Стратегический отчет

Основная цель планов развития инфраструктуры морских портов, в реализации которых Росморпорт принимает самое непосредственное и активное участие, — удовлетворение потребностей российской экономики, внешней торговли и населения в перевалке грузов и обеспечении безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним путем формирования инновационной инфраструктуры морских портов, интеграции их в транспортные узлы при стимулирующей роли государства по их комплексному развитию.

ОБРАЩЕНИЕ ГЕНЕРАЛЬНОГО ДИРЕКТОРА

map
Уважаемые партнеры и коллеги!

Прошедший год стал для нас хорошим испытанием на прочность, проверкой способности быть гибче, жить и работать в новых реалиях. Пройдя сквозь трудности 2020 года, нам удалось сохранить главное — коллектив, не допустив существенных рисков для сотрудников Предприятия.

Мы выработали новые подходы к процессам управления в околокризисной ситуации, обеспечили коллектив дефицитными поначалу средствами защиты, внедрили мониторинг здоровья, перевели значительную часть персонала на режим дистанционной работы без ущерба для бизнес-процессов Предприятия. Активно внедряли цифровые инструменты и современные механизмы коммуникаций, заменившие ранее привычные форматы работы и общения. За счет этого нам удалось обеспечить бесперебойный и безопасный режим работы.

На фоне связанных с COVID-19 масштабных ограничений, сужения рынка углеводородов и провала биржевых цен на нефть грузооборот морских портов России снизился на 2,3%. Это, а также полная «заморозка» круизного судоходства, привело к снижению судозаходов: совокупные объемные показатели судов, заходивших в отечественные порты, упали на 9%. Пропорционально снизились и поступления от портовых сборов. Это привело к необходимости оптимизации и принятия ряда управленческих решений, оптимизации затрат и пересмотру программы деятельности Предприятия.

Суммарная выручка Предприятия по итогам года составила 28,5 млрд руб., что ниже показателя предыдущего периода более чем на 350 млн руб. Выровнять ситуацию во многом помогло заключение дополнительных договоров на коммерческие услуги флота. Выручка от коммерческой работы флота за прошлый год составила 4,8 млрд руб. — это рекордный для ФГУП «Росморпорт» показатель. Чистая прибыль по итогам 2020 года составила 584 млн руб.

Проведенная оптимизация затрат не привела к сокращению объемов инвестирования. На строительство новых капитальных объектов, а также реконструкцию, модернизацию и приобретение основных средств в прошлом году направлено 9,4 млрд руб. собственных и заемных средств. Это тоже рекорд за всю историю Росморпорт, который, как ожидается, будет «перекрыт» уже в текущем году.

Несмотря на все сложности, в 2020 году нам удалось добиться немалых побед. Так, мы приняли в состав флота ледокол «Виктор Черномырдин» — самый большой и мощный в мире среди неатомных ледоколов. Участие в церемонии подъема флага РФ на ледоколе принял Президент России. Всего флот Росморпорт пополнился 19 судами. Началось строительство ледокола для Дальневосточного бассейна мощностью 18 МВт. Организовано приобретение, дооснащение и дооборудование парусного судна в рамках реализации проекта «Школа под парусами». Был спущен на воду первый в России экологичный паром «Маршал Рокоссовский», который мы планируем принять в состав флота в этом году. Ледоколы Предприятия участвовали в ряде важнейших программ, в т. ч. в значимых международных проектах.

В рамках крупных задач по строительству портовой инфраструктуры мы завершили строительство первого этапа транспортно-перегрузочного комплекса для перевалки угля в акватории бухты Мучке и строительство акватории терминала в порту Усть-Луга. Начаты строительство чрезвычайно важного для Чукотского округа паромно-пассажирского комплекса в поселке Угольные Копи (КПМИ) и формирование акватории для угольного терминала в бухте Суходол.

В октябре прошлого года Росморпорт разместил пилотный транш биржевых облигаций в объеме 4 млрд руб. Размещение показало высокий спрос на бумаги Предприятия, что позволило обеспечить низкую ставку заимствований. Полученные средства направлены на реализацию важнейших инвестпроектов.

Наша задача на 2021 год — не сбавлять обороты, успешно реализовать и не допустить срыва сроков по важнейшим проектам в рамках Комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, а также завершить подготовку ФГУП «Росморпорт» к предстоящему акционированию. В рамках федерального проекта «Развитие морских портов» в 2021 году запланирован прирост производственной мощности морских портов в объеме более 45 млн тонн.

В планах Предприятия на среднесрочную перспективу — реализация 34 мероприятий КПМИ по строительству портовой инфраструктуры. Мы планируем сохранить собственную инвестпрограмму по развитию имущественного комплекса, сделав особую ставку на обновление и пополнение флота, строительство и реконструкцию объектов систем обеспечения безопасности мореплавания.

Предприятие продолжит вести работу по обоснованной индексации тарифов портовых сборов, внедрению мониторинга экологической обстановки в портах, увеличению доли электронного документооборота, стандартизации договорной и нормативной базы Предприятия, повышению производительности труда.

Коллектив нашего Предприятия молодой, современный и ориентирован на развитие — уверен, что команде ФГУП «Росморпорт» под силу решать задачи любой сложности и оперативно реагировать на поступающие вызовы.

Удачи в работе!

С уважением, СМИРНОВ Александр Александрович, Генеральный директор ФГУП «Росморпорт»

ПАНДЕМИЯ

НЕПРЕРЫВНОСТЬ ОКАЗАНИЯ УСЛУГ И БЕЗОПАСНОСТЬ ПЕРСОНАЛА — КЛЮЧЕВЫЕ ПРИОРИТЕТЫ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

В непростых условиях пандемии Компания смогла перестроиться на новый ритм работы, выработала новые подходы к процессам управления в околокризисной ситуации.

Оперативный штаб по предупреждению распространения коронавирусной инфекции (COVID-19) был создан приказом Росморпорт во исполнение поручения Председателя Правительства Российской Федерации в целях предупреждения распространения коронавируса и принятия необходимых организационно-распорядительных мер. Оперативный штаб начал работу 20 марта 2020 года.

Приказом были утверждены: состав оперативного штаба, положение о его задачах, полномочиях и функционале, а также план неотложных мероприятий по предупреждению распространения коронавирусной инфекции.

На главной странице официального интернет-сайта Росморпорт был создан специальный раздел для размещения информации о деятельности Оперативного штаба Росморпорт, а также материалы по вопросам борьбы с распространением новой коронавирусной инфекции.

В условиях усиления противоэпидемических мер в морских портах страны Росморпорт продолжал функционировать в штатном режиме с соблюдением всех мер безопасности, таких как: мероприятия по санобработке помещений, судов, транспорта, регулярный мониторинг здоровья работников Компании, обеспечение их защитными средствами.

Были приняты все необходимые мероприятия по обеспечению устойчивой и безаварийной работы флота, надежного функционирования береговых систем обеспечения безопасности мореплавания и предоставлению качественных услуг по лоцманской проводке судов с минимизацией рисков заражения работников. Лоцманы Росморпорт осуществляли безопасную проводку судов в 53 морских портах страны. Ежедневно на суточное дежурство заступали 150 лоцманов. При посещении судов, прибывших из государств, где зарегистрированы случаи коронавирусной инфекции, лоцманы неукоснительно соблюдали инструкции по мерам предосторожности с целью исключения возможности заражения.

map

Специалисты систем управления движением судов (СУДС) круглосуточно организовывали и регулировали движение судов в зонах действия СУДС, предоставляли судоводителям оперативную навигационную информацию.

Ежедневно заступали на смену:

115

операторов СУДС

65

операторов ГМССБ, НАВТЕКС

47

специалистов технического обеспечения

Суда флота Росморпорт — 36 ледоколов, 40 судов дноуглубительного и технического флота и другие суда осуществляли свою деятельность в соответствии с обычным графиком. Были исключены контакты плавсостава при исполнении должностных обязанностей с любыми посторонними лицами в морских портах, ограничен допуск посетителей на суда. При работе с портовыми властями, службами порта, а также при оформлении документов было исключено массовое скопление персонала. На всех объектах Росморпорт выполнялись рекомендации Минздрава России и Роспотребнадзора. Работники использовали необходимые средства защиты: маски, респираторы, одноразовые защитные комбинезоны и перчатки, индивидуальные дезинфицирующие средства. К работе допускались сотрудники, прошедшие бесконтактное измерение температуры тела и медосмотр. Проводилась регулярная санитарная обработка помещений, дезинфекция судов и наземного транспорта, использующихся для доставки лоцманов, обработка поручней трапов, ручек и задраек дверей, носимых радиостанций и телефонов дезинфицирующими составами. На информационных стендах были размещены материалы профилактики распространения вирусной инфекции.

Впервые и успешно был организован удаленный формат работы персонала офисов: оперативно организован доступ по защищенным каналам связи для подключения дистанционных работников к корпоративным ресурсам Предприятия, отлажены процессы внутреннего и внешнего электронного документооборота, успешно эксплуатировалась всеми филиалами Предприятия система видеоконференцсвязи, что позволило сохранить эффективность работы Предприятия в условиях перевода более чем 2,5 тыс. сотрудников Росморпорт на дистанционный режим работы. Кроме этого, с глобальными изменениями условий осуществления предпринимательской деятельности, связанными с пандемией новой коронавирусной инфекции, Росморпорт оказывал поддержку малому и среднему бизнесу. Мероприятия осуществлялись в соответствии с подпунктом «а» пункта 2 распоряжения Правительства Российской Федерации от 19.03.2020 № 670-р. Арендаторам, включенным в единый реестр субъектов малого и среднего предпринимательства, предоставлялась отсрочка арендной платы с 1 апреля по 1 октября 2020 года.

КЛЮЧЕВОЙ ПРИОРИТЕТ РОСМОРПОРТ — НЕПРЕРЫВНОСТЬ БИЗНЕСА:
  • непрерывное оказание услуг клиентам без снижения качества;
  • социальная поддержка;
  • развитие технологий удаленной занятости.
map

ГРУЗООБОРОТ МОРСКИХ ПОРТОВ

По итогам 2020 года суммарный объем погрузочно-разгрузочных работ в морских портах России составил 820,8 млн тонн. Снижение объемных показателей обработанных грузов в морских портах в сравнении с сопоставимыми результатами 2019 года в абсолютном исчислении составило 19,5 млн тонн. Снижение грузооборота составило 2,3%.

В сравнении с итогами 2019 года увеличили объемы перевалки грузов морские порты Каспийского и Дальневосточного бассейнов, соответственно, на 9,5 и 4,6%, при одновременном уменьшении объемов перевалки грузов в Арктическом (-8,4%), Азово-Черноморском (-2,4%) и Балтийском (-5,8%) бассейнах.

Основу грузовой базы отечественных морских портов по-прежнему составляют сырьевые наливные грузы, в основном нефть и продукты нефтепереработки. Они составляют 50,7% от общего объема грузов, обработанных в морских портах. В структуре сухих грузов 46,6% приходится на угольные грузы.

Доставка грузов в морские порты осуществляется железнодорожным транспортом — 49,7% от общего объема грузов, доставленных в морские порты, трубопроводным — 33,1%, автомобильным — 11,1%, морским — 3,6% и внутренним водным — 2,5%. Вывоз грузов из морских портов России в основном осуществляется автомобильным и морским транспортом, доля которых составляет 38,6 и 38,0% соответственно. Доля железнодорожного транспорта составляет 16,8%, трубопроводного — 6,4% и внутреннего водного транспорта — 0,2%.

Всего за 2020 год перевезено российских внешнеторговых грузов через морские порты России, стран Балтии, Украины и Финляндии 774,4 млн тонн, что на 3,7% меньше, чем за 2019 год. Из них: сухих грузов перевезено 400,5 млн тонн (+2,5%), наливных — 373,9 млн тонн (-9,7%).

Объем перевозок российских внешнеторговых грузов через морские порты стран Балтии, Украины и Финляндии составил 29,6 млн тонн (снижение в 1,6 раза), в том числе сухих грузов — 28,9 млн тонн (снижение в 1,5 раза), наливных — 0,7 млн тонн (снижение в 1,9 раза).

Снижение грузооборота в 2020 году составило 2,3%, млн тонн
Динамика объемов перевалки грузов по морским бассейнам, млн тонн
Доли объемов перевалки грузов по морским бассейнам, 2018–2020, %
Структура участия разных видов транспорта в доставке и вывозе грузов из портов, %
Структура общего объема грузов, %
Структура сухих грузов, %
Перевалка внешнеторговых грузов России в морских портах стран Балтии, Украины, Финляндии, млн тонн

СУДООБОРОТ МОРСКИХ ПОРТОВ

В 2020 году в морские порты Российской Федерации, в которых выполняет свои функции Росморпорт, осуществлено 231 796 судозаходов (вход + выход), из них 112 386 ед. (48%) в загранплавании, 119 410 ед. (52%) в каботаже (без учета прогулочных судов прибрежного плавания).

Доля судов каботажного плавания в целом по морским портам по сравнению с 2019 годом увеличилась на 3%, в основном за счет роста количества заходов судов в портах:

  • Ростов-на-Дону и Азов — на 44%, в связи с увеличением объемов перевалки зерна;
  • Невельск в 5 раз, в связи с началом выставления счетов в отношении судов, заходящих на терминалы Южно-Курильск, Курильск, Малокурильск, Крабозаводск.

Уменьшение доли заходов судов в загранплавании на 3% произошло в основном за счет снижения количества:

  • заходов в порты Азов (–10%) и Ростов-на-Дону (–6%) в связи со снижением объемов перевалки экспортных грузов: зерна (увеличение каботажной перевалки на накопители в порту Кавказ), угля, нефтепродуктов;
  • заходов в порт Пассажирский порт Санкт-Петербург (-64%) пассажирских судов загранплавания;
  • судов, заходящих под бункеровку в порты Находка (-75%), Владивосток (-37%) и Восточный (-36%).

Загранплавание

Каботаж

Динамика судозаходов (вход + выход) по типам судов и видам плавания

Наибольшая доля приходится на сухогрузные (загранплавание 62%, каботаж 53%) и наливные (загранплавание 25%, каботаж 30%) суда.

В общем судообороте 2020 года произошло увеличение доли:

  • сухогрузных судов с 55 до 57%, в основном в портах Азов, Ростов-на-Дону, Кавказ, Ейск;
  • рыбопромысловых судов с 6 до 7%, в основном в портах Невельск и Петропавловск-Камчатский.

Доля контейнеровозов осталась на уровне 2019 года и составила 4%. Снижение доли судозаходов произошло:

  • по наливным судам — с 29 до 28%. Наибольшее снижение доли произошло в портах Новороссийск, Владивосток и Находка;
  • по накатным, наплавным и пассажирским судам. Снижение составило 3 и 1% соответственно (–2 и –1%).

Основное количество судозаходов в 2020 году приходится на:

  • морские порты Азов — 20 507 ед. (доля 9%), Ростов-на-Дону — 18 007 ед. (доля 8%), Кавказ — 15 887 ед. (доля 7%), Большой порт Санкт-Петербург — 13 636 ед. (доля 6%) и Владивосток — 12 718 ед. (доля 5%);
  • транзит по Керчь-Еникальскому каналу — 19 952 ед. (доля 9%).

В целом в 2020 году количество судозаходов в морские порты Российской Федерации на 1% превысило уровень 2019 года (+2 318 ед.) за счет роста количества судов в каботажном плавании на 8 566 ед. (+8%) при снижении в загранплавании на 6 248 ед. (–5%).

Доля судов в загранплавании в 2020 году снизилась на 3%, ед.

Рост количества судозаходов зафиксирован в портах:

  • Ростов-на-Дону на 2 477 ед. (+16%) и Азов на 2 125 ед. (+12%) в связи с увеличением объемов перевалки грузов;
  • Невельск на 3 171 ед. (в 4 раза) в связи с началом выставления счетов в отношении судов, заходящих на терминалы Южно-Курильск, Курильск, Малокурильск, Крабозаводск;
  • Ейск на 1 406 ед. (+63%) в связи с проведением дноуглубительных работ подходного канала и акватории порта;
  • Петропавловск-Камчатский на 625 ед. (+19%) в связи с увеличением количества обслуженных судов рыбопромыслового флота.

При этом наибольшее уменьшение количества судозаходов зафиксировано в портах Большой порт Санкт-Петербург на 3 096 ед. (-19%), Владивосток на 1 092 ед. (-8%), Онега на 939 ед. (-60%), Усть-Луга на 768 ед. (-11%), Новороссийск на 640 ед. (-6%) в связи со снижением объемов перевалки грузов.

В 2020 году суммарная валовая вместимость судов, заходящих в морские порты Российской Федерации, в которых осуществляет свою деятельность Росморпорт, составила 1 835,5 млн GT1, что на 188,7 млн GT (-9%) меньше показателей 2019 года.

Снижение суммарной валовой вместимости судов на 9% произошло за счет уменьшения объемных показателей судов загранплавания на 12% при их увеличении по судам каботажного плавания на 4%. Основная доля валовой вместимости судов — 80%, или 1 460,5 млн GT, приходится на суда в загранплавании.

Наибольшая доля объемных показателей судов приходится на наливные (44%) и сухогрузные (42%) суда, при этом доля сухогрузных судов выросла на 5%, а доли пассажирских судов (0,4%) и контейнеровозов (9%) снизились на 3 и 2% соответственно.

Наибольшее снижение объемных показателей в 2020 году произошло:

  • по наливным судам на 72 603 тыс. GT (-8%), до 800 035 тыс. GT, в основном в портах Новороссийск, Приморск, Усть-Луга, Мурманск;
  • по пассажирским судам на 64 912 тыс. GT (-91%), до 6 769 тыс. GT, в основном в Пассажирском порту Санкт-Петербург;
  • по контейнеровозам на 63 832 тыс. GT (-28%), до 162 624 тыс. GT, в основном в портах Калининград, Находка, Владивосток и Восточный;
  • по накатным судам на 13 395 тыс. GT (-15%), до 76 773 тыс. GT, в основном в портах Керчь, Кавказ, Находка, Большой порт Санкт-Петербург.

В то же время рост объемных показателей произошел:

  • по сухогрузам на 23 440 тыс. GT (+3%), до 769 831 тыс. GT, в основном в портах Тамань, Ростов-на-Дону, Азов, Усть- Луга, Новороссийск, Кавказ;
  • по рыбопромысловым судам на 2 572 тыс. GT (+15%), до 19 458 тыс. GT, в основном в портах Невельск, Петропавловск-Камчатский.

Основная доля объемных показателей судов в 2020 году приходится на порты: Новороссийск 228 млн GT (12%), Усть-Луга 154 млн GT (8%), Большой порт Санкт-Петербург 141 млн GT (8%), Восточный 126 млн GT (7%), Кавказ (в т. ч. транзит по Таманскому судоходному пути) 105 млн GT (6%), Владивосток 94 млн GT (5%), Мурманск 92 млн GT (5%) и транзит по Керчь-Еникальскому каналу 82 млн GT (4%).

Существенное снижение объемных показателей обусловлено отсутствием круизных судов загранплавания в Пассажирском порту Санкт-Петербург на 66 942 тыс. GT (-32%), уменьшением количества судов, заходящих в порты Находка на 58 972 тыс. GT (-46%), Калининград на 23 615 тыс. GT (-43%), Владивосток на 19 058 тыс. GT (-17%) и Восточный на 8 123 тыс. GT (-6%) с целью бункеровки, и уменьшением объемов перевалки грузов в портах Новороссийск на 21 141 тыс. GT (-8%), Приморск на 14 772 тыс. GT (-18%), Мурманск на 7 765 тыс. GT (-8%).

При этом наибольший рост объемных показателей произошел в портах:

  • Ростов-на-Дону на 9 824 тыс. GT (+18%) в связи с увеличением объемов перевалки зерна на 31,3%;
  • Кавказ (в т. ч. транзит по Таманскому судоходному пути) на 9 308 тыс. GT (на 10%) в связи с увеличением объемов перевалки зерна на 53,6%, химических и минеральных удобрений в 2 раза и началом перевалки руды;
  • Тамань на 8 297 тыс. GT (на 33%) в связи с увеличением объемов перевалки угля, кокса в 5,5 раза и зерна на 51%;
  • Азов на 7 451 тыс. GT (на 12%) в связи с увеличением объемов перевалки зерна на 23,8%;
  • Туапсе на 3 659 тыс. GT (на 9%) в связи с увеличением объемов перевалки нефтепродуктов на 9,9%;
  • Сабетта на 2 865 тыс. GT (на 4%) в связи с увеличением объемов перевалки СПГ на 2,3%;
  • Невельск на 2 669 тыс. GT (на 80%) в связи с обслуживанием всех судов, заходящих на терминалы Южно-Курильск, Курильск, Малокурильск, Крабозаводск.

Загранплавание

Каботаж

Динамика объемных показателей по типам судов и видам плавания, млн GT
map
Суммарная валовая вместимость судов снизилась на 9% в 2020 году, млн GT
Объемные показатели судов в загранплавании снизились в 2020 году на 12%, млн GT
Типы судов, по которым объемные показатели увеличились, тыс. GT
Порты, обеспечивающие основную долю объемных показателей судов, млн GT

ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ

ПРОГНОЗ ГРУЗООБОРОТА МОРСКИХ ПОРТОВ

Согласно Долгосрочной программе развития Федерального государственного унитарного предприятия «Росморпорт» (на 2017—2030 годы), с учетом реализации проектов, включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры, расширение объемов портовых мощностей к 2030 году приведет к росту грузооборота до 1,1 млрд тонн. Доля сырьевых товаров в структуре российского экспорта в стоимостном выражении традиционно занимает 80% годового объема, и предпосылки для серьезных изменений доли сырья в структуре экспорта отсутствуют.

В структуре грузооборота российских портов за 2020 год более 94% приходится на 10 ключевых грузопотоков, а именно: уголь и кокс (188,5 млн тонн; 23% общего грузооборота); минеральные удобрения (19,2 млн тонн; 2,3%); железорудное сырье (13,2 млн тонн; 1,6%); нефть (235,1 млн тонн; 28,6%); нефтепродукты (142,6 млн тонн; 17,4%); сжиженный газ (32,6 млн тонн; 4,0%); металлы (33,7 млн тонн; 4,1%), зерно (50,3 млн тонн; 6,1%), грузы в контейнерах (57,7 млн тонн; 7,0%), грузы на паромах и ро-ро грузы (6,9 млн тонн; 0,8%).

Прогноз роста грузооборота по портам бассейнов, млн тонн

Основой российского экспорта в страны дальнего зарубежья традиционно являются топливно-энергетические товары, удельный вес которых в товарной структуре экспорта в эти страны составляет стабильно 65%, при этом ежегодно физический объем экспорта топливно-энергетических товаров растет. Структура грузопотоков сохраняет относительную стабильность, демонстрируя незначительную динамику изменений на коротких периодах.

Необходимо отметить подверженность международных товарно-сырьевых рынков цикличности и высокой волатильности.

Изменчивость глобального рынка и экспортная ориентированность российской морской торговли формируют новые требования к управлению портовой инфраструктурой. Для обеспечения безопасности, гибкости и эффективности экспортных грузопотоков требуется комплексное развитие портовой инфраструктуры во всех морских бассейнах Российской Федерации. Кроме того, волатильность и неопределенность рынков товарной продукции требуют регулярного мониторинга товарных рынков, планирования новых мощностей с учетом этапов и сценариев развития.

Десять ключевых грузопотоков, млн тонн

Долгосрочная динамика грузооборота, товарная структура и направления грузопотоков российских морских портов будут определяться ключевыми тенденциями в экспортоориентированных отраслях:

  • сохранение конкурентоспособности российских экспортеров минерально-сырьевых товаров на ключевых рынках, в частности на рынках стран Ближнего Востока и Северной Африки;
  • реализация крупных проектов по производству сжиженного природного газа (СПГ) и минеральных удобрений, ориентированных на экспорт;
  • снижение добычи нефти в «традиционных» регионах ХМАО и Поволжье, переориентация грузопотоков на трубопроводный транспорт и реализация проектов по вторичной переработке.

Несмотря на высокую неопределенность экономических условий на глобальном рынке, в российских морских портах ожидается увеличение грузооборота навалочных грузов, зерна, СПГ и грузов в контейнерах.

В целевом сценарии ожидается увеличение грузооборота российских морских портов до 1 123,9 млн тонн в 2030 году, в форсированном сценарии, в случае улучшения конъюнктуры на основных рынках, грузооборот увеличится до 1 372,7 млн тонн в 2030 году.

Прогноз роста грузооборота к 2030 году по сценариям, млн тонн
ДОСТАТОЧНОСТЬ ЖЕЛЕЗНОДОРОЖНОЙ И АВТОДОРОЖНОЙ ИНФРАСТРУКТУРЫ

Железнодорожный транспорт обеспечивает доставку 50% переваливаемых в портах грузов, при этом согласно целевому сценарию развития грузопотоков в перспективе до 2025 года эта доля, возможно, увеличится, так как основной рост будет определяться динамикой тяжелой промышленности России, грузы которой перевозятся преимущественно железнодорожным транспортом.

В 2020 году объемы железнодорожных перевозок в сообщении с портами составили 366,2 млн тонн (+3,7% к уровню 2019 года).

Реализация мероприятий по развитию пропускной и провозной способностей железнодорожной инфраструктуры, предусмотренных Долгосрочной программой развития ОАО «РЖД» до 2025 года (утверждена распоряжением Правительства Российской Федерации от 19.03.2019 № 466-р), позволит к 2025 году обеспечить освоение грузопотоков по сети ОАО «РЖД» в сообщении с морскими портами Российской Федерации в размере 597,5 млн тонн (+63% к уровню 2020 года).

Существует риск недостатка пропускной способности железнодорожной инфраструктуры, и данные о пропускных способностях железных дорог нуждаются в детализации и уточнении, так как, во-первых, существует возможность повышения пропускной способности за счет эффективности работы, во-вторых, есть риск возникновения узких мест на станциях и отдельных участках даже при заявленных параметрах пропускной способности.

ПРОГНОЗ ДЕФИЦИТА ПОРТОВЫХ МОЩНОСТЕЙ

Первоочередной задачей государства в развитии портовой инфраструктуры является обеспечение планируемого объема перевалки грузов. Для 2030 года дефицит портовых мощностей указывается индикативно с целью выявления необходимости дальнейшей проработки потенциальных проектов, решение о реализации которых должно быть принято на основании пересмотра прогноза грузопотоков и статуса реализации одобренных проектов в режиме трехгодичного цикла актуализации Долгосрочной программы развития.

КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТЬ РОССИЙСКИХ МОРСКИХ ПОРТОВ

Для сравнительного анализа конкурентоспособности российских морских портов были выбраны четыре основных типа грузов: уголь, контейнеры, зерно и СПГ; две группы портов: мировые лидеры, определенные для каждого ранее выбранного типа груза на основе объемов перевалки, и основные конкуренты — порты, выбранные с точки зрения конкуренции на основных рынках сбыта ранее выбранных типов грузов.

Для сравнительного анализа использовались следующие показатели: масштаб (объем перевалки груза в порту); конкурентоспособность (максимально допустимый дедвейт судна, полное время оборота судна в порту, стоимость перевалки и портовые сборы).

На основе проведенного анализа выявлено, что важными направлениями для повышения конкурентоспособности российских портов являются:

  • увеличение загрузки контейнерных и зерновых терминалов;
  • снижение загрузки существующих угольных терминалов путем создания новых мощностей;
  • увеличение скорости оборачиваемости судна в порту;
  • снижение ставок на перевалку грузов;
  • выполнение в портах дноуглубительных работ с целью обеспечения возможности захода в порт судов с повышенным дедвейтом.
ПОЛОЖЕНИЕ НА РЫНКЕ УСЛУГ

Дноуглубление. Одно из основных направлений деятельности Росморпорт — содержание акваторий и подходов к морским портам. В 2020 году выполнены ремонтные дноуглубительные работы в объеме 7,8 млн м3 . Доля объемов, выполненных собственной дноуглубительной техникой, в 2020 году составила 90%.

По данным Государственного судового реестра, общая численность дноуглубительного флота в Российской Федерации в 2020 году составила 384 единицы, из них 40 судов дноуглубительного и технического флота принадлежат Росморпорт, что составляет 10,4% от всего дноуглубительного флота.

Рынок буксирных услуг. В РМРС на начало 2021 года зарегистрировано 410 буксиров, в том числе 56 буксиров под нероссийскими флагами, которым не запрещено оказывать услуги в морских портах России. Таким образом, доля Росморпорт в общем количестве морских буксиров (без учета буксиров, оперирующих в морских портах, зарегистрированных в РРР) составляет 8,8%.

Рынок лоцманских услуг. За 2020 год доля Росморпорт по суммарной валовой вместимости судов (GT), обслуженных лоцманами Росморпорт, составила 51,3% от общего количества судозаходов, подлежащих обязательной лоцманской проводке.

Рынок ледокольных услуг. На начало 2021 года флот Росморпорт насчитывает 36 ледоколов и ледоколов-буксиров, зарегистрированных в РМРС и РРР (преимущественно в речном регистре числятся мелкосидящие ледоколы Каспийского и Азовского бассейнов). Потенциальную конкуренцию им составляют 8 ледоколов класса Icebreaker 6-8, принадлежащих компаниям Газпромнефть, Роснефть, Лукойл, Совкомфлот. Таким образом, доля Росморпорт на рынке ледокольных услуг в морских портах составляет 81,8%.

Аренда причалов. Объем перевалки грузов на причалах Росморпорт составил в 2020 году 294,7 млн тонн, или 36% от общероссийской перевалки, что соответствует показателю 2019 года. Доля Росморпорт на рынке услуг перевалки без учета рейдовой перевалки составила в 2020 году 39%, аналогично показателю 2019 года. С учетом перегрузки не у причалов, в том числе на наливных пирсах, доля Росморпорт составила 58%, что на 3% ниже показателя 2019 года.

Доля дноуглубительных работ, выполненных собственной техникой

90%

Доля рынка по численности дноуглубительных судов

10,4%

Доля рынка по численности буксиров

8,8%

Доля объема оказанных лоцманских услуг, оценочно

51,3%

Доля рынка по численности ледокольных судов

81,8%

Доля рынка (по объему перевалки грузов на причалах)

36%

Доля рынка (по объему перевалки грузов без учета рейдовой перевалки)

39%
Объем железнодорожных перевозок между портами вырос в 2020 году, млн тонн
Прогноз объемов железнодорожных перевозок между портами ОАО «РЖД», млн тонн
Объем дноуглубительных работ, млн куб. м

СТРАТЕГИЧЕСКИЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ

По результатам анализа текущей конкурентоспособности российских морских портов Росморпорт определил стратегические цели и задачи. Приоритетными целями являются:

  • эффективная реализация проектов, предусмотренных долгосрочной программой развития;
  • эффективное использование и поддержание в надлежащем состоянии федерального имущества в морских портах и предоставление конкурентоспособных услуг;
  • обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта.

Для достижения указанных целей деятельности определен ряд основных задач, соответствующих роли Росморпорт в реализации государственной стратегии развития портов.

Достижение обозначенных целей и выполнение задач позволит в долгосрочной перспективе выйти на качественно новый уровень оказания всех видов портовых услуг, прежде всего в сфере безопасности мореплавания в морских портах Российской Федерации.

Стратегические цели Задачи
Развитие портовой инфраструктуры Реализация проектов федеральных целевых программ (ФЦП), государственных программ, то есть:
  • выполнение функций заказчика при строительстве, реконструкции и модернизации гидротехнических сооружений (ГТС);
  • выполнение дноуглубительных работ (ДНУР)
Повышение конкурентоспособности морской транспортной инфраструктуры РФ
  • Поддержание в надлежащем состоянии и обеспечение эффективного использования федерального имущества в морских портах и на подходах к ним
  • Предоставление конкурентоспособных услуг
  • Поддержание и обновление служебно-вспомогательного флота по мере необходимости
  • Обеспечение портов инновационными системами по управлению технологическими и информационными процессами
Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта Обеспечение безопасности мореплавания в акваториях морских портов и на подходах к ним, включая:
  • обеспечение прохода судов по подходным каналам;
  • обеспечение лоцманской проводки судов;
  • ледокольное обеспечение круглогодичной навигации;
  • предоставление судам маячных сооружений и оборудования, створных знаков;
  • предоставление судам акватории, рейдов, якорных стоянок и услуг систем управления движением судов в порту и на подходах к нему;
  • обеспечение экологической безопасности в порту

ДОЛГОСРОЧНАЯ ПРОГРАММА РАЗВИТИЯ (2017–2030)

Документом, определяющим основные направления и целевые показатели развития, является Долгосрочная программа развития Росморпорт (далее — Долгосрочная программа развития).

Долгосрочная программа развития синхронизирована как с внутренними документами Предприятия, в том числе и с Программой деятельности, так и со стратегическими документами отрасли в целом — Транспортной стратегией Российской Федерации на период до 2030 года.

Долгосрочная программа развития предусматривает реализацию мероприятий по комплексному и системному решению задач, поставленных перед Предприятием в рамках общеотраслевых документов / поручений Правительства Российской Федерации. В их числе:

  • задачи переориентации российских грузов из портов Прибалтики в порты Российской Федерации;
  • вопросы развития транспортной инфраструктуры юга России;
  • развитие транспортной доступности Калининградской области;
  • вопросы стратегии развития топливно-энергетического комплекса и экологической безопасности.

Долгосрочная программа развития определяет очередность и сроки реализации основных мероприятий, необходимый объем работ по развитию портовой инфраструктуры и обеспечению безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним, источники финансирования мероприятий, а также содержит финансово-экономические показатели и показатели ожидаемых результатов деятельности Росморпорт.

Действующая редакция Долгосрочной программы развития утверждена распоряжением Росморречфлота от 20.02.2021 № АЛ-50-р.

СТРУКТУРА ПРОГРАММЫ РАЗВИТИЯ
Программа развития Росморпорт
проекты поддержания основных фондов (ПОФ) проекты развития организационно-технические мероприятия
реализация проектов не влечет за собой увеличение мощности портов, но оказывает влияние на улучшение либо поддержание характеристик качества и/или безопасности предоставляемых портовых услуг реализация проектов направлена на увеличение мощностей портов, проекты характеризуются экономической привлекательностью и/или влиянием на конкурентоспособность портов поддержание и систематическое совершенствование деятельности
В результате реализации инвестиционных проектов и организационно-технических мероприятий целевые значения грузооборота российских морских портов составят 1 123,9 млн тонн к 2030 году
ПРОЕКТЫ ПОДДЕРЖАНИЯ ОСНОВНЫХ ФОНДОВ, МЕРОПРИЯТИЯ ПО ПОВЫШЕНИЮ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ И БЕЗОПАСНОСТИ
Расходы на цели строительства, приобретения и модернизации флота на период 2021–2023 годов, млрд руб.

Приоритетное направление — строительство ледокольного (средства федерального бюджета) и дноуглубительного флота (собственные средства).

Объем финансирования проектов ПОФ в инвестиционной программе на период 2021–2023 годов, млн руб.
Расходы на развитие систем обеспечения безопасности мореплавания (СУДС, ГМССБ, ИТСОТБ) на период 2021–2023 годов, млрд руб.
Финансирование развития средств навигационного оборудования (СНО и базы обслуживания) акваторий морских портов и подходов к ним на период 2021–2023 годов, млрд руб.
ПРОЕКТЫ РАЗВИТИЯ РОССИЙСКИХ МОРСКИХ ПОРТОВ

Общий объем финансирования капитальных вложений на строительство и реконструкцию гидротехнических сооружений за счет всех источников в 2021–2023 годах запланирован в сумме более 64,9 млрд руб., направляемых преимущественно в проекты развития.

В целевом сценарии развития представлено 43 инвестиционных проекта, с учетом 6 комплексных проектов, включающих в себя ряд подпроектов, сгруппированных по номенклатуре грузов и этапности их реализации:

  • строительство Таманского терминала навалочных грузов АО «ОТЭКО»;
  • строительство универсального торгового терминала «Усть-Луга» (навалочные грузы (уголь), генеральные грузы, зерно);
  • строительство многофункционального грузового района в морском порту Поронайск (навалочные грузы (уголь), генеральные грузы, наливные грузы, СПГ);
  • реконструкция объектов портовой инфраструктуры в морском порту Корсаков (генеральные грузы и контейнеры);
  • строительство Приморского универсально-перегрузочного комплекса (зерно, навалочные грузы, контейнеры);
  • строительство объектов портовой инфраструктуры ООО «Ультрамар» (генеральные грузы, навалочные грузы).
Распределение инвестиционных проектов развития целевого сценария по бассейнам, ед.

Форсированный сценарий развития представляет собой целевой сценарий, расширенный за счет 47 инвестиционных проектов, не включенных в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры по причине отсутствия подтверждения наличия грузовой базы и источников финансирования, дефицита провозной способности железнодорожной и автодорожной инфраструктур, а также в том случае, если в результате реализации данных проектов не создается конкурентных портовых мощностей.

Указанный перечень проектов включает в себя 5 комплексных проектов, состоящих из ряда подпроектов, сгруппированных по номенклатуре грузов и этапности их реализации, по строительству:

  • производственно-логистического комплекса в бухте Батарейная Ленинградской области (зерно, наливные грузы, генеральные грузы);
  • зернового терминала мощностью 3,5 млн тонн в год в морском порту Тамань (зерно, наливные грузы);
  • специализированных комплексов по перевалке навалочных и контейнерных грузов в морском порту Посьет в районе пгт Славянка (зерно, навалочные грузы, контейнеры);
  • морского терминала ООО «Акватория» в порту Ростов-на-Дону (генеральные грузы, навалочные грузы, наливные грузы, контейнеры, зерно);
  • нового морского порта в районе г. Лагань, Республика Калмыкия (зерно, наливные грузы, контейнеры, генеральные грузы).
Распределение инвестиционных проектов развития форсированного сценария по бассейнам, ед.
ОРГАНИЗАЦИОННО-ТЕХНИЧЕСКИЕ МЕРОПРИЯТИЯ

Организационно-технические мероприятия распределены по группам:

Мероприятия Достигаемый эффект
Производственные мероприятия, включая:
  • Проведение независимой оценки технологического уровня и подготовку по ее результатам прогноза научно-технического развития, модернизации и оптимизации применяемых технологий;
  • Проведение энергетического обследования в соответствии с Федеральным законом от 23.11.2009 №261-ФЗ «Об энергосбережении и о повышении энергетической эффективности и о внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации;
  • Ежегодное проведение Экологического аудита хозяйственной деятельности силами специалистов Предприятия не менее чем в 5 филиалах;
  • Повышение энергоэффективности и экологичности;
  • Усовершенствование требований к проектированию и использованию сооружений;
  • Совершенствование системы навигационного оборудования и повышение эффективности;
  • Выполнение ремонтных дноуглубительных работ по поддержанию навигационных параметров операционных акваторий и подходных каналов;
  • Анализ существующих типовых схем электроснабжения СОБМ, внедрение на объектах СОБМ альтернативных источников энергии и применения энергосберегающих технологий в целях повышения надежности энергообеспечения объектов СОБМ и снижение затрат;
  • Приобретение и использование современных портовых и навигационных знаков для повышения безопасности мореплавания в акваториях портов, морских каналах, судовых фарватерах и прибрежных районах;
  • Приобретение и использование современных рейдовых бочек для оборудования пунктов беспричальной выдачи (приема) воды и топлива;
  • Выполнение плана ремонта флота
  • Сокращение операционных затрат.
  • Повышение производительности труда.
  • Повышение уровня экологической безопасности.
  • Повышение уровня безопасности мореплавания
    Инвестиционные и финансовые мероприятия, включая:
  • Модернизацию портовой инфраструктуры;
  • Строительство объектов, предусмотренных Государственной программой РФ «Развитие транспортной системы России (2010-2021 годы)» и проектом ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2020 года»;
  • Реконструкцию существующих и строительство новых систем СУДС и ГМССБ;
  • Реализацию программы развития флота;
  • Привлечение кредитов или альтернативных инструментов заемного финансирования для реализации программы развития флота;
  • Реализацию договоров/соглашений о взаимодействии по увеличению портовых мощностей морских портов в рамках инвестиционных проектов
  • Повышение уровня безопасности мореплавания.
  • Увеличение доходов.
  • Обеспечение реализации мероприятий, предусмотренных Программой
Управленческие мероприятия, включая:
  • Проведение мероприятий по совершенствованию земельно-имущественных и арендных отношений в морских портах с учетом развития законодательства в сфере морских портов, строительной и инвестиционной деятельности, государственно-частного партнерства;
  • Переход на составление консолидированной финансовой отчетности Группы Росморпорт в соответствии с МСФО силами внутреннего Центра компетенции;
  • Выполнение рекомендаций Экологического аудита хозяйственной деятельности в части управленческих мероприятий
  • Повышение производительности труда и качества услуг.
  • Снижение операционных расходов.
  • Увеличение доходов
Кадровые мероприятия, включая:
  • Внедрение профессиональных стандартов по мере их утверждения Минтруда России на основании Плана по организации их применения;
  • Реализацию Плана обучения и повышение квалификации персонала;
  • Проведение мероприятий по обмену опытом работников (как внутри, так и во внешней среде, включая международную);
  • Прохождение производственной и преддипломной практики студентами профильных образовательных организаций в подразделениях и филиалах
  • Повышение производительности труда и качества услуг
ЦЕЛЕВЫЕ ПОКАЗАТЕЛИ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ

Росморпорт в процессе осуществления деятельности руководствуется значительным числом показателей. При анализе деятельности используются как внешние показатели (общеотраслевые индикаторы), так и внутренние, установленные для контроля внутренних процессов. Часть показателей устанавливается для Росморпорт со стороны федеральных органов исполнительной власти (Минтранс России, Росморречфлот, Минэкономразвития России, Росимущество, Минобразования России), в том числе с целью контроля за обеспечением эффективности использования переданного в хозяйственное ведение имущества, регулирования инновационной деятельности, обеспечения энергоэффективности и др., часть показателей, учитывая специфику и особенности деятельности Росморпорт, устанавливается самим предприятием.

Новые требования к показателям эффективности предъявляют и положения утвержденных распоряжением Правительства РФ от 19 сентября 2013 года № 1689-р Концепции создания и развития механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей и плана мероприятий («дорожной карты») по созданию и развитию механизмов общественного контроля за деятельностью субъектов естественных монополий с участием потребителей, включая разработку и внедрение ключевых показателей эффективности работы и указанных механизмов общественного контроля.

С учетом имеющихся базовых показателей развития морских портов, отраженных в стратегических документах, поставленных перед Росморпорт задач по развитию портовой инфраструктуры и обеспечению безопасности мореплавания, задач в сфере экологии, энергоэффективности и социальной ответственности, а также уже ранее составленных документов Росморпорт разработана система показателей по реализации Долгосрочной программы развития.

Представляется целесообразным в целях исключения дублирования показателей, рассматриваемых в других форматах стратегических документов, ограничиться следующими основными показателями:

  • характеризующими общее состояние портовой отрасли (ключевые индикаторы);
  • направленными на реализацию целей деятельности Росморпорт: повышение конкурентоспособности морских портов и обеспечение безопасности мореплавания в морских портах и на подходах к ним;
  • характеризующими финансово-экономическое состояние Предприятия;
  • характеризующими работу филиалов и хозяйственных обществ, участником которых является Росморпорт.

Росморпорт непосредственно связан с реализацией целей и КПЭ по развитию морской портовой инфраструктуры Российской Федерации (таблица 1).

Таблица 1. Связь Росморпорт с реализацией целей и КПЭ по развитию морской портовой инфраструктуры
Цели Зона ответственности КПЭ
Экономический рост за счет развития новых направлений / устранения узких мест инфраструктуры и стимулирования регионального развития Частично ответственность Росморпорт Стремление к соотношению объема портовых мощностей к потенциальному грузопотоку на уровне 1,15
Повышение конкурентоспособности морских портов России Частично ответственность Росморпорт Стремление к использованию мощностей терминалов на уровне мировых лидеров и конкурентов. Стремление к снижению времени обработки судов до уровня мировых лидеров и конкурентов
Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта Преимущественно ответственность Росморпорт Соответствие 100% ГТС, портофлота, СУДС, СНО нормам технической эксплуатации. Индекс морской безопасности 0

Роль Росморпорт в развитии портовой инфраструктуры РФ и обеспечении безопасности мореплавания заключается в следующем (Таблица 2).

Таблица 2. Роль Росморпорт в развитии портовой инфраструктуры РФ и обеспечении безопасности мореплавания
Цели (морские порты РФ) Роль Росморпорт
Развитие морской транспортной инфраструктуры РФ
  • Реализация инвестиционных мероприятий, предусмотренных программой
  • Является заказчиком при строительстве, реконструкции и модернизации ГТС, выполняет дноуглубительные работы (ДНУР)
Повышение конкурентоспособности морской транспортной инфраструктуры РФ
  • Поддержание в надлежащем состоянии и обеспечение эффективного использования федерального имущества в морских портах и на подходах к ним
  • Предоставление конкурентоспособных услуг
  • Поддержание и обновление служебно-вспомогательного флота по мере необходимости
  • Обеспечение портов инновационными системами по управлению технологическими и информационными процессами
Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта
  • Оказание услуг по обеспечению безопасности судоходства в акваториях морских портов и на подходах к ним (судоходство, маневрирование, стоянка, навигация, метеопрогнозы и др.)

Непосредственными КПЭ для Росморпорт являются данные из таблицы 3.

Таблица 3. КПЭ и целевые значения показателей
Показатель Целевое значение
Выручка Не менее планового значения на год
Чистая прибыль Не менее планового значения на год
Стоимость чистых активов Положительная величина
Часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет 50% от чистой прибыли
EBITDA Не менее планового значения на год
Темп изменения производительности труда Рост не менее 3%
Соответствие эксплуатируемых ГТС, портофлота, СУДС, СНО нормам технической эксплуатации Положительное заключение по результатам аудита на соответствие портовой инфраструктуры нормам технической эксплуатации, удовлетворенность потребителей качеством инфраструктуры
Выполнение мероприятий, входящих в инвестиционную программу, финансируемых за счет средств Предприятия Не менее 85% от запланированного показателя на год
Выполнение прогнозного показателя «Ремонт основных средств», тыс. руб. Не менее 85% от запланированного показателя на год
Соответствие сроков реализуемых проектов плановым значениям Отставание от запланированных сроков не более чем на 15%
Соответствие бюджета реализуемых проектов плановым значениям Превышение запланированного бюджета не более чем на 10%
Индекс морской безопасности Отсутствие повышения коэффициента по отношению к предыдущему периоду

Целями непосредственно Росморпорт являются:

  • Эффективная реализация инвестиционных мероприятий, предусмотренных программой. Основными ключевыми показателями эффективности, по которым планируется оценивать уровень достижения указанной цели, являются:
    • выполнение мероприятий, входящих в инвестиционную программу, финансируемых за счет средств предприятия;
    • выполнение прогнозного показателя «Ремонт основных средств»;
    • соответствие сроков реализуемых проектов плановым значениям;
    • соответствие бюджета реализуемых проектов плановым значениям.
  • Эффективное использование и поддержание в надлежащем состоянии федерального имущества в морских портах и предоставление конкурентоспособных услуг. Основными ключевыми показателями эффективности, по которым планируется оценивать уровень достижения указанной цели, являются:
    • выручка;
    • чистая прибыль;
    • динамика стоимости чистых активов;
    • часть прибыли, подлежащая перечислению в бюджет;
    • динамика EBITDA;
    • темп изменения производительности труда (производительность труда определяется как отношение выручки к среднесписочной численности персонала);
    • соответствие эксплуатируемых ГТС, портофлота, СУДС, СНО нормам технической эксплуатации (определяется на основании периодического аудита объектов портовой инфраструктуры на соответствие нормам технической безопасности, а также учитывает результаты оценки удовлетворенности потребителей качеством инфраструктуры в соответствии с методикой, разрабатываемой Росморпорт во исполнение решений протокола заседания Правительственной комиссии по транспорту от 10.07.2015 № 6);
    • выполнение мероприятий, входящих в инвестиционную программу, финансируемых за счет средств Предприятия;
    • выполнение прогнозного показателя «Ремонт основных средств».
  • Обеспечение безопасного функционирования портовой инфраструктуры и морского транспорта. Основными ключевыми показателями эффективности, по которым планируется оценивать уровень достижения указанной цели, являются:
    • соответствие эксплуатируемых ГТС, портофлота, СУДС, СНО нормам технической эксплуатации;
    • выполнение мероприятий, входящих в инвестиционную программу, финансируемых за счет средств Предприятия;
    • выполнение прогнозного показателя «Ремонт основных средств»;
    • индекс морской безопасности (определяется как сумма коэффициентов лоцманской аварийности (отношение аварийных случаев с участием лоцманов Предприятия к общему количеству лоцманских проводок Предприятия) и аварийности СУДС (отношение аварийных случаев с судами, ведомыми СУДС Предприятия, к общему количеству судов, проведенных с использованием СУДС Предприятия).
map
ИНФОРМАЦИЯ О ДОСТИЖЕНИИ ЦЕЛЕЙ В ОТЧЕТНОМ ПЕРИОДЕ
п/п
Стратегические показатели развития Плановое значение показателя Фактически достигнутое значение показателя Отклонение, % Причины отклонения
1 Доля по основному продукту (работе/услуге) на рынке деятельности предприятия Не утвержден 83%
  • ФГУП «Росморпорт» — субъект естественных монополий в части оказания услуг, связанных с использованием портовой инфраструктуры — 69,6% выручки)
  • средневзешенная величина, которая складывается из 100% — по всем видам услуг, связанных с использованием портовой инфраструктуры (портовых сборов), кроме лоцманской проводки судов (лоцманский сбор) — 51% рынка, и услуг по обеспечению экологической безопасности в порту (экологический сбор) — 26% рынка
2 Себестоимость на рубль продаж (отношение себестоимости продаж к выручке) 0,95 0,93 –3,0
  • Экономия расходов и перенос мероприятий по сравнению с планом (–4,4%) принижении фактической выручки по сравнению с планом (–1,4%)
3 Производительность труда (отношение выручки к среднесписочной численности(по форме П-4) за отчетный период) — тыс. руб./чел. 3 413 3 463 1,5
  • Сокращение фактического показателя среднесписочной численности в сравнении с плановым на 2,9% при снижении фактической выручки по сравнению с планом (–1,4%)
4 Рентабельность по чистой прибыли (отношение чистой прибыли к выручке), % 0,9% 2,0% 118,0 См. комментарии к п. 2, 3
5 Долговая нагрузка (отношение суммы совокупных обязательств к прибыли от продаж) 13,8 9,6 –30,7
  1. Увеличение прибыли от продаж на 60,2% по сравнению с планом в связи с действием факторов, указанных в комментариях к п. 2
  2. Снижение абсолютной величины обязательств по сравнению с прогнозным балансом на 11%
6 Ликвидность (отношение оборотных активов к краткосрочным обязательствам) 0,57 1,02 80,4
  1. Снижение на 2,1% по сравнению с планом краткосрочных обязательств
  2. Увеличение на 72,3% по сравнению с планом оборотных активов
7 Уровень расходов на НИОКР в общей сумме выручки, % 0,06% Перенос мероприятий по сравнению с планом
8 Коэффициент потребления энергоресурсов (отношение затрат на энергоресурсы к выручке) 0,1 0,1

УЧАСТИЕ В РЕАЛИЗАЦИИ НАЦИОНАЛЬНЫХ ПРОЕКТОВ, ГОСУДАРСТВЕННОЙ ПРОГРАММЫ, ФЕДЕРАЛЬНЫХ ЦЕЛЕВЫХ ПРОГРАММ

Росморпорт осуществляет функции застройщика по мероприятиям, финансирование которых осуществляется за счет средств федерального бюджета, включенным в Комплексный план модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года, федеральные и государственные программы Российской Федерации:

  • Национальный проект «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года» (НП КПМИ) (в части Федерального проекта «Морские порты России»), утвержден протоколом заседания президиума Совета при президенте Российской Федерации по стратегическому развитию и национальным проектам от 06.08.2019 № 11.
  • Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (ГП РТС) (в части Ведомственного проекта «Развитие инфраструктуры морского транспорта» (ВП РИМТ), утверждена постановлением Правительства РФ от 20.12.2017 №1596.
  • Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (ФЦП Калининград), утверждена постановлением Правительства РФ от 07.12.2001 № 866.
  • Федеральная целевая программа «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополя до 2024 года» (ФЦП Крым) (в части мероприятий по обеспечению безопасности мореплавания и транспортной безопасности), утверждена постановлением Правительства РФ от 11.08.2014 № 790.
Количество реализуемых объектов по программам, ед.
Кассовые расходы по программам, млн руб.

Национальный проект «Транспортная часть комплексного плана модернизации и расширения магистральной инфраструктуры до 2024 года». Руководитель Федерального проекта «Морские порты России» — заместитель Министра транспорта Российской Федерации, Администратор Федерального проекта «Морские порты России» — заместитель Руководителя Росморречфлота.

Выполнение Национального проекта КПМИ, Федеральный проект «Морские порты России», млн руб.

Основная задача Федерального проекта «Морские порты России» (НП КПМИ) — увеличение мощностей морских портов Российской Федерации, включая порты Дальневосточного, Арктического, Северо-Западного (Балтийского), Волго-Каспийского и Азово-Черноморского бассейнов к 2030 году.

По итогам 2020 года мощность морских портов России увеличилась на 32,67 млн тонн из 27,0 запланированных.

Вклад реализации программы в 2020 году в социально-экономическое развитие Российской Федерации — в 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:

  • Строительство ледокола мощностью 18 МВт ледового класса Icebreaker7 для обеспечения круглогодичной работы замерзающих морских портов Дальневосточного бассейна. Продолжается проектирование (разработка проектной документации судна в постройке), подготовительный процесс производства. Идет переговорный процесс с поставщиками оборудования, материалов и комплектующих, заключение соответствующих контрактов. Закладка киля судна состоялась 29.10.2020.
  • Реконструкция береговых сооружений автомобильно-железнодорожного паромного сообщения «Ванино — Холмск» в морском порту Холмск». 17.11.2020 Генподрядчику передана строительная площадка. В адрес Ростехнадзора направлено извещение о начале строительства письмом от 18.11.2020 № Ф1180-09/104-ИС.
  • Строительство морской портовой инфраструктуры в морском порту Калининград. Международный морской терминал для приема круизных и грузопассажирских судов в г. Пионерский Калининградской области.

По объекту выполняются работы за собственные средства Росморпорт (договор от 21.02.2020 № КУ-38/20) по строительству и сохранению гидротехнических сооружений и строительных конструкций на не законченном строительством объекте. На строительной площадке ведутся следующие работы: лидерное бурение скважин для погружения ШТС и анкерных свай, антикоррозионная защита балок анкерно-ригельных систем Оградительного мола и Причала № 1, водолазное равнение дна при восстановлении отметок дна перед Оградительным молом, укладка габионов и бетонных блоков Оградительного мола. Заключение государственного контракта на завершение строительства планируется в 2021 году.

  • Строительство паромно-пассажирского причала на левом берегу Анадырского лимана в пос. Угольные Копи. В 2020 году выполнены работы по погружению 57 шт. трубошпунта, по 20 шт. анкерных свай и анкерных тяг. Произведена отсыпка скального грунта в образование территории причала в объеме около 8 тыс. м 3 . Анадырским филиалом Росморпорт утверждена «В производство работ» рабочая документация. 20.11.2020 работы на объекте прекращены в связи с наступлением устойчивых отрицательных температур.

Государственная программа Российской Федерации «Развитие транспортной системы» (ГП РТС) (Ведомственный проект «Развитие инфраструктуры морского транспорта»). Государственный заказчик — координатор — Министерство транспорта Российской Федерации, Государственный заказчик — Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Выполнение ГП РТС, ведомственный проект «Развитие инфраструктуры морского транспорта, млн руб.
Увеличение мощности морских портов России за 2020 год, млн тонн

В 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:

  • «Комплекс береговой и морской инфраструктуры в морском порту Геленджик»:
    • Работы по демонтажу существующих зданий и сооружений, запланированные на январь-февраль 2020 года, выполнены в полном объеме. Отдельно в марте 2021 года будет выполнен демонтаж здания Рыбцеха «литер А», использующегося Генподрядчиком для производства работ.
    • Работы по строительству Южного мола выполнены в объеме 76,7%.
    • Работы по строительству Причала № 1 с открылком выполнены в объеме 2,0% в части конструкции причала, работы по открылку не начаты.
    • Работы по строительству Причала № 2 с открылком выполнены в объеме 7,6% в части конструкции причала, работы по открылку не начаты.
    • Работы по строительству Причала марины № 3.2 с открылком выполнены в объеме 26,0% в части конструкции причала и 25% в части открылка.
    • Работы по строительству Причала марины № 3.3 с открылком (торцом марины) выполнены в объеме 8,4% в части конструкции причала, работы по торцу марины не начаты.
    • Работы по строительству Северного мола выполнены в объеме 23,5%.
    • Дноуглубительные работы выполнены в объеме 3,0%.
    • Работы по строительству Берегоукрепления, участок № 1 выполнены в объеме 59,9%.
    • Общая техническая готовность объектов — 38,3%.

ФЦП «Социально-экономическое развитие Республики Крым и г. Севастополь до 2022 года» (ФЦП Крым). Государственный заказчик-координатор — Министерство экономического развития Российской Федерации, Государственный заказчик — Федеральное агентство морского и речного транспорта.

В 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:

  • Строительство, реконструкция и техническое перевооружение объектов обеспечения безопасности мореплавания в морских портах полуострова Крым. Реконструкция систем обеспечения безопасности мореплавания порта Феодосия:
    • все строительно-монтажные работы завершены;
    • 30.04.2020 оформлен Акт приемки законченного строительством объекта по форме КС-11;
    • 09.06.2020 утвержден Акт приемки законченного строительством объекта приемочной комиссии по форме КС-14;
    • 19.10.2020 приказом Министерства жилищной политики и государственного строительного надзора Республики Крым № 00009-ОРГСНЗ утверждено Заключение о соответствии построенного, реконструированного объекта капитального строительства требованиям технических регламентов и проектной документации;
    • 17.12.2020 выдано разрешение на ввод объекта в эксплуатацию № 91-RU93310000-19869-2020.
Выполнение ФЦП Крым, млн руб.

Федеральная целевая программа развития Калининградской области на период до 2020 года (ФЦП Калининград). Государственный заказчик-координатор — Министерство экономического развития Российской Федерации, государственный заказчик — Федеральное агентство морского и речного транспорта.

Выполнение ФЦП Калининград, млн руб.

В 2020 году осуществлялись бюджетные инвестиции в следующие объекты капитального строительства:

  • Строительство паромов для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск. Строительство железнодорожного парома проекта CNF19M.
    • Выполненные работы по строительству парома:
      • изготовлена закладная секция парома стр. № 192. 23.04.2019 выполнена закладка киля парома — зав. № 192, парому присвоен номер ИМО 9878929;
      • паром зарегистрирован в реестре строящихся судов;
      • заключены контракты на выполнение подрядных работ по объекту «Строительство парома для железнодорожной паромной переправы Усть-Луга — Балтийск. Строительство железнодорожного парома проекта CNF19M»;
      • выполняются работы по изготовлению 41 крупной сборочной единицы (укрупненных блоков), насыщению блоков горловинами, трубопроводами, площадками, трапами, электрослесарным насыщением, окраске блоков, с 08.09.2020 начаты работы по формированию корпуса парома на стапеле (из 41 сборочной единицы 29 ед. имеют статус «монтаж на стапеле»), судовое оборудование контрактуется и поставляется на подрядную верфь. Общее число заключенных контрактов на поставку оборудования — 60 ед.;
      • ведутся работы по насыщению цистерн, по монтажу фундаментов, корпусного насыщения, дельных вещей, протекторной защиты;
      • главные двигатели погружены в корпус парома, выполняются работы по погрузке насосов;
      • подписан договор с Балтийским филиалом Российского морского регистра судоходства о классификации судна в постройке;
      • разработанная проектная документация судна в постройке для судна стр. № 192 согласована Российским морским регистром судоходства;
      • заключен договор страхования парома стр. № 192 по 16.12.2021.
    • Процент технической готовности парома стр. № 192 — 37,4%.

КЛЮЧЕВЫЕ ЦЕЛИ И ЗАДАЧИ НА 2021 ГОД И СРЕДНЕСРОЧНУЮ ПЕРСПЕКТИВУ

УЧАСТИЕ В РЕШЕНИИ СТРАТЕГИЧЕСКИХ ЗАДАЧ ОТРАСЛИ

Планируется реализация 34 мероприятий КПМИ по строительству портовой инфраструктуры (строительство новых терминалов в Усть-Луге (ЕвроХим, Новотранс), в Калининграде (Пионерский, дамбы Калинин- градского морского канала), Большом порту Санкт-Петербург (Балтийский балкерный терминал), Новороссийске (акватория зернового терминала КСК), реконструкция береговых сооружений паромного сообщения «Ванино — Холмск», проекты в Арктической зоне (Бечевинка, Угольные Копи, Певек) и другие). Кроме того, в период до 2024 года в рамках КПМИ при участии ФГУП «Росморпорт» будут реализованы 4 мероприятия по строительству судов, в т. ч. ледоколов 18 МВт.

ИНФРАСТРУКТУРНОЕ ОБНОВЛЕНИЕ
map
  • Развитие портовой инфраструктуры
    • Выполнение ремчерпания в объеме более 8 млн м3
    • Обновление флота: 2021 — 5 ед., 2022—2023 — 9 ед.
    • Строительство и реконструкция объектов СОБМ в портах Архангельск, Владивосток, Диксон, Калининград, Магадан, Махачкала, Мурманск, Новороссийск, Певек, Петропавловск-Камчатский, Ростов-на-Дону, Санкт-Петербург, Усть-Луга
  • Интенсификация инвестиционной программы
ПОВЫШЕНИЕ ЭФФЕКТИВНОСТИ
map
  • Сопровождение акционирования Предприятия по мере принятия законопроекта
  • Индексация тарифов портовых сборов
  • Увеличение доли электронного документооборота
  • Стандартизация договорной и нормативной базы Предприятия
УПРАВЛЕНИЕ ПРОЕКТАМИ И УСТОЙЧИВОЕ РАЗВИТИЕ
map
  • Обеспечение роста производительности труда
  • Реформа модели премирования/мотивированности премий
  • Расширение коммерческой деятельности
  • Экологический мониторинг деятельности арендаторов
ЦИФРОВАЯ ТРАНСФОРМАЦИЯ
map
  • Доработка функционала Ситуационного центра ФГУП «Росморпорт» для получения актуальной информации (в режиме реального времени) по деятельности в портах Российской Федерации (2021 год)
  • Электронная система «Лоцман» (2021—2022 годы)
  • Портал услуг ФГУП «Росморпорт» для приема заявок на оказание услуг по принципу «единого окна» (2021—2022 годы)

Внимание!

Вы используете старую версию браузера. Обновите версию браузера или воспользуйтесь отчетом в формате PDF

Скачать PDF Открыть в браузере

Поиск