Навигационные услуги с использованием СУДС

1. Общая информация

2. Зоны действия СУДС

     - Зона действия СУДС Кольского залива

     - Зона действия СУДС Кандалакшского залива

3. Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС

     - Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кольского залива

     - Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кандалакшского залива

4. Статистическая информация

5. Контактная информация

 

     1. Общая информация

     Мурманский филиал ФГУП «Росморпорт» предоставляет судам, осуществляющим судозаходы в морские порты Кандалакша и Мурманск или проходящим транзитом через акватории этих морских портов, навигационные услуги с использованием:

     - системы управления движением судов Кольского залива (далее – СУДС Кольского залива);

     - системы управления движением судов Кандалакшского залива (далее –СУДС Кандалакшского залива).

 

    В состав СУДС Кольского залива входят:

     - центр управления СУДС Кольского залива, расположенный на мысе Абрам-мыс;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Мишуково»;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Крестовый»;

     - автоматизированный радиотехнический пост «Сеть-Наволок»;

     - радиотехнический пост «Абрам-мыс»;

     - выносной радиотехнический пост «Терминал «Абрам-мыс».

    В режиме обособленного объекта СУДС Кольского залива функционирует радиолокационный пост «Обзор», расположенный в двух кабельтовых к северу от мыса Лагерный.

    В состав СУДС Кандалакшского залива входят:

     - центр СУДС порта Кандалакша;

     - автоматизированный радиотехнический пост на юго-западном склоне горы Крестовая.

 

     Все СУДС Мурманского филиала созданы в целях повышения уровня безопасности мореплавания и эффективности судоходства, охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья от загрязнений, защиты береговых сооружений в зонах действия соответствующих СУДС.

     С использованием закрепленных за Мурманским филиалом СУДС судам, находящимся в зоне их действия, предоставляются комплексные навигационные услуги и осуществляется:

     - обнаружение судов на подходах к зонам действия СУДС, установление связи с ними, получение данных о судне;

     - передача судам навигационной, оперативной и иной информации по инициативе операторов СУДС или по запросу судна;

     - оказание помощи в судовождении;

     - организация движения судов, включающая планирование и установление режимов движения судов в зонах действия СУДС;

     - контроль за движением судов и положением судов на якорных стоянках и рейдовых перегрузочных комплексах.


     По результатам освидетельствования Росморречфлотом на закрепленные за Мурманским филиалом СУДС получены следующие свидетельства об их соответствии Резолюции ИМО А.857(20) и Требованиям к радиолокационным системам управления движением судов, объектам инфраструктуры морского порта, необходимым для функционирования Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности, объектам и средствам автоматической информационной системы, службе контроля судоходства и управления судоходством, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226:

     - от 30.03.2016 № 16.01364.315 о соответствии СУДС Кольского залива требованиям, предъявляемым к СУДС высшей категории;

     - от 29.04.2016 № 16.01867.315 о соответствии СУДС Кандалакшского залива требованиям, предъявляемым к СУДС второй категории.


     Системы управления движением судов, которые эксплуатирует Мурманский филиал, функционируют в круглосуточном режиме.

     Операторский состав СУДС филиала составляет 30 человек. Все операторы СУДС Мурманского филиала прошли профессиональную подготовку и сертифицированы в соответствии с рекомендациями Международной ассоциации маячных служб V-103/1 и требованиями Резолюции ИМО А.857(20).


     2. Зоны действия СУДС

 

     Зона действия СУДС Кольского залива

      В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Мурманск, утвержденными приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222, зона действия СУДС Кольского залива ограничена:
     - с юга параллелью 68°58,20'N;
     - с запада береговой линией от параллели 68°58,20'N до мыса Белокаменный, далее прямой линией, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 1 мыс Великий;
     № 2 Ш=69°06,76'N  Д=033°23,35'E (в районе поселка Ретинское);
     № 3 восточная оконечность острова Шуринов;
     № 4 восточная оконечность острова Брандвахта;
     № 5 мыс Сетьнаволок;
     № 6 мыс Погань-наволок;
     № 7 пересечение меридиана 033°19,00'E с береговой линией Кольского полуострова (в районе мыса Медвежий),
     далее по меридиану 033°19,00'E на север до линии радиуса 19 морских миль, отложенного от маяка Сетьнаволок, далее по линии вышеуказанного радиуса на юго-восток до меридиана 034°05,00'E, далее по меридиану 34°05,00'E на юг до береговой линии острова Кильдин, далее вдоль западной оконечности острова Кильдин до мыса Бык, далее прямой линией, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 1 мыс Топоркова Пахта;
     № 2 мыс Зеленецкий;
     № 3 Ш=69°18,25'N  Д=033°40,00'E;
     № 4 Ш=69°18,08'N  Д=033°36,00'E;
     далее по береговой линии на юго-запад до точки с координатами: Ш=69°15,88'N  Д=033°32,52'E, далее по прямой линии, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 5 мыс Сампонаволок;
     № 6 мыс Чирковый,
     далее по береговой линии до знака Сальный-Береговой, далее до точки с координатами: Ш=69°06,43'N Д=033°25,00'E, далее до точки с координатами: Ш=69°05,40'N  Д=033°22,10'E, далее до точки с координатами: Ш=69°04,88'N  Д=033°21,42'E, далее по береговой линии до точки с координатами: Ш=69°04,60'N  Д=033°19,00'E, далее по прямой линии, соединяющей по порядку следующие точки:
     № 7 мыс Никитин;
     № 8 мыс Мохнаткин,
     далее по береговой линии на юг до параллели 68°58,20'N.
     В зоне действия СУДС Кольского залива осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 50 кв.м. и более, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывает зону действия СУДС Кольского залива.

 

     Зона действия СУДС Кандалакшского залива

 

     В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша, утвержденными приказом Минтранса России от 07.11.2013 № 345, зоной действия СУДС Кандалакшского залива является акватория морского порта Кандалакша, в границах, утвержденных распоряжением Правительства России от 31.03.2009 № 419-р, и подходной фарватер морского порта Кандалакша.

 

 

     В зоне действия СУДС Кандалакшского залива осуществляется гарантированное обнаружение и устойчивое сопровождение судов, имеющих эффективную отражающую поверхность 50 кв.м. и более, а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывает зону действия СУДС Кандалакшского залива.


     3. Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС

 

     Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кольского залива


     Мурманский филиал предоставляет навигационные услуги с использованием СУДС Кольского залива в соответствии с Руководством по службам движения судов (VTS MANUAL, 2008), изданным в 2008 году Международной Ассоциацией Маячных служб, Обязательной системой судовых сообщений в районе Баренцева моря «Barents SRS», утвержденной Резолюцией MSC.348(91), Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденными приказом Минтранса России от 20.08.2009 №140, и Обязательными постановлениями в морском порту Мурманск, утвержденными приказом Минтранса России от 12.08.2014 № 222.
 
     В зоне действия СУДС Кольского залива действует разрешительный порядок движения судов в соответствии с ежесуточными графиками расстановки и движения судов в морском порту Мурманск. О передвижениях судов, не включенных в график движения и расстановки судов, СУДС Кольского залива незамедлительно информирует капитана морского порта Мурманск.
     Планирование ежесуточного графика расстановки и движения судов в морском порту Мурманск, утверждаемого капитаном морского порта Мурманск, осуществляется в порядке, установленном в Обязательных постановлениях в морском порту Мурманск.
     Суда, входящие в зону действия СУДС Кольского залива или намеревающиеся начать движение в зоне действия СУДС Кольского залива, устанавливают связь с СУДС Кольского залива на 12, 16 каналах связи ОВЧ, позывной «Мурманск-трафик».
     При входе в зону действия СУДС Кольского залива суда должны передать оператору СУДС Кольского залива информацию о судне:
     - номер, присвоенный судну Международной морской организацией;
     - название и тип судна;
     - номер судна, присвоенный морской подвижной службой;
     - государственная принадлежность (флаг) судна;
     - порт назначения;
     - максимальная действующая осадка судна;
     - тип и количество груза, наличие опасного груза и класс опасности;
     - количество членов экипажа и пассажиров на судне;
     - наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность мореплавания,
и получить разрешение на начало движения.
 
     Необходимая судовладельцам информация для входа в зону действия СУДС Кольского залива и выполнения требований СУДС Кольского залива в стандартизированной форме размещена также в Правилах плавания кораблей, судов и плавсредств в районе действия системы управления движением судов Кольского залива, опубликованных в Лоции Баренцева моря № 1112, часть II, 2006 года издания.
 
     Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Кольского залива по запросу судна или по инициативе СУДС Кольского залива в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства в районе действия СУДС Кольского залива. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением.
     Регулирование движения судов осуществляется СУДС Кольского залива посредством передачи судам рекомендаций в отношении:
     - очередности и времени начала движения;
     - маршрута, интервала и скорости движения;
     - порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;
     - запрета на дальнейшее движение;
     - мест якорной стоянки или укрытий;
     - действий для предотвращения непосредственной опасности.
 
     Помощь в судовождении (навигационная помощь) оказывается судну по запросу судна или по решению оператора СУДС Кольского залива преимущественно в сложных гидрометеорологических условиях, при выходе из строя или отсутствии на судне приборов, обеспечивающих безопасное движение судна в данной навигационной обстановке. При оказании помощи в судовождении СУДС Кольского залива погрешности автоматического сопровождения целей составляют:

     • по пеленгу  – 0,2º;
     • по дальности  – 7 м;
     • по курсу   – 0,9°; 
     • по скорости – 0,5 узла. 

       
     Порядок и метод оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи сообщений, согласуется с капитаном судна. Начало и окончание помощи в судовождении должны быть подтверждены обеими сторонами. При оказании помощи в судовождении судно обязано подтверждать получение от оператора СУДС Кольского залива информации и рекомендаций и сообщать о предпринимаемых действиях. 

     Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Кольского залива, должны нести постоянную радиовахту на 12 и 16 каналах ОВЧ связи.
 

Сведения о каналах связи очень высокой частоты, используемых в зоне действия СУДС Кольского залива
 

Абонент  Каналы связи очень высокой частоты  Позывной
Дежурный Рабочий
СУДС Кольского залива
Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт»
16 12, 18, 67, 33 Мурманск-трафик
Инспекция государственного портового
контроля торгового на торговом терминале
ФГБУ «АМП Западной Арктики»
14  Мурманск-радио-5 
Инспекция государственного портового
контроля на Рыбном терминале
ФГБУ «АМП Западной Арктики»
37 Мурманск-36

     
     Ведение радиопереговоров, не относящихся к безопасности плавания и регулированию движения судов, а также для связи между береговыми корреспондентами на вышеуказанных каналах ОВЧ связи запрещается.
     Связь по радио на УКВ каналах между оператором СУДС Кольского залива и судами должна осуществляться в соответствии с «Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации», формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык в терминах «Стандартные фразы ИМО для общения на море». 
     Обо всех внештатных ситуациях, происходящих с судном и влияющих на безопасность мореплавания (выход из строя судовой энергетической установки, технических средств навигации, винторулевого устройства, якорного устройства, посадка на грунт, столкновение, ухудшение погодных условий, резкие колебания уровня воды, ограниченная видимость и т.д.) как во время стоянки в порту, так и на переходах в зоне действия СУДС Кольского залива, капитан судна обязан немедленно проинформировать оператора СУДС Кольского залива и в дальнейшем выполнять его распоряжения. 

     За предоставленные Мурманским филиалом навигационные услуги с использованием СУДС Кольского залива взимаются навигационные сборы. Информация о ставках навигационных сборов и порядке их взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Мурманского филиала». 

 

     Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Кандалакшского залива

 

     Мурманский филиал предоставляет навигационные услуги с использованием СУДС Кандалакшского залива в соответствии с требованиями резолюции ИМО А.857(20), Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 20.08.2009 № 140, Обязательными постановлениями в морском порту Кандалакша, утвержденными приказом Минтранса России от 07.11.2013 № 345, и распоряжениями капитана морского порта Кандалакша в части, касающейся оперативных функций СУДС Кандалакшского залива.

 

     В зоне действия СУДС Кандалакшского залива действует разрешительный порядок движения судов в соответствии с ежесуточным графиком расстановки и движения судов в морском порту Кандалакша, утверждаемым капитаном морского порта Кандалакша.

     Суда, следующие в морской порт, устанавливают связь с капитаном морского порта на 67 рабочем канале связи ОВЧ.

     Суда, входящие в зону действия СУДС Кандалакшского залива или намеревающиеся начать движение в зоне действия СУДС Кандалакшского залива, устанавливают связь с СУДС Кандалакшского залива на 16 и 69 каналах ОВЧ связи (позывной - «Кандалакша-трафик»).

     При входе в зону действия СУДС Кандалакшского залива суда должны передать оператору СУДС Кандалакшского залива информацию о судне:

     - номер, присвоенный судну Международной морской организацией;

     - название и тип судна;

     - номер судна, присвоенный морской подвижной службой;

     - государственная принадлежность (флаг) судна;

     - порт назначения;

     - максимальная действующая осадка судна;

     - тип и количество груза, наличие опасного груза и класс опасности;

     - количество членов экипажа и пассажиров на судне;

     - наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность мореплавания, и получить разрешение на начало движения.

     Дополнительно капитан судна при входе в морской порт Кандалакша сообщает:

     - о приеме на борт лоцмана и запрашивает разрешение на движение по фарватеру морского порта;

     - о прохождении траверзов острова Большой Березовый и острова Малый,

а также запрашивает разрешение на швартовку к причалу в морском порту.

 

     Необходимая судовладельцам информация для входа в зону действия СУДС Кандалакшского залива и выполнения требований СУДС Кандалакшского залива в стандартизированной форме размещена также в Правилах плавания кораблей, судов и плавсредств в районе действия системы управления движением судов Кандалакшского залива, опубликованных в Лоции Белого моря № 1110.

 

     Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Кандалакшского залива по запросу судна или по инициативе СУДС Кандалакшского залива в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, иные факторы, влияющие или могущие повлиять на безопасность судоходства в районе действия СУДС Кандалакшского залива. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением.

 

     Регулирование движения судов осуществляется СУДС Кандалакшского залива посредством передачи судам рекомендаций в отношении:

     - очередности и времени начала движения;

     - маршрута, интервала и скорости движения;

     - порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений;

     - запрета на дальнейшее движение;

     - мест якорной стоянки или укрытий;

     - действий для предотвращения непосредственной опасности.

 

     Помощь в судовождении (навигационная помощь) оказывается судну по запросу судна или по решению оператора СУДС Кандалакшского залива преимущественно в сложных гидрометеорологических условиях, при выходе из строя или отсутствии на судне приборов, обеспечивающих безопасное движение судна в данной навигационной обстановке. При оказании помощи в судовождении СУДС Кандалакшского залива погрешности автоматического сопровождения целей составляют:

     • по азимуту не более   –1,2º;
     • по расстоянию не более  –30 м;
     • по направлению движения не более –5°;
     • по скорости движения не более   –2 узлов.

  

     Порядок и метод оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи сообщений, согласуется с капитаном судна. Начало и окончание помощи в судовождении должны быть подтверждены обеими сторонами. При оказании помощи в судовождении судно обязано подтверждать получение от оператора СУДС Кандалакшского залива информации и рекомендаций и сообщать о предпринимаемых действиях.

 

     Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Кандалакшского залива, должны нести постоянную радиовахту на 16, 67 и 69 каналах ОВЧ связи.

 

Сведения о каналах связи очень высокой частоты, используемых в зоне действия СУДС Кандалакшского залива

 

Абонент  Каналы связи очень высокой частоты  Позывной
вызывной рабочий
СУДС Кандалакшского залива Мурманского филиала ФГУП «Росморпорт» 16 69, 18, 74 Кандалакша-трафик
Инспекция государственного портового контроля ФГБУ «АМП Западной Арктики» 16 67  Кандалакша-радио-5

 

     Ведение радиопереговоров, не относящихся к безопасности плавания и регулированию движения судов, а также для связи между береговыми корреспондентами на вышеуказанных каналах ОВЧ связи запрещается.

     Связь по радио на УКВ каналах между оператором СУДС Кандалакшского залива и судами должна осуществляться в соответствии с «Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации», формат сообщений должен соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык в терминах «Стандартные фразы ИМО для общения на море». Для голосовой радиосвязи с экипажем иностранного судна используется английский язык с применением стандартных фраз ИМО для общения на море. Допустимо ведение радиопереговоров на русском языке, при условии получения голосового подтверждения на английском языке от капитана судна, с записью такого подтверждения в базе данных системы документирования СУДС Кандалакша.

 

     За предоставленные Мурманским филиалом навигационные услуги с использованием СУДС Кандалакшского залива в морском порту Кандалакша взимаются навигационные сборы. Информация о ставках навигационных сборов и порядке их взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Мурманского филиала».


     4. Статистическая информация 

     Количество судов, находившихся в зонах действия СУДС Кольского залива и СУДС Кандалакшского залива, осуществивших судозаходы в соответствующие морские порты или следовавших транзитом через акваторию морских портов или зону действия СУДС.

 

СУДС Кольского залива

 

Год

Всего судов, находившихся в зоне действия СУДС
Кольского залива

В т.ч. осуществивших входы/выходы в  морской порт Мурманск

 В т.ч. следовавших транзитом через район действия СУДС
Кольского залива

2009

7099

7099

716

2010

7385

7385

 2011

6641

6641

2012 6 812 6 812
2013 5 991 5 991
2014 5 160 5 160
2015 5 041 5 041
2016 5 664 5 664

 

СУДС Кандалакшского залива

 

Год

Всего судов, находившихся в зоне действия СУДС
Кандалакшского залива

В т.ч. осуществивших входы/выходы в  морской порт Кандалакша

 В т.ч. следовавших транзитом через район действия СУДС
Кандалакшского залива

2016
(октябрь-декабрь)

363

66


     5. Контактная информация 

     Дополнительную справочную информацию о порядке предоставления Мурманским филиалом навигационных услуг с использованием СУДС Кольского залива и СУДС Кандалакшского залива можно получить:

 

     СУДС Кольского залива

     по телефону (круглосуточно):

     +7 (8152) 47-90-26,

     или направив письменный запрос по факсу: +7 (8152) 47-90-26, или по адресу электронной почты: vts@mrm.rosmorport.ru

 

     СУДС Кандалакшского залива

     по телефонам:

     +7 (8153) 39-26-15 – дежурный начальник смены (круглосуточно);

     +7 (921 158 6869) – начальник СУДС Кандалакшского залива (с понедельника по пятницу с 8:00 до 17:00 по московскому времени),

     или направив письменный запрос по факсу: +7 (8153) 39-26-15, или по адресу электронной почты: VTS_Kandalaksha@mrm.rosmorport.ru

 

Наверх