Инновационное развитие предприятия

Инновационное развитие предприятия

Направления развития

Области применения инноваций

Мероприятия по реализации инноваций

Системы обеспечения безопасности мореплавания

Проектирование

Экология

Инвестиции

Кадры

Перспективы развития


     Направления развития

     ФГУП «Росморпорт» является системообразующей организацией в портовой отрасли и включено в перечень стратегических предприятий России.

     Инновационная деятельность предприятия является элементом системы долгосрочного планирования и направлена на повышение уровня безопасности мореплавания в морских портах России и на подходах к ним, эффективности использования и развития морской портовой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности.

     Инновационная деятельность предприятия осуществляется по следующим направлениям:

  • повышение уровня энергоэффективности;

  • внедрение инновационных подходов в сфере судостроения для применения на судах ледокольного и служебно-вспомогательного флота ФГУП «Росморпорт»;

  • развитие и модернизация систем управления движением судов, средств навигационного оборудования;

  • повышение уровня экологической безопасности в морских портах;

  • повышение эффективности процессов проектирования, нового строительства, реконструкции, модернизации и технического перевооружения, эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов, в том числе совершенствование нормативной базы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов;

  • повышение эффективности выполнения подводно-технических работ;

  • повышение экономической и функциональной эффективности в сфере управления и организации деятельности морских портов;

  • развитие взаимодействия с предприятиями малого и среднего инновационного бизнеса;

  • повышение инновационности закупок (при разработке технических заданий на выполнение изыскательских и проектных работ в составе конкурсной документации предусматривается требование о включении специального раздела по использованию инновационных решений и применения инновационных технологий, согласно перечню, рекомендованному Минтрансом России);

  • повышение квалификации персонала, ориентированного на инновационное развитие с учетом специфики предприятия;

  • развитие взаимодействия с научными организациями, профильными вузами по вопросам многостороннего сотрудничества в области образования, науки и инноваций;

  • повышение эффективности планирования деятельности по выполнению научно-исследовательских работ.

 

     Области применения инноваций

     Инновационные решения заложены в следующие производственные технологии и материалы, применяемые ФГУП «Росморпорт»:

  • при строительстве новых СУДС и объектов ГМССБ;

  • для обслуживания судов большего водоизмещения;

  • при строительстве портового флота новейшего поколения;

  • для внедрения системы электронного документооборота в портах;

  • при установке лазерных створов;

  • при установке лазерных систем швартовки судов;

  • для оптимизации транспортных подходов к морским портам через создание в портовой зоне транспортно-логистических центров планирования прибытия и убытия грузов;

  • при строительстве глубоководных телеуправляемых аппаратов с рабочей глубиной до 1000 м;

  • для внедрения лоцманской проводки на подходах к морским портам с берега с использованием электронных карт;

  • для внедрения водоочистки и повторного использования воды;

  • при применении оптоволоконной системы видеонаблюдения «Laguna», используемой для контроля качества сварных швов и труб на объектах с высоким уровнем электромагнитных помех и в системах подводных коммуникаций;

  • для осуществления подводного наблюдения для предотвращения терактов;

  • при использовании акустических установок дальнего радиуса действия в целях обеспечения транспортной безопасности акваторий;

  • при производстве строительно-монтажных работ;

  • для 4D-визуального моделирования организации строительства, реконструкции и модернизации объектов в транспортном комплексе.

     Для обеспечения лоцманов предприятия актуальной информацией о глубинах морских судоходных каналов при осуществлении проводки судов филиалами предприятия приобретено 115 лоцманских комплектов на базе планшетных компьютеров, которые обеспечивают прием статистической, динамической, рейсовой информации и сообщений, касающихся безопасности мореплавания от других судов и береговых станций АИС, а также прием сообщений, соответствующих требованиям международного стандарта для систем обнаружения и отслеживания судов.

     Ледоколы «Капитан Мецайк» и «Капитан Чечкин» оборудованы спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS по приему дифференциальных поправок от 2,5 м до 1 м с целью точного определения местонахождения судов.

 

     Мероприятия по реализации инноваций

     Ежегодно ФГУП «Росморпорт» осуществляет мероприятия по развитию и модернизации существующих СУДС и объектов ГМССБ в целях поддержания их технической оснащенности на современном уровне, а также по строительству новых объектов.

     Филиалы предприятия осуществляют модернизацию средств навигационного оборудования. В частности, металлические буи планомерно заменяются на полиэтиленовые, что ведет к значительному снижению эксплуатационных расходов предприятия, поскольку буи этого типа не подвержены коррозии и не требуют окрашивания, тем самым существенно увеличивается срок их службы.

     В Мурманском филиале применена инновационная технология химического закрепления грунта с использованием закачки минерально-полимерных смол для стабилизации основания и укрепления грунтов до расчетной проектной плотности в целях повышения сейсмической устойчивости морского вокзала.

     С целью совершенствования мероприятий в области энергоэффективности в 2018 году корректируется и актуализируется «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ФГУП «Росморпорт» на 2012-2017 годы», обновляется энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов. На регулярной основе проводится анализ фактического исполнения требований программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ФГУП «Росморпорт».

     В рамках реализации программы энергосбережения активизирована работа по внедрению прогрессивных систем освещения зданий, территорий и акваторий портов, деятельность в которых осуществляет ФГУП «Росморпорт».

 

     Системы обеспечения безопасности мореплавания

     Проводится работа по внедрению на объектах СОБМ альтернативных источников энергии и применения энергосберегающих технологий.

     Средства навигационного оборудования оснащаются светодиодными источниками света с системой питания от возобновляемого источника энергии.

     В Архангельском филиале установлены 4 комплекта системы для питания светооптического оборудования береговых навигационных знаков с питанием от солнечных панелей на створных знаках морского порта Онега, которые показали эффективность даже в условиях недостаточного освещения (полярной ночи).

     В Азовском бассейновом филиале введена в строй светооптическая энергетическая установка для питания электрической энергией средств навигационного оборудования в прибрежной зоне, которая установлена на створный знак 3-го колена Азово-Донского морского судоходного канала.

     Также с целью определения перечня необходимых мероприятий и расчету трудозатрат для повышения энергоэффективности систем тепло- и электроснабжения предприятия и контроля качества тепло- и электроэнергии разработан и внедряется стандарт организации, включающий перечень мероприятий и методику расчета затрат при проведении энергетического обследования.

 

     Проектирование

     При выборе направлений проектирования судов и принятии решений о строительстве объектов портовой инфраструктуры ФГУП «Росморпорт» опирается на проекты, которые разработаны с применением инновационных технологий и учитывают передовые достижения в области строительства аналогичных типов судов в мировой практике. Такие решения реализованы и заложены при строительстве и проектировании служебно-вспомогательного флота предприятия.

     В частности, при строительстве линейных дизель-электрических ледоколов вместо традиционной движительной системы применена смешанная система. Данное инженерное решение улучшает ходовые качества ледоколов, увеличивает эффективность движителей.

     Для разработки проекта лоцмейстерского судна ледового класса, предназначенного для эксплуатации в районах устьевых портов Арктики и на Дальнем Востоке, предусмотрено использование энергетической установки, работающей на сжиженном природном газе и дизтопливе.

     При строительстве лоцмейстерских катеров (проект Р1760М) принято передовое инженерное решение об использовании системы охлаждения главных и вспомогательных двигателей с применением бокскуллеров (замкнутая система охлаждения). Использование такой системы позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики катеров в период зимней навигации.

 

     Экология

     ФГУП «Росморпорт» уделяет большое внимание вопросам экологической безопасности. Предприятие имеет большой практический опыт работы в сфере обращения с опасными отходами, осуществляет деятельность по сбору судовых отходов в морских портах. Для этих целей использовался специализированный флот, станции комплексной переработки отходов, а также береговые объекты по приему и утилизации принимаемых судовых отходов и другое спецоборудование по обращению с отходами.

     Для снижения уровня загрязнения реализуются мероприятия по подключению судов предприятия к береговым источникам электропитания.

 

     Инвестиции

     В рамках реализации мероприятий по инвестированию средств в инновационные компании малого и среднего бизнеса ФГУП «Росморпорт» приобрело долю в АО «Ленморниипроект». Участие предприятия в капитале АО «Ленморниипроект» позволяет внедрять передовые технологии в области проектирования морских портов и их инфраструктуры, проводить инженерные изыскания, разрабатывать проектную документацию, внедрять автоматизированные системы управления портовым комплексом, включающие все виды обеспечения: программные, технические, информационные, организационные, методические.

     В части развития партнерства с субъектами малого и среднего инновационного бизнеса предприятие также сотрудничает с широким перечнем компаний, занимающих лидирующие позиции в инновационном бизнесе России.

 

     Кадры

     Для разработки инновационных подходов и внедрения современных технологий предприятие взаимодействует с профильными вузами. Прежде всего, с опорными вузами Росморречфлота. Основными направлениями взаимодействия являются:

  • осуществление совместных научно-исследовательских работ;

  • подготовка и переподготовка кадров.

     Также ФГУП «Росморпорт» ориентируется на использование инновационных технологий при формировании информационной среды предприятия путем автоматизации бизнес-процессов, а также при разработке предложений по вовлечению дочерних хозяйствующих обществ совместно c научными и отраслевыми учебными заведениями на использование передовых технологий, внедрение изобретений в производственный процесс и оказание услуг.

 

     Перспективы развития

     В плане организационных мероприятий ФГУП «Росморпорт» на 2018 год предусмотрена разработка стандартов предприятия по использованию виртуальной СНО, позволяющей отображать информацию в АИС на электронные приборы судов при заходах в морские порты, в том числе без физической установки ППЗ (навигационного буя). Данная технология виртуальной СНО позволит оперативно реагировать на изменения навигационной обстановки и быстро разворачивать систему информирования судов, в том числе при наличии препятствий на пути следования судов, а также при строительстве объектов в акваториях морских портов. В настоящее время технология виртуальной СНО проходит практические испытания в морских портах Большой порт Санкт-Петербург и Архангельск.

     ФГУП «Росморпорт» также рассматривает возможность создания беспилотного (безэкипажного) автономного судна для использования в составе флота предприятия. В 2018 году запланированы работы над дальнейшей детализацией данного инновационного проекта.

 

Наверх