Ледокольные услуги

     ФГУП «Росморпорт» предоставляет услуги по ледокольному обеспечению проводок судов в 15 замерзающих морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, а также услуги по ледокольному обеспечению плавания судов во льдах в иных морских бассейнах Мирового океана.

     Ледокольные услуги в акваториях и на подходах к замерзающим морским портам предоставляют следующие филиалы ФГУП «Росморпорт»:
     - Азово-Черноморский бассейновый филиал (морской порт Ейск);
     - Азовский бассейновый филиал (морские порты: Азов, Ростов-на-Дону, Таганрог);
     - Архангельский филиал (морские порты: Архангельск и Кандалакша);
     - Астраханский филиал (морские порты: Астрахань и Оля);
     - Ванинский филиал (морской порт Ванино);
     - Магаданский филиал (морской порт Магадан);
     - Северо-Западный бассейновый филиал (морские порты: Большой порт Санкт-Петербург, Выборг, Высоцк, Пассажирский порт Санкт-Петербург, Приморск и Усть-Луга).

     Работы, связанные с предоставлением ледокольного обеспечения судам при их плавании во льдах в иных морских бассейнах Мирового океана, могут выполняться ледоколами следующих филиалов ФГУП «Росморпорт»:
     - Архангельский филиал;
     - Мурманский филиал;
     - Северо-Западный бассейновый филиал

     Ледокольные услуги предоставляются ФГУП «Росморпорт» в строгом соответствии с требованиями, установленными:
     - Кодексом торгового мореплавания Российской Федерации;
     - Правилами ледокольной проводки судов, установленных Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2009 №140;
     - Обязательными постановлениями по соответствующим морским портам, а также распоряжениями капитанов морских портов и бассейновых комиссий штабов ледовых операций, в части регулирования правил ледокольной проводки судов в соответствующих морских портах.
 

     Для обеспечения ледокольных проводок судов ФГУП «Росморпорт» располагает флотом из 31 дизель-электрического ледокола, в т.ч.:
     - 8 линейных ледоколов;
     - 6 портовых ледоколов;
     - 14 мелкосидящих ледоколов;
     - 3 вспомогательных ледоколов.
 
     Все ледоколы предприятия имеют действующие классификационные свидетельства Российского морского регистра судоходства и Российского речного регистра, а ледоколы «Капитан Драницын», «Москва», «Санкт-Петербург», «Диксон» и «Капитан Косолапов» дополнительно имеют свидетельства об их соответствии требованиям Международного кодекса по управлению безопасной эксплуатацией судов и предотвращением загрязнения (МКУБ) для выполнения международных рейсов. 

     Сплав технической оснащенности предприятия и наличия высококвалифицированного плавсостава и технических специалистов, эксплуатирующих и обслуживающих ледоколы, способных решать задачи любой сложности в данной сфере деятельности предприятия, является гарантом качества услуг, предоставляемых ФГУП «Росморпорт» в данной сфере деятельности, неоднократно подтвержденных результатами выполненных предприятием работ.

     Перечень наиболее значимых мероприятий в сфере ледокольных проводок, выполненных ФГУП «Росморпорт»

     2004 год
     Участие ледокола «Капитан Чечкин» (Астраханский филиал) в геофизических исследованиях в северной части Каспийского моря.

     2005 год
     Участие зафрахтованного ледокола «Магадан» (Магаданский филиал) в спасательной операции по завозу топлива в Корякский автономный округ. 

     2006 год
     Участие ледокола «Капитан Чадаев» (Архангельский филиал) в спасательной операции по выводу судов смешанного плавания из Печорского моря.

     2007 год
     Буксировка ледоколом «Диксон» (Архангельский филиал) баржи «АМТ Explorer» и самоходной плавающей буровой установки «Амазон» в западном секторе Арктики, а также буксировка энергоблока Кислогубской приливной электростанции по маршруту Северодвинск – Мотовский залив.
 


     2008 год
     Участие ледокола «Капитан Драницын» (Мурманский филиал) в работе по программе международных Арктических исследований «Набос».

     2009 год
     Ледокольное обеспечение завоза грузов снабжения на аргентинскую антарктическую полярную станцию «General Belgrano II» с использованием ледокола «Капитан Драницын» (Мурманский филиал).

     2010 год
     Подготовка ледовых каналов в нижнем течении р.Енисей, а также участие ледокола «Капитан Драницын» (Мурманский филиал) в экспедиционных образовательных рейсах в составе экспедиционного отряда Русского географического общества.

     2011 год
     Участие зафрахтованного ледокола «Магадан» (Магаданский филиал) в спасательной операции по выводу рыбопромысловых судов из ледового плена в Сахалинском заливе Охотского моря.
     Буксировка ледоколом «Диксон» (Архангельский филиал) баржи «SMITHBARGE 2» и самоходной плавающей буровой установки «Амазон» по двум маршрутам: Ямбург-Харасавей и Мурманск-Югорский Шар-Харасавей-Варнек-Мурманск.
     Участие ледокола «Диксон» (Архангельский филиал) в спасательной операции аварийной теплохода «Капитан Кузнецов» и буксировка его в морской порт Архангельск.
     Ледокольное обеспечение судоходства на внутренних водных путях Российской Федерации с использованием ледоколов «Капитан Зарубин» (Северо-Западный бассейновый филиал) и «Капитан Чечкин» (Астраханский филиал).

     2012 год
     Участие ледоколов «Диксон» (Архангельский филиал) и «Капитан Драницын» (Мурманский филиал) в геофизических исследованиях в северо-восточном секторе Арктики.
     Участие ледокола «Капитан Косолапов» (Архангельский филиал) в геофизических исследованиях в западном секторе Арктики. 

     2013 год
     Работа ледокола «Капитан Драницын» (Мурманский филиал) в качестве экспедиционного судна в Карском море по проведению гидрометеорологических работ и ледовым исследованиям.
 
     2014 год
     Обеспечение ледоколом «Капитан Драницын» (Мурманский филиал) в Антарктиде ледокольной проводки т/х «Василий Головнин» с грузом снабжения для аргентинской антарктической полярной станции «General Belgrano II».
 
     2015 год
     Ледокольное обеспечение судов, осуществлявших заходы в строящийся в рамках проекта «Ямал СПГ» морской порт Сабетта.
     Обеспечение ледоколом «Капитан Драницын» (Мурманский филиал) проводок судов с грузами и пассажирами, следовавших к острову Земля Александры архипелага Земля Франца Иосифа.

     2016 год

     Сопровождение (эскортирование) ледоколом «Диксон» (Архангельский филиал) танкера «HHL ELBE», следовавшего во льдах на участке от пролива Карские Ворота до морского порта Дудинка.

     Буксировка и сопровождение (эскортирование) ледоколом «Диксон» (Архангельский филиал) морских судов в западный сектор моря Лаптевых (из морского порта Дудинка в Хатангский залив).

     Обеспечение ледоколом «Капитан Драницын» работы экспедиционной группы ФГБУ «Государственный научный центр «Арктический и антарктический научно-исследовательский институт» при выполнении морских гидрометеорологических и ледовых исследований, проведении экспериментов для разработки плана защиты бурового судна от айсбергов в Карском море.

 

     Начало практической деятельности ФГУП «Росморпорт» по обеспечению ледокольных проводок на подходах и в акваториях замерзающих морских портов России было положено в феврале 2004 года, когда созданное годом ранее предприятие начало предоставлять услуги по ледокольному обеспечению в морском порту Большой порт Санкт-Петербург силами Санкт-Петербургского филиала предприятия с использованием переданных ФГУП «Росморпорт» 12 дизель-электрических ледоколов. К концу 2004 года ледокольные услуги в морских портах России предоставляли уже 7 филиалов предприятия. 
     В настоящее время ФГУП «Росморпорт» оперирует флотом из 31 ледокола, которые в период с 2004 по настоящее время были переданы предприятию, выкуплены им за счет собственных средств или построены за счет бюджетных инвестиций или с использованием собственных средств предприятия.

 

     Важно отметить, что развитию ледокольного флота ФГУП «Росморпорт» придает особое значение. В период с 2005 по 2009 год под контролем и в интересах предприятия были построены на отечественных судостроительных предприятиях два современных ледокола «Москва» и «Санкт-Петербург» проекта 21900, мощностью 16,5 мВт каждый. В настоящее время ФГУП «Росморпорт» в качестве заказчика-застройщика участвует в реализации крупнейших инвестиционных проектов Российской Федерации по строительству трех дизель-электрических ледоколов проекта 21900М, мощностью 16 мВт, и одного дизель-электрического ледокола проекта 22600, мощность 25 мВт. Эти ледоколы после завершения их строительства и планируемого ввода в эксплуатацию в 2015 году пополнят ледокольную группировку предприятия в восточной части Финского залива.
 
     Сведения о количестве судов, обеспеченных ледокольными проводками ФГУП «Росморпорт» в морских портах Российской Федерации
 

Зимняя навигация

 Количество судов, обеспеченных ледокольными проводками, ед.

2012-2013 гг.

3 036

2013-2014 гг.

3 522

2014-2015 гг.

4 766

2015-2016 гг. 3 380

     Более подробную информацию о порядке оказания ледокольных услуг, предоставляемых филиалами предприятия, можно найти в разделах интернет-сайта ФГУП «Росморпорт», посвященных их описанию.