Инновационное развитие предприятия

Направления развития

Области применения инноваций

Мероприятия по реализации инноваций

Системы обеспечения безопасности мореплавания

Проектирование

Экология

Инвестиции

Кадры

Перспективы развития


     Направления развития

     ФГУП «Росморпорт» является системообразующей организацией в портовой отрасли и включено в перечень стратегических предприятий России.

     Инновационная деятельность предприятия является элементом системы долгосрочного планирования и направлена на повышение уровня безопасности мореплавания в морских портах России и на подходах к ним, эффективности использования и развития морской портовой инфраструктуры, находящейся в федеральной собственности.

     Инновационная деятельность предприятия осуществляется по следующим направлениям:

  • повышение уровня энергоэффективности;

  • внедрение инновационных подходов в сфере судостроения для применения на судах ледокольного и служебно-вспомогательного флота ФГУП «Росморпорт»;

  • развитие и модернизация систем управления движением судов, средств навигационного оборудования;

  • повышение уровня экологической безопасности в морских портах;

  • повышение эффективности процессов проектирования, нового строительства, реконструкции, модернизации и технического перевооружения, эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов, в том числе совершенствование нормативной базы по проектированию, строительству и эксплуатации объектов инфраструктуры морских портов;

  • повышение эффективности выполнения подводно-технических работ;

  • повышение экономической и функциональной эффективности в сфере управления и организации деятельности морских портов;

  • развитие взаимодействия с предприятиями малого и среднего инновационного бизнеса;

  • повышение инновационности закупок (при разработке технических заданий на выполнение изыскательских и проектных работ в составе конкурсной документации предусматривается требование о включении специального раздела по использованию инновационных решений и применения инновационных технологий, согласно перечню, рекомендованному Минтрансом России);

  • повышение квалификации персонала, ориентированного на инновационное развитие с учетом специфики предприятия;

  • развитие взаимодействия с научными организациями, профильными вузами по вопросам многостороннего сотрудничества в области образования, науки и инноваций;

  • повышение эффективности планирования деятельности по выполнению научно-исследовательских работ.

 

     Области применения инноваций

     Инновационные решения заложены в следующие производственные технологии и материалы, применяемые ФГУП «Росморпорт»:

  • при строительстве новых СУДС и объектов ГМССБ;

  • для обслуживания судов большего водоизмещения;

  • при строительстве портового флота новейшего поколения;

  • для внедрения системы электронного документооборота в портах;

  • при установке лазерных створов;

  • при установке лазерных систем швартовки судов;

  • для оптимизации транспортных подходов к морским портам через создание в портовой зоне транспортно-логистических центров планирования прибытия и убытия грузов;

  • при строительстве глубоководных телеуправляемых аппаратов с рабочей глубиной до 1000 м;

  • для внедрения лоцманской проводки на подходах к морским портам с берега с использованием электронных карт;

  • для внедрения водоочистки и повторного использования воды;

  • при применении оптоволоконной системы видеонаблюдения «Laguna», используемой для контроля качества сварных швов и труб на объектах с высоким уровнем электромагнитных помех и в системах подводных коммуникаций;

  • для осуществления подводного наблюдения для предотвращения терактов;

  • при использовании акустических установок дальнего радиуса действия в целях обеспечения транспортной безопасности акваторий;

  • при производстве строительно-монтажных работ;

  • для 4D-визуального моделирования организации строительства, реконструкции и модернизации объектов в транспортном комплексе.

     Для обеспечения лоцманов предприятия актуальной информацией о глубинах морских судоходных каналов при осуществлении проводки судов филиалами предприятия приобретено 115 лоцманских комплектов на базе планшетных компьютеров, которые обеспечивают прием статистической, динамической, рейсовой информации и сообщений, касающихся безопасности мореплавания от других судов и береговых станций АИС, а также прием сообщений, соответствующих требованиям международного стандарта для систем обнаружения и отслеживания судов.

     Ледоколы «Капитан Мецайк» и «Капитан Чечкин» оборудованы спутниковой системой навигации ГЛОНАСС/GPS по приему дифференциальных поправок от 2,5 м до 1 м с целью точного определения местонахождения судов.

 

     Мероприятия по реализации инноваций

     Ежегодно ФГУП «Росморпорт» осуществляет мероприятия по развитию и модернизации существующих СУДС и объектов ГМССБ в целях поддержания их технической оснащенности на современном уровне, а также по строительству новых объектов.

     Филиалы предприятия осуществляют модернизацию средств навигационного оборудования. В частности, металлические буи планомерно заменяются на полиэтиленовые, что ведет к значительному снижению эксплуатационных расходов предприятия, поскольку буи этого типа не подвержены коррозии и не требуют окрашивания, тем самым существенно увеличивается срок их службы.

     В Мурманском филиале применена инновационная технология химического закрепления грунта с использованием закачки минерально-полимерных смол для стабилизации основания и укрепления грунтов до расчетной проектной плотности в целях повышения сейсмической устойчивости морского вокзала.

     С целью совершенствования мероприятий в области энергоэффективности в 2018 году корректируется и актуализируется «Программа энергосбережения и повышения энергетической эффективности ФГУП «Росморпорт» на 2012-2017 годы», обновляется энергетический паспорт потребителя топливно-энергетических ресурсов. На регулярной основе проводится анализ фактического исполнения требований программы энергосбережения и повышения энергетической эффективности ФГУП «Росморпорт».

     В рамках реализации программы энергосбережения активизирована работа по внедрению прогрессивных систем освещения зданий, территорий и акваторий портов, деятельность в которых осуществляет ФГУП «Росморпорт».

 

     Системы обеспечения безопасности мореплавания

     Проводится работа по внедрению на объектах СОБМ альтернативных источников энергии и применения энергосберегающих технологий.

     Средства навигационного оборудования оснащаются светодиодными источниками света с системой питания от возобновляемого источника энергии.

     В Архангельском филиале установлены 4 комплекта системы для питания светооптического оборудования береговых навигационных знаков с питанием от солнечных панелей на створных знаках морского порта Онега, которые показали эффективность даже в условиях недостаточного освещения (полярной ночи).

     В Азовском бассейновом филиале введена в строй светооптическая энергетическая установка для питания электрической энергией средств навигационного оборудования в прибрежной зоне, которая установлена на створный знак 3-го колена Азово-Донского морского судоходного канала.

     Также с целью определения перечня необходимых мероприятий и расчету трудозатрат для повышения энергоэффективности систем тепло- и электроснабжения предприятия и контроля качества тепло- и электроэнергии разработан и внедряется стандарт организации, включающий перечень мероприятий и методику расчета затрат при проведении энергетического обследования.

 

     Проектирование

     При выборе направлений проектирования судов и принятии решений о строительстве объектов портовой инфраструктуры ФГУП «Росморпорт» опирается на проекты, которые разработаны с применением инновационных технологий и учитывают передовые достижения в области строительства аналогичных типов судов в мировой практике. Такие решения реализованы и заложены при строительстве и проектировании служебно-вспомогательного флота предприятия.

     В частности, при строительстве линейных дизель-электрических ледоколов вместо традиционной движительной системы применена смешанная система. Данное инженерное решение улучшает ходовые качества ледоколов, увеличивает эффективность движителей.

     Для разработки проекта лоцмейстерского судна ледового класса, предназначенного для эксплуатации в районах устьевых портов Арктики и на Дальнем Востоке, предусмотрено использование энергетической установки, работающей на сжиженном природном газе и дизтопливе.

     При строительстве лоцмейстерских катеров (проект Р1760М) принято передовое инженерное решение об использовании системы охлаждения главных и вспомогательных двигателей с применением бокскуллеров (замкнутая система охлаждения). Использование такой системы позволяет значительно улучшить эксплуатационные характеристики катеров в период зимней навигации.

 

     Экология

     ФГУП «Росморпорт» уделяет большое внимание вопросам экологической безопасности. Предприятие имеет большой практический опыт работы в сфере обращения с опасными отходами, осуществляет деятельность по сбору судовых отходов в морских портах. Для этих целей использовался специализированный флот, станции комплексной переработки отходов, а также береговые объекты по приему и утилизации принимаемых судовых отходов и другое спецоборудование по обращению с отходами.

     Для снижения уровня загрязнения реализуются мероприятия по подключению судов предприятия к береговым источникам электропитания.

 

     Инвестиции

     В рамках реализации мероприятий по инвестированию средств в инновационные компании малого и среднего бизнеса ФГУП «Росморпорт» приобрело долю в АО «Ленморниипроект». Участие предприятия в капитале АО «Ленморниипроект» позволяет внедрять передовые технологии в области проектирования морских портов и их инфраструктуры, проводить инженерные изыскания, разрабатывать проектную документацию, внедрять автоматизированные системы управления портовым комплексом, включающие все виды обеспечения: программные, технические, информационные, организационные, методические.

     В части развития партнерства с субъектами малого и среднего инновационного бизнеса предприятие также сотрудничает с широким перечнем компаний, занимающих лидирующие позиции в инновационном бизнесе России.

 

     Кадры

     Для разработки инновационных подходов и внедрения современных технологий предприятие взаимодействует с профильными вузами. Прежде всего, с опорными вузами Росморречфлота. Основными направлениями взаимодействия являются:

  • осуществление совместных научно-исследовательских работ;

  • подготовка и переподготовка кадров.

     Также ФГУП «Росморпорт» ориентируется на использование инновационных технологий при формировании информационной среды предприятия путем автоматизации бизнес-процессов, а также при разработке предложений по вовлечению дочерних хозяйствующих обществ совместно c научными и отраслевыми учебными заведениями на использование передовых технологий, внедрение изобретений в производственный процесс и оказание услуг.

 

     Перспективы развития

     На предприятии организована работа по созданию и внедрению беспилотных летательных аппаратов и безэкипажных судов для выполнения гидрографических работ в акваториях морских портов и на подходах к ним.

Логин
Пароль