту Витино, утвержденных приказом Минтранса России от 27.02.2012 № 50, в части организации плавания судов во льдах в морском порту Витино;
  • Обязательных постановлений в морском порту Кандалакша, утвержденных приказом Минтранса России от 7.11.2013 № 345, в части организации плавания судов во льдах в морском порту Кандалакша;
  • Обязательных постановлений в морском порту Онега, утвержденных приказом Минтранса России от 22.01.2014 № 13, в части организации плавания судов во льдах в морском порту Онега.

     Из числа членов комиссии решением руководителя комиссии формируется оперативная группа - штаб ледокольных проводок, выполняющая круглосуточную оперативную работу по обеспечению ледокольной проводки судов. Штаб ледокольных проводок создается в морском порту Архангельск и возглавляется капитаном морского порта Архангельск.

     Капитаны морских портов с учетом рекомендаций комиссии и штаба ледокольных проводок издают необходимые распоряжения по соответствующим морским портам, связанные с введением ограничений для судов по режиму ледового плавания на акваториях морских портов и на подходах к ним, которые публикуются на интернет-сайте ФГБУ «АМП «Западной Арктики» в разделах:

 

     Порядок предоставления ледокольных проводок судов в составе каравана в морской порт Архангельск

 

     Ледокольная проводка судов, следующих в/из морской порт Архангельск, осуществляется ледоколами Архангельского филиала путем следования судна в составе ледового каравана от/до точки формирования каравана (далее - ТФК), которая определяется капитаном морского порта Архангельск и капитаном ледокола в районе условной линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, до/от места первой (последней) стоянки в морском порту Архангельск. В случае невозможности следования в составе ледового каравана судно может запросить индивидуальную ледокольную проводку, которая осуществляется Архангельским филиалом при наличии ледоколов, свободных от ледокольной проводки караванов.

     Информация о подходе судна к ТФК передается за 72 часа и подтверждается за 24 часа до ожидаемого подхода к ТФК через веб-интерфейс «Информационной системы государственного портового контроля: Модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации» по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru

     Время и порядок следования судов через лед, а также число проводимых одновременно судов определяются капитаном морского порта Архангельск на 11:00 часов каждых суток и размещаются на сайте www.mapm.ru в сети Интернет. При изменении ледовой обстановки и необходимости внесения изменений время и порядок следования судов через лед уточняется по состоянию на 20:00 текущих суток с последующим опубликованием сети Интернет: http://www.mapm.ru/port/Arkhangelsk/.

     В зависимости от прогнозируемой ледовой обстановки в акватории морского порта Архангельск капитан морского порта Архангельск устанавливает ограничения по режиму ледового плавания, в соответствии с положениями Обязательных постановлений в морском порту Архангельск. Уведомление об ограничениях по ледовому плаванию и местонахождению ТФК размещается в сети Интернет по адресу: www.mapm.ru не позднее чем за 14 суток до предполагаемой даты введения ограничений по ледовому плаванию и местонахождению ТФК. Формирование каравана осуществляется капитаном морского порта Архангельск исходя из:

  • времени подхода судна к точке формирования каравана (далее – ТФК);
  • времени поступления заявки на заход в морской порт Архангельск или выхода из морского порта;
  • очередности движения судов;
  • ограничений для судов по режиму ледового плавания.

     Заявки на включение судов в караван для ледокольной проводки с указанием времени подхода судна к ТФК или готовности судна к выходу из морского порта Архангельск передается капитану морского порта по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru  Информация о подходе судна к ТФК передается за 72 часа и подтверждается за 24 часа до ожидаемого подхода к ТФК.

     Суда, не имеющие возможности следовать в ТФК самостоятельно, по заявке судовладельца (капитана судна) обеспечиваются индивидуальной ледокольной проводкой.

     С подходом к ТФК судно устанавливает радиосвязь с ледоколом Архангельского филиала на УКВ канале 16 (позывной – наименование ледокола, формирующего караван) и далее действует в соответствии с указаниями капитана ледокола. При необходимости помощь в установлении радиосвязи судна с ледоколом оказывает штаб ледокольных проводок.

     Суда, включенные в состав каравана, по указанию капитана ледокола, осуществляющего ледовую проводку, переходят на радиосвязь на каналах УКВ, указанных капитаном ледокола и передают ему информацию о размерениях, осадке, мощности главных двигателей судна, ледовом классе судна, информацию о загрузке судна (в грузу или в балласте находится судно), а также сведения о возможности управления главным двигателем судна в ручном режиме.

     Запасы топлива, продовольствия и воды на судне должны обеспечить автономность судна не менее чем на 14 суток с момента подхода судна к ТФК, для захода судна в морской порт Архангельск.

     С учетом фактической ледовой обстановки на акватории морского порта Архангельск и технических характеристик судов, суда могут следовать в/из морской порт Архангельск с использованием рекомендаций капитана ледокола и штаба ледокольных проводок по маршруту самостоятельно. Суда, следующие самостоятельно, обязаны информировать штаб ледокольных проводок о движении каждые четыре часа и сообщать ледовую обстановку на маршруте движения.

 

     За предоставленные Архангельским филиалом ледокольные услуги по проводке судов в/из морской порт Архангельск взимаются ледокольные сборы. Информация о ставках ледокольных сборов в морском порту Архангельск приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Архангельского филиала».

 

     Порядок предоставления ледокольных проводок судов в составе каравана в морской порт Кандалакша

 

     Ледокольная проводка судов, следующих в/из морской порт Кандалакша, осуществляется ледоколами Архангельского филиала путем следования судна в составе ледового каравана от/до точки формирования каравана (далее – ТФК), которая определяется капитаном морского порта Кандалакша и капитаном ледокола в районе условной линии, соединяющей мысы Святой Нос и Канин Нос, до/от места первой/последней стоянки в морском порту Кандалакша. В случае невозможности следования в составе ледового каравана судно может запросить индивидуальную ледокольную проводку, которая осуществляется Архангельским филиалом при наличии ледоколов, свободных от ледокольной проводки караванов.

     Информация о подходе судна к ТФК передается за 72 часа и подтверждается за 24 часа до ожидаемого подхода к ТФК через веб-интерфейс «Информационной системы государственного портового контроля: модуль «Регистрация заходов и отходов судов в морских портах Российской Федерации» по адресу в сети Интернет: www.portcall.marinet.ru

     Время и порядок следования судов через лед, а также число проводимых одновременно судов определяются капитаном морского порта на 10:00 часов каждых суток и размещаются на сайте www.mapm.ru в сети Интернет. При осложнении ледовой обстановки и необходимости внесения изменений время и порядок следования судов через лед уточняется по состоянию на 20:00 текущих суток с последующим опубликованием в сети Интернет: www.mapm.ru/port/Kandalaksha .

     В зависимости от прогнозируемой ледовой обстановки на акватории морского порта Кандалакша, капитан морского порта Кандалакша устанавливает ограничения по режиму ледового плавания в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша.

     Ограничения по режиму ледового плавания, установленные в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша, не применяются к судам валовой вместимостью более 30 000 в возрасте не старше 15 лет и соответствующим требованиям, установленным правилами Российского морского регистра судоходства в части возможности самостоятельного плавания во льдах и плавания во льдах под проводкой ледокола. В этом случае применяются ограничения по режиму ледового плавания, установленные правилами Российского морского регистра судоходства, для таких судов.

     Формирование каравана осуществляется капитаном морского порта Кандалакша исходя из:

  • времени подхода судна к ТФК;
  • времени поступления заявки на заход в морской порт Кандалакша или выхода из морского порта;
  • очередности движения судов, установленной Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 12.11.2021 № 395;
  • ограничений для судов по режиму ледового плавания.

     С подходом к ТФК судно устанавливает радиосвязь с ледоколом Архангельского филиала на 16 канале УКВ связи и далее действует в соответствии с указаниями капитана ледокола. При необходимости помощь в установлении радиосвязи судна с ледоколом оказывает штаб ледокольных проводок.

     С учетом фактической ледовой обстановки на акватории морского порта Кандалакша и технических характеристик судов суда могут следовать по акватории морского порта Кандалакша и подходному фарватеру самостоятельно. Суда, следующие самостоятельно, информируют капитана морского порта о ледовой обстановке.

     Запасы топлива, продовольствия и воды на судне должны обеспечить автономность судна не менее чем на десять суток с момента подхода судна к ТФК для захода судна в морской порт Кандалакша. При нахождении судна в районе ледокольной проводки судов более чем десять суток с момента подхода судна к ТФК капитан морского порта предпринимает неотложные меры по проводке судна в морской порт.

 

     За предоставленные Архангельским филиалом ледокольные услуги по проводке судов в/из морской порт Кандалакша взимаются ледокольные сборы. Информация о ставках ледокольных сборов в морском порту Кандалакша приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Мурманского филиала».



 

     Порядок индивидуальной ледокольной проводки судов 

 

     Архангельский филиал предоставляет услуги по индивидуальной ледокольной проводке судов, осуществляющих судозаходы в морские порты Архангельск, Витино, Кандалакша и Онега, или осуществляющих плавание в акватории Белого моря. Ледокольные услуги предоставляются Архангельским филиалом в соответствии с условиями типового договора на оказание услуг по ледокольной проводке (далее — Договор). 

     Для заключения Договора судовладельцу/морскому агенту следует направить заявку на заключение Договора на факс Архангельского филиала +7 (8182) 65-03-43 или по адресу электронной почты mail@ark.rosmorport.ru  

     Заявка будет рассмотрена в течение одного рабочего дня. После рассмотрения заявки судовладельцу/морскому агенту или иным заказчикам при наличии технической возможности предоставления соответствующих услуг направляется оформленный со стороны Архангельского филиала Договор для подписания. Подписанный со стороны судовладельца/морского агента или иного заказчика оригинал Договора возвращается в Архангельский филиал. 

     Информация о тарифах Архангельского филиала по индивидуальной ледокольной проводке судов приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Архангельского филиала».

 

     4. Статистическая информация 

 

     Сведения о количестве судов, обеспеченных проводками ледоколами Архангельского филиала, осуществивших судозаходы в морские порты Белого моря

Период зимней
навигации
Количество судов, обеспеченных ледокольными
проводками, ед.
Архангельск Витино Кандалакша Онега
2007–2019 годы ⇲
2007-2008 261 14
2008-2009 296 6 24
2009-2010 261 5 18 4
2010-2011 279 19 6
2011-2012 234 13 4
2012-2013 296  – 10
2013-2014 253 14 6

2014-2015

370

17

6

2015-2016

373

7

6

2016-2017 355 7 8
2017-2018 334 6 3
2018-2019 286 23 3
2019-2020 317 3 1
2020-2021 329 2
2021-2022 457 27 6
2022-2023 325 14

 

     Сведения о средней протяженности ледокольных проводок судов, следовавших в морские порты Белого моря

Период зимней
навигации
Средняя протяженность ледокольных проводок 
судов, морских миль
Архангельск Витино Кандалакша Онега
2007–2019 годы ⇲
2007-2008 125 240
2008-2009 193 290 290
2009-2010 157 250 250 250
2010-2011 200 290 290
2011-2012 180 270 270
2012-2013 200 290
2013-2014 150 290 290
2014-2015

190

310

300

2015-2016

180

314

240

2016-2017 150 200 90
2017-2018 283 290 90
2018-2019 282 290 290
2019-2020 282 320 40
2020-2021 180 50
2021-2022 151 250 50
2022-2023 40 250

 

     5. Контактная информация 

 

     Дополнительную справочную информацию о порядке предоставления Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт» услуг, связанных с использованием ледоколов филиала можно получить по телефонам диспетчерской Архангельского филиала: 

     +7 (8182) 67-13-43 (круглосуточно); 

     +7 (8182) 65-68-16 (по рабочим дням с 08:00 до 17:15 по московскому времени, обеденный перерыв с 12:00 до 13:00) — главный диспетчер Архангельского филиала, 

     а также направив запрос по факсу: +7 (8182) 65-03-43 или по адресу электронной почты mail@ark.rosmorport.ru  


Логин
Пароль