Основная цель планов развития инфраструктуры морских портов, в реализации которых Росморпорт принимает самое непосредственное и активное участие, — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.
Прошедший год стал для нас хорошим испытанием на прочность, проверкой способности быть гибче, жить и работать в новых реалиях. Пройдя сквозь трудности 2020 года, нам удалось сохранить главное — коллектив, не допустив существенных рисков для сотрудников Предприятия.
Мы выработали новые подходы к процессам управления в околокризисной ситуации, обеспечили коллектив дефицитными поначалу средствами защиты, внедрили мониторинг здоровья, перевели значительную часть персонала на режим дистанционной работы без ущерба для бизнес-процессов Предприятия. Активно внедряли цифровые инструменты и современные механизмы коммуникаций, заменившие ранее привычные форматы работы и общения. За счет этого нам удалось обеспечить бесперебойный и безопасный режим работы.
На фоне связанных с COVID-19 масштабных ограничений, сужения рынка углеводородов и провала биржевых цен на нефть грузооборот морских портов России снизился на 2,3%. Это, а также полная «заморозка» круизного судоходства, привело к снижению судозаходов: совокупные объемные показатели судов, заходивших в отечественные порты, упали на 9%. Пропорционально снизились и поступления от портовых сборов. Это привело к необходимости оптимизации и принятия ряда управленческих решений, оптимизации затрат и пересмотру программы деятельности Предприятия.
Суммарная выручка Предприятия по итогам года составила 28,5 млрд руб., что ниже показателя предыдущего периода более чем на 350 млн руб. Выровнять ситуацию во многом помогло заключение дополнительных договоров на коммерческие услуги флота. Выручка от коммерческой работы флота за прошлый год составила 4,8 млрд руб. — это рекордный для ФГУП «Росморпорт» показатель. Чистая прибыль по итогам 2020 года составила 584 млн руб.
Проведенная оптимизация затрат не привела к сокращению объемов инвестирования. На строительство новых капитальных объектов, а также реконструкцию, модернизацию и приобретение основных средств в прошлом году направлено 9,4 млрд руб. собственных и заемных средств. Это тоже рекорд за всю историю Росморпорт, который, как ожидается, будет «перекрыт» уже в текущем году.
Несмотря на все сложности, в 2020 году нам удалось добиться немалых побед. Так, мы приняли в состав флота ледокол «Виктор Черномырдин» — самый большой и мощный в мире среди неатомных ледоколов. Участие в церемонии подъема флага РФ на ледоколе принял Президент России. Всего флот Росморпорт пополнился 19 судами. Началось строительство ледокола для Дальневосточного бассейна мощностью 18 МВт. Организовано приобретение, дооснащение и дооборудование парусного судна в рамках реализации проекта «Школа под парусами». Был спущен на воду первый в России экологичный паром «Маршал Рокоссовский», который мы планируем принять в состав флота в этом году. Ледоколы Предприятия участвовали в ряде важнейших программ, в т. ч. в значимых международных проектах.
В рамках крупных задач по строительству портовой инфраструктуры мы завершили строительство первого этапа транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в акватории бухты Мучке и строительство акватории терминала в порту Усть-Луга. Начаты строительство чрезвычайно важного для Чукотского округа паромно-пассажирского комплекса в поселке Угольные Копи (КПМИ) и формирование акватории для угольного терминала в бухте Суходол.
В октябре прошлого года Росморпорт разместил пилотный транш биржевых облигаций в объеме 4 млрд руб. Размещение показало высокий спрос на бумаги Предприятия, что позволило обеспечить низкую ставку заимствований. Полученные средства направлены на реализацию важнейших инвестпроектов.
Наша задача на 2021 год — не сбавлять обороты, успешно реализовать и не допустить срыва сроков по важнейшим проектам в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также завершить подготовку ФГУП «Росморпорт» к предстоящему акционированию. В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» в 2021 году запланирован прирост производственной мощности морских портов в объеме более 45 млн тонн.
В планах Предприятия на среднесрочную перспективу — реализация 34 мероприятий КПМИ по строительству портовой инфраструктуры. Мы планируем сохранить собственную инвестпрограмму по развитию имущественного комплекса, сделав особую ставку на обновление и пополнение флота, строительство и реконструкцию объектов систем обеспечения безопасности мореплавания.
Предприятие продолжит вести работу по обоснованной индексации тарифов портовых сборов, внедрению мониторинга экологической обстановки в портах, увеличению доли электронного документооборота, стандартизации договорной и нормативной базы Предприятия, повышению производительности труда.
Коллектив нашего Предприятия молодой, современный и ориентирован на развитие — уверен, что команде ФГУП «Росморпорт» под силу решать задачи любой сложности и оперативно реагировать на поступающие вызовы.
Удачи в работе!
НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА — КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ
В непростых условиях пандемии Компания смогла перестроиться на новый ритм работы, выработала новые подходы к процессам управления в околокризисной ситуации.
Оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) был создан приказом Росморпорт во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации в целях предупреждения распространения коронавируса и принятия необходимых организационно-распорядительных мер. Оперативный штаб начал работу 20 марта 2020 года.
Приказом были утверждены: состав оперативного штаба, положение о его задачах, полномочиях и функционале, а также план неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.
На главной странице официального интернет-сайта Росморпорт был создан специальный раздел для размещения информации о деятельности Оперативного штаба Росморпорт, а также материалы по вопросам борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции.
В условиях усиления противоэпидемических мер в морских портах страны Росморпорт продолжал функционировать в штатном режиме с соблюдением всех мер безопасности, таких как: мероприятия по санобработке помещений, судов, транспорта, регулярный мониторинг здоровья работников Компании, обеспечение их защитными средствами.
Были приняты все необходимые мероприятия по обеспечению устойчивой и безаварийной работы флота, надежного функционирования береговых систем обеспечения безопасности мореплавания и предоставлению качественных услуг по лоцманской проводке судов с минимизацией рисков заражения работников. Лоцманы Росморпорт осуществляли безопасную проводку судов в 53 морских портах страны. Ежедневно на суточное дежурство заступали 150 лоцманов. При посещении судов, прибывших из государств, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, лоцманы неукоснительно соблюдали инструкции по мерам предосторожности с целью исключения возможности заражения.
Специалисты систем управления движением судов (СУДС) круглосуточно организовывали и регулировали движение судов в зонах действия СУДС, предоставляли судоводителям оперативную навигационную информацию.
Ежедневно заступали на смену:
операторов СУДС
операторов ГМССБ, НАВТЕКС
специалистов технического обеспечения
Суда флота Росморпорт — 36 ледоколов, 40 судов дноуглубительного и технического флота и другие суда осуществляли свою деятельность в соответствии с обычным графиком. Были исключены контакты плавсостава при исполнении должностных обязанностей с любыми посторонними лицами в морских портах, ограничен допуск посетителей на суда. При работе с портовыми властями, службами порта, а также при оформлении документов было исключено массовое скопление персонала. На всех объектах Росморпорт выполнялись рекомендации Минздрава России и Роспотребнадзора. Работники использовали необходимые средства защиты: маски, респираторы, одноразовые защитные комбинезоны и перчатки, индивидуальные дезинфицирующие средства. К работе допускались сотрудники, прошедшие бесконтактное измерение температуры тела и медосмотр. Проводилась регулярная санитарная обработка помещений, дезинфекция судов и наземного транспорта, использующихся для доставки лоцманов, обработка поручней трапов, ручек и задраек дверей, носимых радиостанций и телефонов дезинфицирующими составами. На информационных стендах были размещены материалы профилактики распространения вирусной инфекции.
Впервые и успешно был организован удаленный формат работы персонала офисов: оперативно организован доступ по защищенным каналам связи для подключения дистанционных работников к корпоративным ресурсам Предприятия, отлажены процессы внутреннего и внешнего электронного документооборота, успешно эксплуатировалась всеми филиалами Предприятия система видеоконференцсвязи, что позволило сохранить эффективность работы Предприятия в условиях перевода более чем 2,5 тыс. сотрудников Росморпорт на дистанционный режим работы. Кроме этого, с глобальными изменениями условий осуществления предпринимательской деятельности, связанными с пандемией новой коронавирусной инфекции, Росморпорт оказывал поддержку малому и среднему бизнесу. Мероприятия осуществлялись в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 № 670-р. Арендаторам, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлялась отсрочка арендной платы с 1 апреля по 1 октября 2020 года.
По итогам 2020 года суммарный объем погрузочно-разгрузочных работ в морских портах России составил 820,8 млн тонн. Снижение объемных показателей обработанных грузов в морских портах в сравнении с сопоставимыми результатами 2019 года в абсолютном исчислении составило 19,5 млн тонн. Снижение грузооборота составило 2,3%.
В сравнении с итогами 2019 года увеличили объемы перевалки грузов морские порты Каспийского и Дальневосточного бассейнов, соответственно, на 9,5 и 4,6%, при одновременном уменьшении объемов перевалки грузов в Арктическом (-8,4%), Азово-Черноморском (-2,4%) и Балтийском (-5,8%) бассейнах.
Основу грузовой базы отечественных морских портов по-прежнему составляют сырьевые наливные грузы, в основном нефть и продукты нефтепереработки. Они составляют 50,7% от общего объема грузов, обработанных в морских портах. В структуре сухих грузов 46,6% приходится на угольные грузы.
Доставка грузов в морские порты осуществляется железнодорожным транспортом — 49,7% от общего объема грузов, доставленных в морские порты, трубопроводным — 33,1%, автомобильным — 11,1%, морским — 3,6% и внутренним водным — 2,5%. Вывоз грузов из морских портов России в основном осуществляется автомобильным и морским транспортом, доля которых составляет 38,6 и 38,0% соответственно. Доля железнодорожного транспорта составляет 16,8%, трубопроводного — 6,4% и внутреннего водного транспорта — 0,2%.
Всего за 2020 год перевезено российских внешнеторговых грузов через морские порты России, стран Балтии, Украины и Финляндии 774,4 млн тонн, что на 3,7% меньше, чем за 2019 год. Из них: сухих грузов перевезено 400,5 млн тонн (+2,5%), наливных — 373,9 млн тонн (-9,7%).
Объем перевозок российских внешнеторговых грузов через морские порты стран Балтии, Украины и Финляндии составил 29,6 млн тонн (снижение в 1,6 раза), в том числе сухих грузов — 28,9 млн тонн (снижение в 1,5 раза), наливных — 0,7 млн тонн (снижение в 1,9 раза).
В 2020 году в морские порты Российской Федерации, в которых выполняет свои функции Росморпорт, осуществлено 231 796 судозаходов (вход + выход), из них 112 386 ед. (48%) в загранплавании, 119 410 ед. (52%) в каботаже (без учета прогулочных судов прибрежного плавания).
Доля судов каботажного плавания в целом по морским портам по сравнению с 2019 годом увеличилась на 3%, в основном за счет роста количества заходов судов в портах:
Уменьшение доли заходов судов в загранплавании на 3% произошло в основном за счет снижения количества:
Загранплавание
Каботаж
Наибольшая доля приходится на сухогрузные (загранплавание 62%, каботаж 53%) и наливные (загранплавание 25%, каботаж 30%) суда.
В общем судообороте 2020 года произошло увеличение доли:
Доля контейнеровозов осталась на уровне 2019 года и составила 4%. Снижение доли судозаходов произошло:
Основное количество судозаходов в 2020 году приходится на:
В целом в 2020 году количество судозаходов в морские порты Российской Федерации на 1% превысило уровень 2019 года (+2 318 ед.) за счет роста количества судов в каботажном плавании на 8 566 ед. (+8%) при снижении в загранплавании на 6 248 ед. (–5%).
Рост количества судозаходов зафиксирован в портах:
При этом наибольшее уменьшение количества судозаходов зафиксировано в портах Большой порт Санкт-Петербург на 3 096 ед. (-19%), Владивосток на 1 092 ед. (-8%), Онега на 939 ед. (-60%), Усть-Луга на 768 ед. (-11%), Новороссийск на 640 ед. (-6%) в связи со снижением объемов перевалки грузов.
В 2020 году суммарная валовая вместимость судов, заходящих в морские порты Российской Федерации, в которых осуществляет свою деятельность Росморпорт, составила 1 835,5 млн GT1, что на 188,7 млн GT (-9%) меньше показателей 2019 года.
Снижение суммарной валовой вместимости судов на 9% произошло за счет уменьшения объемных показателей судов загранплавания на 12% при их увеличении по судам каботажного плавания на 4%. Основная доля валовой вместимости судов — 80%, или 1 460,5 млн GT, приходится на суда в загранплавании.
Наибольшая доля объемных показателей судов приходится на наливные (44%) и сухогрузные (42%) суда, при этом доля сухогрузных судов выросла на 5%, а доли пассажирских судов (0,4%) и контейнеровозов (9%) снизились на 3 и 2% соответственно.
Наибольшее снижение объемных показателей в 2020 году произошло:
В то же время рост объемных показателей произошел:
Основная доля объемных показателей судов в 2020 году приходится на порты: Новороссийск 228 млн GT (12%), Усть-Луга 154 млн GT (8%), Большой порт Санкт-Петербург 141 млн GT (8%), Восточный 126 млн GT (7%), Кавказ (в т. ч. транзит по Таманскому судоходному пути) 105 млн GT (6%), Владивосток 94 млн GT (5%), Мурманск 92 млн GT (5%) и транзит по Керчь-Еникальскому каналу 82 млн GT (4%).
Существенное снижение объемных показателей обусловлено отсутствием круизных судов загранплавания в Пассажирском порту Санкт-Петербург на 66 942 тыс. GT (-32%), уменьшением количества судов, заходящих в порты Находка на 58 972 тыс. GT (-46%), Калининград на 23 615 тыс. GT (-43%), Владивосток на 19 058 тыс. GT (-17%) и Восточный на 8 123 тыс. GT (-6%) с целью бункеровки, и уменьшением объемов перевалки грузов в портах Новороссийск на 21 141 тыс. GT (-8%), Приморск на 14 772 тыс. GT (-18%), Мурманск на 7 765 тыс. GT (-8%).
При этом наибольший рост объемных показателей произошел в портах:
Загранплавание
Каботаж
Согласно Долгосрочной программе развития Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (на 2017—2030 годы), с учетом реализации проектов, включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, расширение объемов портовых мощностей к 2030 году приведет к росту грузооборота до 1,1 млрд тонн. Доля сырьевых товаров в структуре российского экспорта в стоимостном выражении традиционно занимает 80% годового объема, и предпосылки для серьезных изменений доли сырья в структуре экспорта отсутствуют.
В структуре грузооборота российских портов за 2020 год более 94% приходится на 10 ключевых грузопотоков, а именно: уголь и кокс (188,5 млн тонн; 23% общего грузооборота); минеральные удобрения (19,2 млн тонн; 2,3%); железорудное сырье (13,2 млн тонн; 1,6%); нефть (235,1 млн тонн; 28,6%); нефтепродукты (142,6 млн тонн; 17,4%); сжиженный газ (32,6 млн тонн; 4,0%); металлы (33,7 млн тонн; 4,1%), зерно (50,3 млн тонн; 6,1%), грузы в контейнерах (57,7 млн тонн; 7,0%), грузы на паромах и ро-ро грузы (6,9 млн тонн; 0,8%).
Основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья традиционно являются топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составляет стабильно 65%, при этом ежегодно физический объем экспорта топливно-энергетических товаров растет. Структура грузопотоков сохраняет относительную стабильность, демонстрируя незначительную динамику изменений на коротких периодах.
Необходимо отметить подверженность международных товарно-сырьевых рынков цикличности и высокой волатильности.
Изменчивость глобального рынка и экспортная ориентированность российской морской торговли формируют новые требования к управлению портовой инфраструктурой. Для обеспечения безопасности, гибкости и эффективности экспортных грузопотоков требуется комплексное развитие портовой инфраструктуры во всех морских бассейнах Российской Федерации. Кроме того, волатильность и неопределенность рынков товарной продукции требуют регулярного мониторинга товарных рынков, планирования новых мощностей с учетом этапов и сценариев развития.
Долгосрочная динамика грузооборота, товарная структура и направления грузопотоков российских морских портов будут определяться ключевыми тенденциями в экспортоориентированных отраслях:
Несмотря на высокую неопределенность экономических условий на глобальном рынке, в российских морских портах ожидается увеличение грузооборота навалочных грузов, зерна, СПГ и грузов в контейнерах.
В целевом сценарии ожидается увеличение грузооборота российских морских портов до 1 123,9 млн тонн в 2030 году, в форсированном сценарии, в случае улучшения конъюнктуры на основных рынках, грузооборот увеличится до 1 372,7 млн тонн в 2030 году.
Железнодорожный транспорт обеспечивает доставку 50% переваливаемых в портах грузов, при этом согласно целевому сценарию развития грузопотоков в перспективе до 2025 года эта доля, возможно, увеличится, так как основной рост будет определяться динамикой тяжелой промышленности России, грузы которой перевозятся преимущественно железнодорожным транспортом.
В 2020 году объемы железнодорожных перевозок в сообщении с портами составили 366,2 млн тонн (+3,7% к уровню 2019 года).
Реализация мероприятий по развитию пропускной и провозной способностей железнодорожной инфраструктуры, предусмотренных Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 466-р), позволит к 2025 году обеспечить освоение грузопотоков по сети ОАО «РЖД» в сообщении с морскими портами Российской Федерации в размере 597,5 млн тонн (+63% к уровню 2020 года).
Существует риск недостатка пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, и данные о пропускных способностях железных дорог нуждаются в детализации и уточнении, так как, во-первых, существует возможность повышения пропускной способности за счет эффективности работы, во-вторых, есть риск возникновения узких мест на станциях и отдельных участках даже при заявленных параметрах пропускной способности.
Первоочередной задачей государства в развитии портовой инфраструктуры является обеспечение планируемого объема перевалки грузов. Для 2030 года дефицит портовых мощностей указывается индикативно с целью выявления необходимости дальнейшей проработки потенциальных проектов, решение о реализации которых должно быть принято на основании пересмотра прогноза грузопотоков и статуса реализации одобренных проектов в режиме трехгодичного цикла актуализации Долгосрочной программы развития.
Для сравнительного анализа конкурентоспособности российских морских портов были выбраны четыре основных типа грузов: уголь, контейнеры, зерно и СПГ; две группы портов: мировые лидеры, определенные для каждого ранее выбранного типа груза на основе объемов перевалки, и основные конкуренты — порты, выбранные с точки зрения конкуренции на основных рынках сбыта ранее выбранных типов грузов.
Для сравнительного анализа использовались следующие показатели: масштаб (объем перевалки груза в порту); конкурентоспособность (максимально допустимый дедвейт судна, полное время оборота судна в порту, стоимость перевалки и портовые сборы).
На основе проведенного анализа выявлено, что важными направлениями для повышения конкурентоспособности российских портов являются:
Дноуглубление. Одно из основных направлений деятельности Росморпорт — содержание акваторий и подходов к морским портам. В 2020 году выполнены ремонтные дноуглубительные работы в объеме 7,8 млн м3 . Доля объемов, выполненных собственной дноуглубительной техникой, в 2020 году составила 90%.
По данным Государственного судового реестра, общая численность дноуглубительного флота в Российской Федерации в 2020 году составила 384 единицы, из них 40 судов дноуглубительного и технического флота принадлежат Росморпорт, что составляет 10,4% от всего дноуглубительного флота.
Рынок буксирных услуг. В РМРС на начало 2021 года зарегистрировано 410 буксиров, в том числе 56 буксиров под нероссийскими флагами, которым не запрещено оказывать услуги в морских портах России. Таким образом, доля Росморпорт в общем количестве морских буксиров (без учета буксиров, оперирующих в морских портах, зарегистрированных в РРР) составляет 8,8%.
Рынок лоцманских услуг. За 2020 год доля Росморпорт по суммарной валовой вместимости судов (GT), обслуженных лоцманами Росморпорт, составила 51,3% от общего количества судозаходов, подлежащих обязательной лоцманской проводке.
Рынок ледокольных услуг. На начало 2021 года флот Росморпорт насчитывает 36 ледоколов и ледоколов-буксиров, зарегистрированных в РМРС и РРР (преимущественно в речном регистре числятся мелкосидящие ледоколы Каспийского и Азовского бассейнов). Потенциальную конкуренцию им составляют 8 ледоколов класса Icebreaker 6-8, принадлежащих компаниям Газпромнефть, Роснефть, Лукойл, Совкомфлот. Таким образом, доля Росморпорт на рынке ледокольных услуг в морских портах составляет 81,8%.
Аренда причалов. Объем перевалки грузов на причалах Росморпорт составил в 2020 году 294,7 млн тонн, или 36% от общероссийской перевалки, что соответствует показателю 2019 года. Доля Росморпорт на рынке услуг перевалки без учета рейдовой перевалки составила в 2020 году 39%, аналогично показателю 2019 года. С учетом перегрузки не у причалов, в том числе на наливных пирсах, доля Росморпорт составила 58%, что на 3% ниже показателя 2019 года.
Доля дноуглубительных работ, выполненных собственной техникой
Доля рынка по численности дноуглубительных судов
Доля рынка по численности буксиров
Доля объема оказанных лоцманских услуг, оценочно
Доля рынка по численности ледокольных судов
Доля рынка (по объему перевалки грузов на причалах)
Доля рынка (по объему перевалки грузов без учета рейдовой перевалки)
По результатам анализа текущей конкурентоспособности российских морских портов Росморпорт определил стратегические цели и задачи. Приоритетными целями являются:
Для достижения указанных целей деятельности определен ряд основных задач, соответствующих роли Росморпорт в реализации государственной стратегии развития портов.
Достижение обозначенных целей и выполнение задач позволит в долгосрочной перспективе выйти на качественно новый уровень оказания всех видов портовых услуг, прежде всего в сфере безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации.
Стратегические цели | Задачи |
---|---|
Развитие портовой инфраструктуры |
Реализация проектов федеральных целевых программ (ФЦП), государственных программ, то есть:
|
Повышение конкурентоспособности морской транспортной инфраструктуры РФ |
|
Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта |
Обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним, включая:
|
Документом, определяющим основные направления и целевые показатели развития, является Долгосрочная программа развития Росморпорт (далее — Долгосрочная программа развития).
Долгосрочная программа развития синхронизирована как с внутренними документами Предприятия, в том числе и с Программой деятельности, так и со стратегическими документами отрасли в целом — Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.
Долгосрочная программа развития предусматривает реализацию мероприятий по комплексному и системному решению задач, поставленных перед Предприятием в рамках общеотраслевых документов / поручений Правительства Российской Федерации. В их числе:
Долгосрочная программа развития определяет очередность и сроки реализации основных мероприятий, необходимый объем работ по развитию портовой инфраструктуры и обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, источники финансирования мероприятий, а также содержит финансово-экономические показатели и показатели ожидаемых результатов деятельности Росморпорт.
Действующая редакция Долгосрочной программы развития утверждена распоряжением Росморречфлота от 20.02.2021 № АЛ-50-р.
Программа развития Росморпорт | ||
---|---|---|
проекты поддержания основных фондов (ПОФ) | проекты развития | организационно-технические мероприятия |
реализация проектов не влечет за собой увеличение мощности портов, но оказывает влияние на улучшение либо поддержание характеристик качества и/или безопасности предоставляемых портовых услуг | реализация проектов направлена на увеличение мощностей портов, проекты характеризуются экономической привлекательностью и/или влиянием на конкурентоспособность портов | поддержание и систематическое совершенствование деятельности |
В результате реализации инвестиционных проектов и организационно-технических мероприятий целевые значения грузооборота российских морских портов составят 1 123,9 млн тонн к 2030 году |
Приоритетное направление — строительство ледокольного (средства федерального бюджета) и дноуглубительного флота (собственные средства).
Общий объем финансирования капитальных вложений на строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений за счет всех источников в 2021–2023 годах запланирован в сумме более 64,9 млрд руб., направляемых преимущественно в проекты развития.
В целевом сценарии развития представлено 43 инвестиционных проекта, с учетом 6 комплексных проектов, включающих в себя ряд подпроектов, сгруппированных по номенклатуре грузов и этапности их реализации:
Форсированный сценарий развития представляет собой целевой сценарий, расширенный за счет 47 инвестиционных проектов, не включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по причине отсутствия подтверждения наличия грузовой базы и источников финансирования, дефицита провозной способности железнодорожной и автодорожной инфраструктур, а также в том случае, если в результате реализации данных проектов не создается конкурентных портовых мощностей.
Указанный перечень проектов включает в себя 5 комплексных проектов, состоящих из ряда подпроектов, сгруппированных по номенклатуре грузов и этапности их реализации, по строительству:
Организационно-технические мероприятия распределены по группам:
Мероприятия | Достигаемый эффект |
---|---|
Производственные мероприятия, включая:
|
|
|
|
Управленческие мероприятия, включая:
|
|
Кадровые мероприятия, включая:
|
|
Росморпорт в процессе осуществления деятельности руководствуется значительным числом показателей. При анализе деятельности используются как внешние показатели (общеотраслевые индикаторы), так и внутренние, установленные для контроля внутренних процессов. Часть показателей устанавливается для Росморпорт со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минтранс России, Росморречфлот, Минэкономразвития России, Росимущество, Минобразования России), в том числе с целью контроля за обеспечением эффективности использования переданного в хозяйственное ведение имущества, регулирования инновационной деятельности, обеспечения энергоэффективности и др., часть показателей, учитывая специфику и особенности деятельности Росморпорт, устанавливается самим предприятием.
Новые требования к показателям эффективности предъявляют и положения утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 года № 1689-р Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, включая разработку и внедрение ключевых показателей эффективности работы и указанных механизмов общественного контроля.
С учетом имеющихся базовых показателей развития морских портов, отраженных в стратегических документах, поставленных перед Росморпорт задач по развитию портовой инфраструктуры и обеспечению безопасности мореплавания, задач в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности, а также уже ранее составленных документов Росморпорт разработана система показателей по реализации Долгосрочной программы развития.
Представляется целесообразным в целях исключения дублирования показателей, рассматриваемых в других форматах стратегических документов, ограничиться следующими основными показателями:
Росморпорт непосредственно связан с реализацией целей и КПЭ по развитию морской портовой инфраструктуры Российской Федерации (таблица 1).
Цели | Зона ответственности | КПЭ |
---|---|---|
Экономический рост за счет развития новых направлений / устранения узких мест инфраструктуры и стимулирования регионального развития | Частично ответственность Росморпорт | Стремление к соотношению объема портовых мощностей к потенциальному грузопотоку на уровне 1,15 |
Повышение конкурентоспособности морских портов России | Частично ответственность Росморпорт | Стремление к использованию мощностей терминалов на уровне мировых лидеров и конкурентов. Стремление к снижению времени обработки судов до уровня мировых лидеров и конкурентов |
Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта | Преимущественно ответственность Росморпорт | Соответствие 100% ГТС, портофлота, СУДС, СНО нормам технической эксплуатации. Индекс морской безопасности 0 |
Роль Росморпорт в развитии портовой инфраструктуры РФ и обеспечении безопасности мореплавания заключается в следующем (Таблица 2).
Цели (морские порты РФ) | Роль Росморпорт |
---|---|
Развитие морской транспортной инфраструктуры РФ |
|
Повышение конкурентоспособности морской транспортной инфраструктуры РФ |
|
Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта |
|
Непосредственными КПЭ для Росморпорт являются данные из таблицы 3.
Показатель | Целевое значение |
---|---|
Выручка | Не менее планового значения на год |
Чистая прибыль | Не менее планового значения на год |
Стоимость чистых активов | Положительная величина |
Часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет | 50% от чистой прибыли |
EBITDA | Не менее планового значения на год |
Темп изменения производительности труда | Рост не менее 3% |
Соответствие эксплуатируемых ГТС, портофлота, СУДС, СНО нормам технической эксплуатации | Положительное заключение по результатам аудита на соответствие портовой инфраструктуры нормам технической эксплуатации, удовлетворенность потребителей качеством инфраструктуры |
Выполнение мероприятий, входящих в инвестиционную программу, финансируемых за счет средств Предприятия | Не менее 85% от запланированного показателя на год |
Выполнение прогнозного показателя «Ремонт основных средств», тыс. руб. | Не менее 85% от запланированного показателя на год |
Соответствие сроков реализуемых проектов плановым значениям | Отставание от запланированных сроков не более чем на 15% |
Соответствие бюджета реализуемых проектов плановым значениям | Превышение запланированного бюджета не более чем на 10% |
Индекс морской безопасности | Отсутствие повышения коэффициента по отношению к предыдущему периоду |
Целями непосредственно Росморпорт являются:
№
|
Стратегические показатели развития | Плановое значение показателя | Фактически достигнутое значение показателя | Отклонение, % | Причины отклонения |
---|---|---|---|---|---|
1 | Доля по основному продукту (работе/услуге) на рынке деятельности предприятия | Не утвержден | 83% | – |
|
2 | Себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке) | 0,95 | 0,93 | –3,0 |
|
3 | Производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности(по форме П-4) за отчетный период) — тыс. руб./чел. | 3 413 | 3 463 | 1,5 |
|
4 | Рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке), % | 0,9% | 2,0% | 118,0 | См. комментарии к п. 2, 3 |
5 | Долговая нагрузка (отношение суммы совокупных обязательств к прибыли от продаж) | 13,8 | 9,6 | –30,7 |
|
6 | Ликвидность (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам) | 0,57 | 1,02 | 80,4 |
|
7 | Уровень расходов на НИОКР в общей сумме выручки, % | 0,06% | – | – | Перенос мероприятий по сравнению с планом |
8 | Коэффициент потребления энергоресурсов (отношение затрат на энергоресурсы к выручке) | 0,1 | 0,1 | – | – |
Росморпорт осуществляет функции застройщика по мероприятиям, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, включенным в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, федеральные и государственные программы Российской Федерации:
Национальный проект «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года». Руководитель Федерального проекта «Морские порты России» — заместитель Министра транспорта Российской Федерации, Администратор Федерального проекта «Морские порты России» — заместитель Руководителя Росморречфлота.
Основная задача Федерального проекта «Морские порты России» (НП КПМИ) — увеличение мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Арктического, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов к 2030 году.
По итогам 2020 года мощность морских портов России увеличилась на 32,67 млн тонн из 27,0 запланированных.
Вклад реализации программы в 2020 году в социально-экономическое развитие Российской Федерации — в 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:
По объекту выполняются работы за собственные средства Росморпорт (договор от 21.02.2020 № КУ-38/20) по строительству и сохранению гидротехнических сооружений и строительных конструкций на не законченном строительством объекте. На строительной площадке ведутся следующие работы: лидерное бурение скважин для погружения ШТС и анкерных свай, антикоррозионная защита балок анкерно-ригельных систем Оградительного мола и Причала № 1, водолазное равнение дна при восстановлении отметок дна перед Оградительным молом, укладка габионов и бетонных блоков Оградительного мола. Заключение государственного контракта на завершение строительства планируется в 2021 году.
Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (ГП РТС) (Ведомственный проект «Развитие инфраструктуры морского транспорта»). Государственный заказчик — координатор — Министерство транспорта Российской Федерации, Государственный заказчик — Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:
ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2022 года» (ФЦП Крым). Государственный заказчик-координатор — Министерство экономического развития Российской Федерации, Государственный заказчик — Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:
Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (ФЦП Калининград). Государственный заказчик-координатор — Министерство экономического развития Российской Федерации, государственный заказчик — Федеральное агентство морского и речного транспорта.
В 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:
Планируется реализация 34 мероприятий КПМИ по строительству портовой инфраструктуры (строительство новых терминалов в Усть-Луге (ЕвроХим, Новотранс), в Калининграде (Пионерский, дамбы Калинин- градского морского канала), Большом порту Санкт-Петербург (Балтийский балкерный терминал), Новороссийске (акватория зернового терминала КСК), реконструкция береговых сооружений паромного сообщения «Ванино — Холмск», проекты в Арктической зоне (Бечевинка, Угольные Копи, Певек) и другие). Кроме того, в период до 2024 года в рамках КПМИ при участии ФГУП «Росморпорт» будут реализованы 4 мероприятия по строительству судов, в т. ч. ледоколов 18 МВт.
Вы используете старую версию браузера. Обновите версию браузера или воспользуйтесь отчетом в формате PDF