Мероприятия

Караван судов на Чукотке планирует возобновить движение

В морской порт Певек 7 января 2017 года прибыли ледоколы ФГУП «Росморпорт» «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» вместе с проводимыми ими транспортными судами «Синегорск» и «Иоганн Махмасталь». Сопровождаемые сухогрузы на момент перехода от западной границы Северного морского пути (СМП) до морского порта Певек (17.12.2016 – 07.01.2017) полностью соответствовали техническим параметрам для арктического судоходства, имели все необходимые разрешения для выполнения рейса в акватории СМП.

Основной задачей каравана была доставка груза в морской порт Певек элементов строительных конструкций для плавучей атомной теплоэлектростанции. Ледоколы и транспортные суда поставленную задачу выполнили успешно.

В настоящее время для того, чтобы сухогрузы продолжили свою дальнейшую работу в соответствии с планами своих судовладельцев, ледоколам необходимо обеспечить их переход в восточном направлении через льды до выхода на чистую воду.

Непосредственное руководство переходом каравана в акватории СМП осуществляет оперативный штаб ФГУП «Росморпорт», сформированный перед выходом каравана судов на СМП. Оперативный штаб проводит круглосуточный мониторинг движения каравана и контроль работы ледоколов «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын». Для объективного изучения и анализа гидрометеоусловий и ледовой обстановки оперативный штаб использует все имеющиеся в его распоряжении возможности: гидрометеопрогнозы, спутниковые снимки района плавания, взаимодействие со специалистами Арктического и антарктического научно-исследовательского института (ААНИИ), авиаразведку (в зависимости от погодных условий), интернет-ресурсы с прогнозными данными по ледовым сжатиям и сплочённости льда, осуществляет обмен информацией с капитанами ледоколов.

С 13 января 2017 года, завершив разгрузку груза, караван был готов к движению. Но в связи с изменением гидрометеоусловий (в первую очередь, направления ветра) резко ухудшилась ледовая обстановка на выходе из Чаунской губы Восточно-Сибирского моря. Дальнейшая ледокольная проводка сухогрузов была бы связана с серьёзными рисками повреждения этих судов ввиду сильного ледового дрейфа и сжатия.

Необходимо учитывать, что такая ледовая обстановка – обычная для этого времени года в Арктическом регионе. По этой причине проводимые суда были оставлены в ледовом дрейфе в безопасном месте в ожидании улучшения ледовых условий.  В данном случае аналогию можно провести с плаванием судов по чистой воде в штормовых условиях, когда суда пережидают шторм в порту-убежище столько времени, сколько понадобится, чтобы шторм стих. 

В настоящий момент «Адмирал Макаров» и «Капитан Драницын» осуществляют ледовую разведку и определяют возможность вывода судов через зону тяжёлого льда, преградившего путь каравану. На выходе из Чаунской губы зафиксированы полосы сильно торошенного льда, состоящего из наслоенных смерзшихся обломков припая и образовавшего протяжённый барьер шириной от 1 до 4 миль.

С капитанами ледоколов поддерживается круглосуточная спутниковая телефонная связь; экипажи всех судов каравана в безопасности, суда обеспечены запасом провизии. 

Согласно последним гидрометеопрогнозам, наметилась незначительная благоприятная динамика развития ледовой обстановки: ветер изменил своё направление на юго-западный, что, возможно, даст некоторое ослабление ледового сжатия и увеличит шансы беспрепятственного выхода каравана из Чаунской губы для дальнейшего его следования на восток.

Для справки:

Ледоколы ФГУП «Росморпорт» более 10 лет успешно работают в северных и арктических широтах, в том числе и в акватории СМП, непосредственно участвуя в реализации многих сложнейших инфраструктурных и научно-исследовательских проектов в Арктике.

В частности, ледоколы предприятия обеспечивают ледокольные проводки судов на линии Енисейский залив – морской порт Дудинка, безопасное плавание судов в районе строящегося морского порта Сабетта, ледокольные проводки судов, доставляющих грузы на необорудованный припай архипелага Земля Франца-Иосифа, а также буксировки и сопровождение судов в акватории СМП в летне-осенний период.

Капитаны ледоколов предприятия, работающих в Арктике и в акватории СМП, имеют многолетний опыт прохождения сложнейших арктических трасс и справедливо считаются уникальными представителями профессии, пользуясь заслуженным авторитетом на флоте.

Одним из главных качеств капитанов ледоколов можно назвать умение оперативно принимать самостоятельные и взвешенные решения в самых нестандартных ситуациях.

Александр Ерпулёв, капитан ледокола «Капитан Драницын», – яркий представитель этой категории судоводителей, который не только имеет опыт работы на дизельных ледоколах, но и долгое время ходил на атомных ледоколах. В 2009 году именно благодаря его профессиональному мастерству капитана ледокола удалось взять под контроль и не допустить развития чрезвычайной ситуации в районе Варандейского нефтеотгрузочного терминала на юго-востоке Баренцева моря. Управляя ледоколом «Капитан Николаев» Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт», он смог обеспечить в тяжелых ледовых условиях успешную ледокольную проводку новейших танкеров ледового класса к морскому терминалу для загрузки сырой нефтью.

Александр Стельмах – капитан ледокола «Адмирал Макаров», также является одним из наиболее авторитетных капитанов ледоколов данного класса. Имея за плечами более двадцати лет работы на дизельных ледоколах, он неоднократно участвовал в сложнейших арктических экспедициях, обеспечивая ледокольную проводку транспортных судов.

Вернуться к списку мероприятий


Логин
Пароль