Навигационные услуги с использованием СУДС

1. Общая информация 
2. Зоны действия СУДС 
3. Порядок предоставления услуг с использованием СУДС 
4. Статистическая информация 
5. Контактная информация 


     1. Общая информация 


     Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» предоставляет судам, осуществляющим судозаходы в морской порт Архангельск или следующих через акваторию морского порта транзитом, навигационные услуги с использованием портовой системы управления движением судов в морском порту Архангельск (далее – СУДС Архангельск). 

     В морском порту Сабетта в 2017 году завершено строительство системы управления движением судов Сабетта, которая в настоящее время функционирует в опытном (тестовом) режиме до проведения ее освидетельствования Росморречфлотом на соответствие технико-эксплуатационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226 и Резолюцией ИМО А.857 (20).
     СУДС Архангельск отвечает всем современным требованиям и функционирует в целях повышения уровня безопасности мореплавания, эффективности судоходства и охраны жизни на море, защиты морской среды и побережья на акватории морского порта Архангельск и на подходах к нему. 
     С использованием СУДС Архангельск осуществляется: 
       - передача судам навигационной, метеорологической, оперативной и иной информации; 
       - организация и регулирование движения судов на основе суточного графика движения и расстановки судов в морском порту Архангельск, утвержденного капитаном морского порта Архангельск; 
       - оказание помощи в судовождении по запросу капитана судна или по решению оператора СУДС Архангельск; 
       - контроль движения судов и положения судов на якорных стоянках. 
 

фото СУДС Архангельск фото СУДС Архангельск фото СУДС Архангельск


     В состав СУДС Архангельск входят: Центр СУДС Архангельск и три радиотехнических поста: РТП-1 «Экономия», РТП-2 «Мудьюг» и РТП-3 «Талаги». 
     По результатам освидетельствования Архангельским филиалом получено свидетельство Росморречфлота от 23.10.2015 № VTS-3/1-2931-2015 о соответствии СУДС Архангельск технико-эксплуатационным требованиям № МФ-02-22/848-70 и Резолюции IMO А.857(20), предъявляемым к портовой СУДС высшей категории. 
     СУДС Архангельск функционирует в круглосуточном режиме. 
     Персонал СУДС Архангельск составляет 10 операторов, получивших профессиональную подготовку и сертифицированных в соответствии с Рекомендациями IALA V-103. 

     2. Зоны действия СУДС


     Зона действия СУДС Архангельск


     В соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск, утвержденными приказом Минтранса России от 9.06.2014 № 183, зоной действия СУДС Архангельск является акватория морского порта Архангельск в границах, установленных распоряжением Правительства России от 19.05.2010 № 797-р (с изменениями и дополнениями), за исключением участка № 2 акватории морского порта, расположенного в бухте Северная залива Дежнева о. Земля Александры архипелага Земли Франца – Иосифа.
     В зоне действия СУДС Архангельск осуществляется уверенное обнаружение, определение координат и автосопровождение наиболее типичных для района плавания судов (стальные суда длиной 80 метров и более с эффективной отражающей поверхностью около 300 кв.м, при видимости 0,5 морских миль, осадках интенсивностью 60 мм/ч и состоянии моря 5 баллов и более), а также обеспечивается надежная УКВ (ОВЧ) радиотелефонная связь с судами и радиолокационный контроль. Рабочая зона береговых станций автоматической идентификационной системы (АИС) полностью покрывают зону действия СУДС Архангельск.


     Зона действия СУДС Сабетта


     Описание зоны действия СУДС Сабетта будет установлено после проведения освидетельствования ее на соответствие технико-эксплуатационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226 и Резолюцией ИМО А.857 (20).


     3. Порядок предоставления услуг с использованием СУДС


     Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Архангельск


     Навигационные услуги с использованием СУДС Архангельск предоставляются Архангельским филиалом в соответствии с требованиями резолюции ИМО А.857(20), Общих правил плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним, утвержденных приказом Минтранса России от 26.10.2017 № 463 и Обязательных постановлений по морскому порту Архангельск, утвержденных приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 183  (далее – Обязательные постановления). 

     Все корабли и суда, оборудованные средствами радиосвязи морской подвижной службы, независимо от их ведомственной принадлежности и форм собственности, находящиеся в районе действия СУДС Архангельск, должны выполнять правила плавания кораблей, судов и плавсредств в районе действия СУДС Архангельск. 

     В зоне действия СУДС Архангельск установлен разрешительный порядок движения судов в соответствии с суточным графиком расстановки и движения судов в морском порту. Вход/выход судов в зону действия, начало движения в зоне действия СУДС Архангельск осуществляются только после получения разрешения оператора СУДС Архангельск. 

     Капитаны судов, следующие в морской порт Архангельск с моря, за две морские мили до подхода к границе акватории морского порта Архангельск обязаны установить связь с СУДС Архангельск на 16 и 14 каналах УКВ связи (позывной – «Архангельск-Радио-17») и получить подтверждение об опознавании. 

     Капитаны судов, следующие в морской порт Архангельск с внутренних водных путей, должны установить связь с СУДС Архангельск за два километра до южной границы акватории морского порта Архангельск на 16 и 14 каналах УКВ связи (позывной – «Архангельск-Радио-17») и получить подтверждение об опознавании. 

     Для входа в зону действия СУДС Архангельск суда должны сообщить: 

     - название и тип судна; 

     - государственная принадлежность (флаг) судна; 

     - порт назначения; 

     - максимальная действующая осадка и надводный габарит судна; 

     - вид груза, наличие опасного груза; 

     - количество членов экипажа и пассажиров на судне; 

     - наличие неисправностей судовых технических средств и других ограничений, влияющих на безопасность плавания.

     СУДС Архангельск вправе запрашивать у судна дополнительные сведения и информацию в соответствии с Общими правилами плавания и стоянки судов в морских портах Российской Федерации и на подходах к ним. 


     При входе в зону действия СУДС Архангельск опознанного судна СУДС Архангельск информирует судно о месте приема лоцмана, обстановке на маршруте движения, а также передает иные сведения. В частности, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск суда, следующие в акватории морского порта Архангельск от светящего буя «Мудьюгский № 1» до нефтебазы Талаги или в сторону южной границы акватории морского порта Архангельск и обратно, информируют СУДС Архангельск о времени прохождения следующих контрольных точек морского порта: 

     - светящего буя «Мудьюгский № 1»;

     - параллели заднего знака створа Мудьюгских башен (в период ледокольной проводки судов); 

     - параллели светящего знака Лебединский; 

     - параллели заднего знака створа Переходной (Чижовский рейд); 

     - светящего буя Экономский; 

     - точки пересечения границ зоны ответственности постов «Архангельск-радио-5» и «Архангельск-Радио-17»; 

     - устья протоки Повракулка (Гидролизный завод); 

     - точки пересечения Амосовского и Корабельного створов; 

     - острова Мосеев; 

     - буя Кегостровский (только при следовании в Никольский рукав либо из Никольского рукава); 

     - железнодорожного и автодорожного мостов. 

     Суда, находящиеся в зоне действия СУДС Архангельск, также в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск информируют СУДС Архангельск: 

     - о подходе к месту швартовки или якорной стоянки; 

     - о вынужденной постановке на якорь на фарватере или вблизи него с указанием координат места; 

     - об окончании швартовки, постановки на якорь либо съемки с якоря. 

     В период ледокольной проводки судов суда, находящиеся в зоне действия СУДС Архангельск, в соответствии с Обязательными постановлениями в морском порту Архангельск сообщают дополнительно: 

     - о том, что судно застряло во льду с указанием координат места; 

     - о проходе ледовых пешеходных и транспортных переправ. 


     Передача судам навигационной, оперативной и иной информации осуществляется СУДС Архангельск по запросу судна либо по распоряжению капитана морского порта Архангельск, в случаях, когда имеют место или планируются изменения в навигационной обстановке, при получении штормового предупреждения, которые могут повлиять на безопасность судоходства в зоне действия СУДС Архангельск. Передача особо важной информации может предваряться общим объявлением. 


     Помощь в судовождении оказывается СУДС Архангельск по запросу судна или по решению СУДС Архангельск в сложных гидрометеорологических условиях при отсутствии на судне или неисправности технических средств, обеспечивающих безопасное движение судна. При оказании помощи в судовождении СУДС Архангельск регулярно передает на судно информацию: 

     • о положении судна по отношению к навигационному ориентиру, фарватеру и путевым точкам; 

     • о навигационных опасностях вблизи судна и на пути его следования; 

     • о положении и движении других судов, а также рекомендации по дальнейшему движению судна; 

     СУДС Архангельск обеспечивает при оказании помощи в судовождении погрешность автосопровождения целей в пределах диапазона значений, указанных в прилагаемой таблице

     В зоне действия СУДС Архангельск посредством АИС обеспечивается передача информации о дифференциальных поправках контрольно-корректирующей станции глобальных навигационных спутниковых систем ГЛОНАСС/GPS.

     Порядок оказания помощи в судовождении, включая интервал передачи информации, согласовывается между СУДС Архангельск и судном. Судно уведомляется СУДС Архангельск о начале и окончании помощи в судовождении, подтверждает получение информации и рекомендации СУДС Архангельск, а также сообщает СУДС Архангельск о предпринимаемых действиях. 

     В случае если капитан судна считает невозможным выполнение указаний СУДС Архангельск, он обязан сообщить об этом СУДС Архангельск и информировать о своих дальнейших действиях и намерениях. 


     Организация движения судов в зоне действия СУДС Архангельск осуществляется с учетом особенностей морского порта Архангельск на основании суточного графика расстановки и движения судов в морском порту Архангельск и включает: 

     - выдачу разрешений на движение судов и расстановку судов в зоне действия СУДС Архангельск; 

     - использование обязательных докладов судов о начале, окончании движения и прохождении регламентированных маршрутных точек; 

     - использование маршрутов и приоритетных направлений движения судов; 

     - установление интервалов движения судов. 

     Суточные графики движения и расстановки судов утверждаются капитаном морского порта Архангельск и размещаются ежедневно в 16.00 по московскому времени по адресу в информационно-телекоммуникационной сети Интернет: http://www.mapm.ru/Port/Arkhangelsk 


     Регулирование движения судов осуществляется СУДС Архангельск посредством передачи судам обязательных для исполнения указаний в отношении: 

     - очередности и времени начала движения; 

     - маршрута, интервала и скорости движения; 

     - порядка прохождения судами фарватеров и их пересечений; 

     - запрета на дальнейшее движение; 

     - мест якорной стоянки и укрытий. 


     В соответствии с Обязательными постановлениями по морскому порту Архангельск обязательная проводка судна с использованием рекомендаций СУДС Архангельск, а также оказание помощи в судовождении осуществляется в акватории морского порта Архангельск в границах от точки с координатами Ш=65°01,4'N Д=40°10,2'Е по дуге окружности, проведенной радиусом 5 миль из точки установки светящего буя Мудьюгский № 1 до точки с координатами Ш=65°52,5'N Д=40°00,0'Е, далее по линии, проходящей через следующие точки:  

     № 1 Ш=64°45,7'N Д=40°22,0'Е; 

     № 2 Ш=64°45,9'N Д=40°26,8'Е, 

     далее по береговой линии левого берега реки Маймакса до параллели, проходящей через передний створный знак Экономского светящего створа, далее по параллели с переходом на правый берег реки Маймакса и далее по нему до левого берега реки Кузнечиха до параллели, проходящей через верхний конец причала № 17 нефтебазы ОАО НК «Роснефть – Архангельскнефтепродукт» с переходом на правый берег реки Кузнечиха и по ее правому берегу до ее устья, затем на север по правому берегу реки Маймакса, по западному берегу островов Муравой и Лебедин с переходом на мыс Южный острова Мудьюгский и далее по западным берегам островов Мудьюгский и Голая Кошка до южной оконечности безымянной косы Зимнего берега Двинского залива и по ее западному берегу до исходной точки, с координатами Д=65°01,4'N Д=40°10,2'Е. 

     В остальной части акватории морского порта Архангельск СУДС Архангельск оказываются информационные услуги и услуги по организации движения судов только с использованием автоматической идентификационной системы и ОВЧ радиосвязи на основании графика движения и расстановки судов, утвержденного капитаном морского порта Архангельск. 

     Любое судно, находящееся в зоне действия СУДС Архангельск, намеревающееся отойти от причала в морском порту Архангельск, осуществить перетяжку вдоль причала или сняться с якоря, должно получить разрешение на свои действия у дежурного оператора СУДС Архангельск не менее чем за 15 минут до начала своих действий. 

     Разрешение аннулируется и должно быть запрошено вновь, если судно в течение 15 минут от момента связи с оператором СУДС Архангельск не начнет разрешенные действия.

     Основным средством взаимодействия между СУДС Архангельск и судами в морском порту Архангельск является радиотелефонная связь в диапазоне ОВЧ морской подвижной службы.

     Связь СУДС Архангельск с судами в морском порту Архангельск осуществляется на 14 канале связи ОВЧ (канал контроля, вызова и связи с судами в период их движения), на 69 канале связи ОВЧ (канал связи с судами при оказании помощи в судовождении), позывной «Архангельск-Радио-17».

     Контроль движения судов в акватории морского порта Архангельск, который осуществляется капитаном морского порта Архангельск, выполняется на 14 и 16 каналах связи ОВЧ, позывной «Архангельск-Радио-5».

 
ОВЧ каналы радиосвязи и радиотелефонные позывные абонентов, используемые для обеспечения безопасности мореплавания в зоне действия СУДС Архангельск
 
Абонент Каналы связи очень высокой частоты Позывной
вызывной канал рабочий канал
Пост контроля движения судов Архангельского филиала ФГБУ «АМП Западной Арктики» 16 14 Архангельск-Радио-5
Служба управления движением судов 16 14, 69 Архангельск-Радио-17

 
     Ведение радиопереговоров, не связанных с обеспечением безопасности мореплавания, на каналах 14, 16, 69 ОВЧ в морском порту Архангельск не допускается.
     Суда на ходу, а также стоящие на рейдах и у причалов морского порта, обязаны нести постоянную радиовахту на 14 и 16 каналах связи ОВЧ.
     Судам, стоящим у причала, запрещается:
        а) включать судовую радиолокационную станцию в рабочий режим;
        б) выключать автоматическую идентификационную систему судна.
     Во время выполнения швартовных операций суда, швартующиеся с буксирным обеспечением, должны перейти на рабочий канал связи ОВЧ, имеющийся на буксировщике, проинформировав об этом СУДС Архангельск, а по завершении работы с буксировщиком вернуться на 14 рабочий канал связи ОВЧ, сообщив об этом СУДС Архангельск.

     Радиопереговоры между оператором СУДС Архангельск и судами должны осуществляться в соответствии с «Правилами радиосвязи морской подвижной службы и морской подвижной спутниковой службы Российской Федерации», а формат сообщений должен, по возможности, соответствовать Резолюции IMO А.851(20) «Общие принципы систем судовых сообщений и требования к судовым сообщениям». Для радиопереговоров с экипажами иностранных судов используется английский язык в терминах «Стандартные фразы IMO для общения на море». 


     За предоставленные Архангельским филиалом услуги с использованием СУДС Архангельск с судов, осуществляющих судозаходы в морской порт Архангельск или следующих через акваторию морского порта транзитом, взимается навигационный сбор (СУДС). Информация о ставках навигационного сбора (СУДС) и порядке его взимания приводится в разделе «Портовые сборы и тарифы Архангельского филиала». 

 

     Порядок предоставления навигационных услуг с использованием СУДС Сабетта


     Навигационные услуги с использованием СУДС Сабетта до проведения освидетельствования ее на соответствие технико-эксплуатационным требованиям, утвержденным приказом Минтранса России от 23.07.2015 № 226 и Резолюцией ИМО А.857 (20), не предоставляются.


     4. Статистическая информация 


     Количество судов, находившихся в зоне действия СУДС Архангельск, осуществивших судозаходы в морской порт Архангельск или следовавших транзитом через акваторию морского порта

Год Всего судов
находившихся в зоне
действия СУДС
В т.ч. осуществивших
судозаходы в морской
порт Архангельск
В т.ч. следовавших
транзитом через
акваторию морского
порта Архангельск
2007 11 535 1 363
2008 9 169 1 241
2009 7 271 1 058
2010 8 158 1 058
2011 8 157 1 120
2012 8 739 1 233
2013 9 131 1 189
2014 11 802 1 117
2015 21 008 1 429
2016 23 698 1 743
2017 22 558 1 798
2018 22 940 1 975
2019 23 840 2 104

     5. Контактная информация 


     Дополнительную справочную информацию о порядке предоставления Архангельским филиалом ФГУП «Росморпорт» услуг с использованием СУДС можно получить: 

     в морском порту Архангельск

 

     по телефонам (круглосуточно):

     +7 (8182) 67-10-18;

     +7 (931) 413-16-20,
     или направив запрос по факсу: +7 (8182) 65-07-69 или по адресу электронной почты: suds@ark.rosmorport.ru


     в морском порту Сабетта

     по телефонам (круглосуточно):

     +7 (921) 293-95-15,

     или направив запрос по факсу: +7 (8182) 65-07-69 или по адресу электронной почты: SabettaVTS@ark.rosmorport.ru


Логин
Пароль