Морские порты

Развернуть всеСвернуть все
Россия, Архангельская область , Белое море, Двинский залив, устье реки Северная Двина г.Архангельск, (64º 33’ с.ш. 40º 31’ в.д.)
• Площадь территории морского порта:
• Площадь акватории морского порта:
• Количество причалов:
• Длина причального фронта морского порта:
• Пропускная способность грузовых терминалов всего:
  в том числе:
     – наливные:
     – сухие:
     – контейнеры:
• Максимальные габариты судов, заходящих в морской порт:
     – по осадке:
     – по длине:
     – по ширине:
• Площадь крытых складов:
• Площадь открытых складов:
• Емкости резервуаров для хранения нефти,
нефтепродуктов, химических грузов, пищевых наливных
грузов, зерновых грузов (тыс. тонн):
215,26 га;
1 120 кв.км;
74 ед.;
8 794,58 п. м;
11 532,9 тыс. тонн в год,  

5 200 тыс. тонн в год;
5 432,9 тыс. тонн в год;
75 тыс. единиц ДФЭ в год;

 9,2 м;
190 м;
30 м;
134,55 тыс. кв. м;
502,74 тыс. кв. м;
отсутствуют
ОАО «Архангельский морской торговый порт»
ООО «Роснефть-Архангельскнефтепродукт»
ОАО «Архангельский речной порт»
ОАО «Архангельский траловый флот»
ЗАО «Лесозавод-25»
ОАО «Северное лесопромышленное товарищество Лесозавод №3»
ОАО «Соломбальский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат»
ОАО «Лесозавод -2»
ООО «Лесопильный деревообрабатывающий комбинат № 23»
ООО «Транс-НАО»
ОАО «Архангельский лесопильно-деревообрабатывающий комбинат № 3
«ООО Норд-Вэй»
Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт»
ОАО «Архангельский морской торговый порт»
ОАО «Северное морское пароходство»
ОАО «Архангельский речной порт»
ОАО «Архангельский морской торговый порт»
ОАО «Архангельский речной порт»
ООО «Роснефть-Архангельскнефтепродукт»
ЗАО «Бункерная компания»
ООО «Экотэк-Бункер»
Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт»
ООО «Чарт Пилот»
ФБУ в/ч 90384
Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт»
Филиал «Архангельский экспедиционный отряд аварийно-спасательных и подводно-технических работ» ФГУП «Мурманское бассейновое аварийно-спасательное управление»
ООО «CТК-Логистик»
ООО «СМП- Агентство»
ООО «Бореал шиппинг»
ООО «Архангельская Логистическая Компания»
ООО «Морское агентство «Шельф-Флот»
ООО «Беломортранс»
ООО «Грумант-Логистик»
Архангельский филиал ООО «Морское Грузовое бюро»
ООО «Морснабсервис»
ООО «Норд Вест Холл»
ООО «Компас»
ОАО «Северное морское пароходство»
ОАО «Северное речное пароходство»
ООО «Нранс-НАО»
ООО «Белфрахт»
ООО «Беломортранс»
ООО «CТК-Логистик»
ООО «Бореал шиппинг»
ООО «Оптимист»
ОАО «Лайский СРЗ»
ОАО «Соломбальская судоверфь»
ООО «Мортехсервис»
ООО «Армастан»
ООО «Норд Марин»
«ОАО «Центр судоремонта «Звездочка» Архангельский филиал «176 судоремонтный завод»
ОАО «Соломбальский терминал»
ОАО «Архангельский траловый флот» - База технического обслуживания и ремонта судов (БТО)
Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт»
ФГБУ «Двинарегионводхоз»
ФГУП «Гидрографическое предприятие»
ОАО «Северное морское пароходство»
ОАО «Межрегионтрубопроводстрой»
ОАО «Мортехсервис»
ОАО «Соломбальский терминал»
ООО «Беломорская сплавная компания»
Круглогодично
Почтовый адрес: ул. Русанова 1а, Архангельск, Архангельская область, Россия, 163030 Телефон/факс: +7 (8182) 68-61-70
Почтовый адрес: наб. Северной Двины, д.138, Архангельск, Архангельская область, Россия, 163045; Телефон: +7 (8182) 22-46-90; Телефон доверия: +7 (8182) 27-55-82; Оперативный дежурный: +7 (8182) 27-68-42, +7 (8182) 63-34-27; Факс: +7 (8182) 24-30-30
Почтовый адрес: Аэропорт, д. 4, Архангельск, Архангельская область, Россия, 163000 Телефон, факс: +7 (8182) 63-15-02.

     История развития морского порта Архангельск ведет свое начало с 1583 года, когда Иван Грозный издал Указ о строительстве Города Архангельского «города для корабельной пристани».
 
     В 1584 года на берегу Северной Двины - близ Михайло-Архангельского монастыря «одним годом поставили деревянный город». С этого времени морской порт Архангельск был открыт для захода иностранных судов.
 
     В июле 1693 года (30 июля) с многочисленной свитой в Архангельск посетил Император Петр I. К приезду Императора в Архангельске была построена 12 пушечная яхта «Святой Петр». На этой яхте царь впервые в жизни вышел в море. Он сопровождал караван голландских купеческих судов от города Архангельского до горла Белого моря. В том же 1693 году на среднем Соломбальском острове Петр закладывает первый русский корабль. С этого года берёт своё начало Соломбальская судоверфь.

     В мае 1694 года (20 мая), в свой второй приезд в Архангельск, Император собственноручно подрубает опоры вновь построенного корабля и спускает его на воду. Этот корабль, нареченный «Святой Павел», в том же году с грузом казенного товара отправляется за границу.
 
     В 1702 году под руководством вице-адмирала Корнелия И. Крюйса на Двине, по обе стороны фарватера, впервые было установлено навигационное оборудование - лоц-бочки (буи). На острове Мудьюг, у входа в Северную Двину, была установлена маячная башня, при которой жили архангельские лоцманы. В городе начато строительство удобных пристаней.
 
     В 1722 году был издан Указ Петра I от 4 апреля 1722 года о переносе всей внешней торговли из Архангельска в Санкт-Петербург, что способствовало значительному сокращению объемов грузоперевалки в порту Архангельск. В Архангельск разрешается привозить из других районов России лишь такое количество хлеба и других товаров, «которое потребно для нужд самих жителей, а не для продажи за море». Число торговых судов приходящих в морской порт Архангельск северный порт начало резко сокращаться. В 1725 году пришло только 19 судов.
 
     В 1733 году Воинская Морская комиссия проверила лесные запасы Севера и пришла к выводу о необходимости возобновления строительства военных кораблей в Архангельске.
 
     В 1734 году в морском порту Архангельск построены провианские амбары, смольня, такелажные мастерские, кузницы, сухой док, канатный завод.
 
     В 1739 на острове Соломбала открыта адмиралтейская школа.
 
     В период с 1750 по 1760 годы проводилась расширенная застройка острова Соломбала, в связи с мероприятиями Правительства Российской Империи по приведению « в должный порядок флота адмиралтейства». Строятся казённые офицерские жилые дома и казармы для «нижних чинов».
 
     В 1760 году проводится капитальный ремонт и дальнейшее расширение адмиралтейства на острове Соломбала.
 
     В период с 1760 по 1776 годы строится Преображенский собор на острове Соломбала.
 
     В 1762 году Указом Екатерины II порт города Архангельска наделяется всеми теми преимуществами и выгодностями, какими пользуется Санкт-Петербург. Как следствие, торговля набирает обороты. Уже через десять лет после этого указа в порт Архангельск пришло 206 кораблей.
 
     В 1805 году построен наплавной мост на барочных днищах для постоянной связи острова Соломбала с Архангельском через реку Кузнечиха.
 
     В 1811 году после катастрофического наводнения на острове Соломбала выполняются работы по поднятию территории методом подсыпки щепы.
 
     В 1820 году построены две каменные казармы на 3500 человек по инициативе «Главной конторы над портом».
 
     В 1831 году построены специальные мастерские, литейный завод, паровая кузница, гавань для зимовки судов у реки Курья в морском порту Архангельска.
 
     В 1844 году построен новый мост на сваях через реку Кузнечиха, соединяющий остров Соломбала с Архангельском.
 
     В 1887 году создано Управление работ по улучшению порта Архангельск, которое занималось углублением  судоходных фарватеров на реке Северная Двина.
 
     В 1889 году в морском порту начались работы по дноуглублению фарватеров в рукавах Маймакса и Никольский.
 
     В 1898 году к морскому порту Архангельск была проведена узкоколейная железная дорога, которая дала новый импульс развитию порта, который в 1850 году был третьим по грузоперевалке портом России.
 
     В апреле 1904 года (25 апреля) учреждено Управление Архангельского торгового порта. Первым начальником порта был назначен граф Константин Георгиевич Толстой. 26 июня Толстой подписал свой первый приказ по порту. «Вступив сего числа, на основании Высочайшего приказа, в управление вверенного мне Архангельского торгового порта, приглашаю всех подчиненных мне классных чинов порта к совместной работе на пользу порученного нам дела».
 
     В декабре 1904 года (8 декабря) состоялось первое заседание только что созданного Архангельского присутствия по портовым делам. На нем в качестве первоочередного решался вопрос о приобретении для нужд порта ледокола.
 
     В 1907 году закончилось строительство облицованных гранитом причалов для судов дальнего и каботажного плавания, отвечающих техническим требованиям своего времени.
 
     В 1908 года порту Архангельск был передан вновь построенный ледокол «Лебедин», который позволил продлять навигацию в порту.
 
     В 1908 году была разработана программа работ, целью которой было увеличение мощности порта Архангельск. Программа включала создание второго землечерпательного каравана, постройку нового здания мастерских, холодильника, зернохранилища, дополнительных маяков и освещаемых створных знаков. Планировалось приобретение ледокола морского типа, 40-тонного плавучего крана.
 
     В 1909 году в морском порту установлены краны на 3 и 20 тонн.
 
     В 1911 году в порт прибыл второй землечерпательный караван, состоящий из землечерпалки и двух паровых шаланд.
 
     В 1913 году в порт Архангельск доставили 40-тонный кран.
 
     В 1914 года для военных нужд началось строительство одного из новых районов порта – «Бакарицы», который скоро превратился в основную базу по обработке военных грузов. В период с 1914 по 1916 годы, в годы Первой мировой войны, порт Архангельск становиться единственным открытым портом в европейской части России.
 
     В 1915-1916 годах для продления навигации в зимнее время был построен аванпорт «Экономия». В тоже время около железнодорожной станции «Архангельск-пристань» оборудован новый район порта «Левый берег».
 
     В 1916 году закончилось переоборудование железной дороги до Вологды на широкую колею. За годы первой мировой войны грузооборот Архангельского порта достиг небывалых размеров и составил в 1916 году – 2,8 миллиона тонн. К 1917 году морской порт имел 36 стационарных и передвижных кранов, 7 линейных и 9 портовых ледоколов.
 
     В период с 1917 по 1920 годы, в годы гражданской войны портовое хозяйство пришло в упадок. Акватория порта была сильно засорена, глубины на фарватере и у причалов уменьшились, резко сократился флот.
 
     В 1920 году в первую навигацию функционирования Архангельского порта при советской власти пришло 36 иностранных судов, 8 советских судов ушло в заграничные рейсы. Лес и лесопродукция Севера пошли на экспорт. Вывоз из Архангельского порта составил 37,7% от республиканского экспорта древесины.
 
     В апреле 1921 года на заседании Совета Труда и Обороны принято решение о восстановлении пяти крупнейших портов страны, в том числе морского порта Архангельск.
 
     В период с 1938 по 1941 год в ходе реконструкции в морском порту на о. Мосеев создана Главная угольная база, оснащенная тельферными погрузочно-разгрузочными механизмами; в районе «Экономия» восстановлен угольный причал для бункеровки ледокольного и транспортного флота в зимних условиях; в районе Бакарица создан специализированный участок для обработки флота, обслуживающего Арктику.
 
     В период с 1941 по 1945 годы, во время Великой отечественной войны, Архангельский морской торговый порт снова становится стратегически важным для страны.
 
     В августе 1941 года морской порт принял первый союзный конвой «Дервиш».
 
     В сентябре 1941 года Совнарком СССР принял решение об обеспечении круглогодичной работы Архангельского порта. В несколько раз была увеличена несущая способность причалов на «Бакарице» и «Экономии».
 
     В октябре 1941 года в морском порту построена нефтебаза с нефтепирсом, предназначенным для приёма танкеров и оборудованным насосной и парогенераторной станциями.
 
     В январе 1942 года завершено строительство временной железной дороги, соединившей аванпорт «Экономия» морского порта Архангельск с железнодорожная станцией Исакогорка.
 
     В марте 1942 года постановлением Совнаркома СССР от 12.03.1942 № ГОКО-1430-с Архангельскому порту на правах грузового района был передан Молотовский порт, который имел сплошной причальный фронт общей протяжённостью 858 метров, что позволяло одновременно принимать 5 судов типа Либерти, длиной 135,4 метров и осадкой до 8,5 метров.
 
     В период с 1942 по 1945 годы в морском порту были построены: 5 причалов общей длиной 858 метров; угольный причал с угольным складом общей площадью 17,5 тыс. кв. м; получено 8 портальных кранов грузоподъемностью от 3 до 20 тонн, 4 железнодорожных крана грузоподъемностью 7-35 тонн, 2 гусеничных крана грузоподъемностью 2,5 тонны, 2 плавкрана грузоподъемностью 45 и 150 тонн соответственно; построены склады общей 3200 кв. м, железнодорожные пути протяжённостью 11,5 км, здания управления порта, контор, мастерских, бараков, общежития, столовых, клуба, бань и т.д.
 
     В ноябре 1951 года морской порт Архангельск  постановлением Совета Министров СССР от 06.11.1951 № 4393-1972с включён в список портов, открытых для захода иностранных судов.
 
     В период с 1959 по 1965 годы осуществлялась масштабная реконструкция материально-технической базы Архангельского морского торгового порта.
 
     В 1963 году на районе «Бакарица» морского порта были забиты первые сваи железобетонного причала. Начались работы по очистке дна от остатков судов, взорванных в 1916-1917 годах.
 
     В 1966 году введена в эксплуатацию грузовая площадка № 1 ПРР «Экономия», площадью почти 90 тыс.м2.
 
     В 1967 году в ПРР «Экономия» построен склад № 1, общей площадью почти 6 тыс.м2, и грузовая площадка № 2, общей площадью почти 8,5 тыс. м2, предназначенные для хранения грузов, доставляемых в районы Крайнего Севера.
 
     В мае 1972 года в морском порту Архангельск открыт объединенный морской и речной вокзал. На его причалах стали обслуживаться пассажирские суда, а также суда, работающие на популярных туристических маршрутах.
 
     В июне 1972 года начинается реконструкция района «Экономия», в результате которой были построены бетонные причалы № 1 и 7, автодороги, железнодорожные пути, грузовые площадки.
 
     В 1975 году завершена реконструкция района «Бакарица», в результате которой построен перегрузочный терминал на 2 500 штук единовременного хранения 3-х и 5-ти тонных контейнеров. Введены в эксплуатацию грузовые площадки № 14 и № 17 на грузовом районе «Экономия», площадью более 7,3 тыс. м2.
 
     В 1976 году морской порт пополнился парком перегрузочной техники. В результате пополнения новой техникой морской порт стал оперировать 51 портальным и 14 стреловыми кранами, 101 автопогрузчиком, 29 электропогрузчиками, 4 плавкранами, 195 автомашинами, 19 буксирами, 24 катерами, 5 водолеями и 21 единицей прочих плавсредств.
 
     В 1977 году в морском порту вводится в эксплуатацию перегрузочный комплекс причала № 7, включающий также складские площади и железнодорожные пути, а также причал № 6 на ПРР «Экономия» и грузовые площадки № 4 и № 11, площадью почти 7,5 тыс. м2. В том же году морской порт переходит на круглогодичную навигацию.
 
     В 1978 году вводится в эксплуатацию погрузочный комплекс причала № 6 и контейнерный комплекс причала № 1 мощностью 185 тысяч тонн груза в контейнерах стандарта ISO. Также завершено строительство грузовой площадки № 13, площадью более 4.5 тыс. м2, на ПРР «Экономия».
 
     В 1980 году на «Экономии» завершено строительство контейнерного терминала. Проведена реконструкция морского порта Архангельск, позволившая  внедрить передовые, более совершенные методы и технологические процессы переработки грузов, что позволило увеличить рост пакетно-контейнерных перевозок более чем в 2,6 раза.
 
     В 1981 году построен причал № 4 на ПРР «Экономия» длиной почти 171 м, предназначенный для погрузки-выгрузки товарной продукции Норильского металлургического комбината, введены в эксплуатацию крытый склад № 3, грузовые площадки №№ 5,7,8 общей площадью более 29 тыс. м2, гараж малой механизации на 100 единиц техники.
 
     В 1983 году завершено строительство склада № 2 и грузовой площадки № 6, общей площадью почти 8,5 тыс. м2, на ПРР «Экономия».
 
     В 1984 году введены в эксплуатацию грузовые площадки № 9 и № 10, общей площадью более 13,5 м2.
 
     В 1987 году 13 ноября введена в эксплуатацию береговая радиолокационная станция «Океан-М51», расположенная на ПРР «Экономия».
 
     В 1988 году построены причалы № 3, длиной 195 м, и № 5, длиной 154 м, предназначенные для обработки генеральных грузов, крытый склад генгрузов № 4, площадью почти 9 тыс. м2, и грузовая площадка № 19, площадью более 8 тыс. м2.
 
     В 1990 году завершено строительство производственных помещений в морском порту, предназначенных для ремонта погрузочно-разгрузочной техники и механизмов.
 
     В 1992 году введен в эксплуатацию причал № 2, длиной 180 м, расположенный на ПРР «Экономия», предназначенный для обработки генеральных грузов.
 
     В феврале 1993 года на основании Указа Президента РСФСР от 01.06.1992 № 721 и в соответствии с распоряжением Госкомимущества по Архангельской области от 5.02.1993 №217-р принято решение о приватизации государственного предприятия Архангельский морской торговый порт путем преобразования в акционерное общество открытого типа «Архангельский морской торговый порт».
 
     В апреле 1994 года в соответствии с постановлением Совета Министров – Правительства России от 17.12.1993 № 1299 на базе не подлежащего приватизации федерального имущества в морском порту Архангельск Департаментом морского транспорта Минтранса России принято решение о создании государственного учреждения «Морская администрация порта Архангельск», утверждении положения о морской администрации порта и наделении ее административно-властными полномочиями по осуществлению функций портовых властей в морском порту Архангельск.
 
     В апреле 1997 года приказом Минтранса России от 08.04.1997 № 36 в структуру морской администрации порта Архангельск были введены спасательно-координационный центр и спасательный подцентр, в целях выполнения положений Международной конвенции по поиску и спасанию на море 1979 года.
 
     В октябре 1997 года приказом Минтранса России от 21.10.1997 №125 за ГУ «МАП Архангельска» закреплены функции по созданию и обеспечению функционирования систем и объектов ГМССБ районов А1 и А2, а также пунктов системы НАВТЕКС, расположенных в морском порту Архангельск. В том же месяце введен в эксплуатацию принят в эксплуатацию Центр регулирования движения судов, расположенный на ПРР «Экономия», где была установлена современная на тот период аппаратура компании «NORCONTROL».
 
     В октябре 1998 года по результатам освидетельствования СУДС морского порта Архангельск получила свидетельство о ее соответствии требованиям, предъявляемым к СУДС первой категории.
 
     В апреле 1999 года приказом Минтранса России от 13.04.1999 № 20 за ГУ «МАП Архангельска» закреплены, переданные от ОАО «Северное морское пароходство» станция приёма и обработки спутниковой информации системы Коспас-Сарсат (СПОИ-2) и приёмная радиостанция, предназначенные для создания и функционирования объектов ГМССБ.
 
     В июле 2000 года Министром транспорта Российской Федерации С.О.Франком утвержден Устав государственного учреждения «Морская администрация порта Архангельск».
 
     В мае 2003 года в ходе реализации административной реформы Правительства Российской Федерации по совершенствованию государственного управления в морских портах в соответствии с постановлением Правительства России от 25.09.2002 № 705 создан единый хозяйствующий субъект в морских портах России – федеральное государственное унитарное предприятие «Росморпорт».
 
     В сентябре 2003 года в соответствии с приказом ФГУП «Росморпорт» от 17.09.2003 № 22/ОД создан Архангельский филиал ФГУП «Росморпорт» в целях осуществления хозяйственной деятельности в морском порту Архангельск.
 
     В октябре 2003 года распоряжением Правительства России от 14.10.2003 № 1491-р морской порт Архангельск включен в перечень морских портов открытых для захода (выхода) судов и иных плавсредств, транспортирующих ядерные материалы, радиоактивные вещества и изделия, их содержащие, в транспортных упаковочных комплектах.
 
     В декабре 2003 года постановлением Правительства России  от 09.12.2003 № 743 пункт пропуска через государственную границу в морском порту Архангельск включен в список  пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для прибытия в Российскую Федерацию этилового спирта, алкогольной продукции и табачных изделий.
 
     В марте 2005 года в соответствии с распоряжением Росморречфлота от 28.03.2005 № ВР-104-р внесены изменения в учредительные документы ГУ «МАП Архангельска». В частности, учреждение было переименовано в федеральное государственное учреждение «Администрация морского порта Архангельск».
 
     В апреле 2006 года распоряжением Правительства России от 25.04.2006 № 583-р капитану морского порта Архангельск предоставлено право осуществлять государственную регистрацию судов в Российском международном Реестре судов.
 
     В октябре 2006 года завершено строительство административного здания в морском порту Архангельск, предназначенного для размещения работников Архангельского филиала ФГУП «Росморпорт», в том же месяце завершена реконструкция объединённого морского и речного вокзала в морском порту Архангельск, по итогам которой был расширен цокольный этаж вокзала, укреплены конструкции пассажирской рампы, обновлена системы пожарной и транспортной безопасности, выполнена замена электропроводки и освещения здания.
 
     В феврале 2007 года ФГУП «Росморпорт» произведена установка автономного отопительного котла на дизельном топливе в целях создания системы автономного теплоснабжения здания радиостанции «Илес».
 
     В ноябре 2007 года завершена модернизация СУДС морского порта Архангельск, связанная с установкой современного радиотехнического оборудования, отвечающего требованиям национальных и международных положений по эксплуатации систем управления движения судов в морских портах, а также введен в эксплуатацию построенный автоматизированный радиотехнический пост № 3 на причале нефтебазы «Талаги», предназначенный для осуществления радиолокационного контроля и оказания помощи в судовождении судам, следующим к/от нефтебазы «Талаги» в морском порту. В том же месяце по результатам освидетельствования СУДС морского порта Архангельск получила сертификат о ее соответствии требованиям, предъявляем к СУДС высшей категории.
 
     В феврале 2008 года распоряжением Правительства России  от 21.02.2008 № 212-р морской порт Архангельск включен в перечень морских портов Российской Федерации, в которые разрешаются заходы судов и иных плавсредств с ядерными энергетическими установками и радиационными источниками. В том же месяце распоряжением Росморречфлота от 19.02.2008 № АД-30-р внесены изменения в Устав ФГУ «АМП Архангельск». В частности, в уставе уточнен правовой статус капитана морского порта и его компетенция по выдаче разрешений на проведение дноуглубительных работ на акватории морского порта Архангельск.
 
     В июне 2008 года завершена реконструкция средств навигационного оборудования на участке от погрузо-разгрузочного района «Экономия» до причалов нефтебазы «Талаги» в целях обеспечения безопасности плавания крупнотоннажных судов, входе которой приобретены и установлены дополнительно 20 единиц плавучих предостерегательных знаков, реконструировано три навигационных светящих створа.
 
     В декабре 2008 года ФГУП «Росморпорт» выполнена модернизация электроснабжения радиостанции «Илес».
 
     В январе 2009 года приказом Минтранса России от 20.01.2009 № 7 ФГУ «АМП Архангельск» включено в перечень федеральных государственных учреждений, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка.
 
     В апреле 2010 года распоряжениями Росморречфлота от 09.04.2010 № АД-64-р и от 15.04.2010 № АД-86-р внесены изменения в Устав ФГУ «Администрация морского порта Архангельск». В частности, в уставе уточнены полномочия ФГУ «АМП Архангельск» по осуществлению полномочий портовых властей в морских портах Архангельск, Варандей, Онега, в т.ч. по сбору и проверке сведений о морских портах и об операторах морских терминалов в целях ведения Реестра морских портов Российской Федерации.
 
     В мае 2010 года распоряжением Правительства России от 19.05.2010 № 797-р установлены границы морского порта Архангельск.
 
     В июле 2010 года постановлением Правительства России от 15.07.2010 № 521 пункт пропуска через государственную границу в морском порту Архангельск включен в перечень морских пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для убытия с территории Российской Федерации отдельных видов товара (коды ТН ВЭД ТС 4401, 4403, 4404, 4406).
 
     В ноябре 2010 года распоряжением Росморречфлота от 17.11.2010 № АД-324-р сведения о морском порте Архангельск внесены в Реестр морских портов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер А-7.
 
     В феврале 2011 года постановлением Правительства России от15.02.2011 № 75 пункт пропуска через государственную границу в морском порту Архангельск включён в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации для прибытия в Российскую Федерацию и убытия из Российской Федерации ядерных материалов, а также содержащих их товаров.
 
     В июне 2011 года постановлением Правительства России от 3.06.2011 № 442 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Архангельск включён в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации товаров, химических, биологических и радиоактивных веществ, отходов и иных грузов, представляющих опасность для человека, а также пищевых продуктов, материалов и изделий.
 
     В июле 2011 года постановлением Правительства России от 07.07.2011 № 557 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Архангельск включён в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, предназначенных для ввоза на территорию Российской Федерации животных, продукции животного происхождения, кормов, кормовых добавок, лекарственных средств для животных и подкарантинной продукции (подкарантинного материала, подкарантийнного груза).
 
     В декабре 2011 года в морском порту завершена установка ангаров для подготовки и хранения маломерных катеров, запасных частей и механизмов, предназначенных для обслуживания средств навигационного оборудования. В том же месяце распоряжением Росморречфлота от 5.12.2011 №АД-373-р утверждены изменения в уставные документы ФГУ «АМП Архангельск». В частности, учреждение отнесено к бюджетному типу федеральных государственных учреждений.
 
     В январе 2012 года приказом Росжелдора от 20.01.2012 № 9 морской порт Архангельск внесен в алфавитный список речных и морских портов и пунктов, включённых в прямое смешанное железнодорожно-водное сообщение, а также пунктов перевалки грузов с железных дорог на водные пути и обратно Тарифного руководства №4.
 
     В марте 2012 года приказом Минздравсоцразвития России от 07.03.2012 №207 пункт пропуска через государственную границу в морском порту Архангельск включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется санитарно-карантинный контроль за лицами, прибывающими (убывающими) на территорию Российской Федерации транспортными средствами, грузами, а также подконтрольными товарами, ввозимыми на территорию Российской Федерации. В том же месяце в соответствии с письмом Россельхознадзора от 20.03.2012 № ФС-АС-3/3506 пункт пропуска в морском порту Архангельск включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, через которые может осуществляться ввоз на территорию Российской Федерации риса (код ТН ВЭД ТС 1006) и крупы рисовой (код ТН ВЭД ТС 1103 19 500 0).
 
     В мае 2012 года в соответствии с пунктом 3 статьи 23.1 Кодекса внутреннего водного транспорта Российской Федерации распоряжением Правительства России от 05.05.2012 № 734-р морской порт Архангельск включен в перечень портов, открытых для захода судов под флагами иностранных государств. В том же месяце приказом Росморречфлота от 28.05.2012 № 67 в целях реализации приказа Минтранса России от 09.12.2010 № 277 «Об утверждении Правил регистрации судов и прав на них в морских портах» морскому порту Архангельск был присвоен номер порта 05 и буквенный индекс порта – АК.
 
     В августе 2012 года в целях повышения безопасности плавания по главному судовому ходу морского порта Архангельск ФГУП «Росморпорт» установлены 30 единиц плавучих знаков нового типа, реконструировано четыре береговых навигационных знака, выполнена модернизация светооптического оборудования с обеспечением электропитания от солнечных панелей, а также установлены новые аварийные на радиотехническом посту № 2 Мудъюг,  предназначенные для аварийного электроснабжения радиотехнического поста и оборудования объектов безопасности мореплавания.
 
     В ноябре 2012 года распоряжением Росморречфлота от 17.11.2012 № АД-324-р сведения о морском порте Архангельск внесены в Реестр морских портов Российской Федерации и ему присвоен регистрационный номер А-7.
 
     В декабре 2012 года в соответствии с требованиями законодательства о транспортной безопасности причалы № 142, № 149-150, № 153-154, а также отдельные объекты СУДС морского порта Архангельск оборудованы системами видеонаблюдения, с помощью которых круглосуточно осуществляется контроль за передвижением физических лиц и техники на контролируемой территории.
 
     В мае 2013 года приказом Минздрава России от 12.11.2012 № 904н отменен приказ Минздравсоцразвития России от 7.03.2012 № 207н, которым пункт пропуска через государственную границу в морском порту Архангельск включен в перечень пунктов пропуска через государственную границу Российской Федерации, в которых осуществляется санитарно-карантинный контроль за лицами, прибывающими (убывающими) на территорию Российской Федерации транспортными средствами, грузами, а также подконтрольными товарами, ввозимыми на территорию Российской Федерации.
 
     В июне 2013 года приказом Минтранса России от 13.06.2013 № 210 капитан морского порта Архангельск включен в перечень федеральных государственных учреждений и капитанов морских портов, имеющих право оформления и выдачи удостоверений личности моряка.
 
     В октябре 2013 года распоряжением Правительства России от 09.10.2013 № 1838-р внесены изменения в границы морского порта Архангельск, связанные с исключением участка акватории морского порта в районе р. Северная Двина бассейна Белого моря, переданного в обособленное водопользование на 20 лет пограничному управлению ФСБ России по Архангельской области.

     В декабре 2013 года приказом Минтранса России от 04.12.2013 № 373 морской порт Архангельск включен в перечень морских портов, в которых полномочия в сфере организационного, материально-технического и финансового обеспечения исполнения капитанами морских портов своих функций осуществляет администрация морских портов западной Арктики.

     В апреле 2014 года распоряжением Росморречфлота от 21.04.2014 № АД-154-р внесены изменения в сведения о морском порте Архангельск в реестре морских портов Российской Федерации, в части корректировок основных технических характеристик морского порта в целом и параметров отдельных морских терминалов в порту, а также в связи с включением в него сведений о новых операторах морских терминалов, которые осуществляют свою деятельность в морском порту Архангельск, в частности, сведений об Архангельском филиале ФГУП «Росморпорт» и технических характеристиках причалов, которые филиал может предоставить заинтересованным организациям для безопасной стоянки судов без проведения на них погрузочно-разгрузочных работ.

     В июне 2014 года приказом Минтранса России от 27.06.2014 № 170 принято решение о реорганизации ФГУ «АМП Архангельск» путем присоединения к ФГУ «АМП Мурманск», которое в дальнейшем, после завершения реорганизации, получит новое наименование - федеральное государственное учреждение «Администрация морских портов Западной Арктики».

     В июле 2014 года приказом Минтранса России от 09.07.2014 № 183 утверждены Обязательные постановления в морском порту Архангельск, которыми установлены требования в сфере обеспечения безопасности мореплавания и порядка в морском порту Архангельск, обязательные для исполнения всеми судами и лицами, осуществляющими деятельность в морском порту.

     В августе 2014 года приказом Минтранса России от 5.08.2014 № 219 в морском порту Архангельск определены районы якорных стоянок для задержанных или арестованных судов.

     В сентябре 2014 года распоряжением Правительства России от 29.09.2014 № 1912-р морской порт Архангельск включен в перечень морских портов, открытых для захода иностранных судов.

     В октябре 2014 года приказом Роспотребнадзора от 10.10.2014 № 1011 морской порт Архангельск включен в перечень портов, в которых выдаются и продлеваются «Свидетельство о прохождении судном санитарного контроля» и «Свидетельство об освобождении судна от санитарного контроля».

     В декабре 2014 года распоряжением Росморречфлота от 02.12.2014 № АД-475-р признан утратившим силу Устав ФГУ «Администрация морского порта Архангельск» в связи с проведенной реорганизацией ФГУ «Администрация морского порта Архангельск» в форме присоединения к ФГБУ «Администрация морских портов Западной Арктики» в рамках реализации приказа Минтранса России от 27.06.2014 № 170.

     В апреле 2015 года приказом Росграницы от 16.04.2015 № 89-ОД утверждены пределы морского грузо-пассажирского постоянного многостороннего пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Архангельск.

 

     В июле 2016 года постановлением Правительства России от 22.07.2016 № 707 морской порт Архангельск включен в перечень морских портов, через которые допускается въезд в Российскую Федерацию иностранных граждан и лиц без гражданства, прибывающих в Российскую Федерацию в туристических целях на паромах, имеющих разрешения на пассажирские перевозки.

 

      В августе 2016 года в соответствии с приказом Минтранса России от 16.08.2016 № 243 в пункте пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Архангельск создана администрация пункта пропуска через государственную границу Российской Федерации ФГКУ «Дирекция по строительству и эксплуатации объектов Росграницы».


     В марте 2018 года распоряжением Правительства России от 20.03.2018 № 458-р морской порт Архангельск включен в перечень морских портов, капитаны которых осуществляют регистрацию судов в Государственном судовом реестре, бербоут-чартерном реестре и государственную регистрацию строящихся судов в реестре строящихся судов.


     В мае 2018 года приказом Минтранса России от 04.05.2018 № 181 морской порт Архангельск включен в перечень морских портов, в которых осуществляется выдача дипломов и квалификационных свидетельств членам экипажей судов.


     В декабре 2018 года постановлением Правительства России от 12.12.2018 № 1512 пункт пропуска через государственную границу Российской Федерации в морском порту Архангельск включен в перечень пунктов пропуская через государственную границу Российской Федерации, в которых допускается реализация товаров физическим лицам, прибывающим на таможенную территорию Евразийского экономического союза воздушным и водным транспортом.

   

    Перспективы развития морского порта Архангельск связаны с дальнейшим развитием объектов прибрежно-портовой инфраструктуры. В частности, планируется:
     - выполнить реконструкцию и строительством объектов инфраструктуры морского порта;
     - создать проходную глубину на канале с отметкой -12 м в целях пропуска судов с осадкой до 10,5 м;
     - выполнить реконструкция СУДС морского порта Архангельск в целях расширения зоны действия автоматической идентификационной системы, что повысит уровень безопасность судоходства и судовождения на акватории морского порта Архангельск;
     - выполнить реконструкцию объектов навигационно-гидрографического обеспечения морских путей в целях надежного и безопасного функционирования морского транспорта, а также реконструкцию объектов Глобальной морской системы связи при бедствии и для обеспечения безопасности в морском порту Архангельск: береговой станции службы НАВТЕКС, сети береговых станций морских районов А1 и А2;
     - повысить пропускную способность причалов;
     - выполнить реконструкцию терминалов и акватории морского порта для обслуживания судов рыбопромыслового флота.

Схема морского порта Архангельск

Схема морского порта Архангельск

Схема морского порта Архангельск

Схема морского порта Архангельск

Схема морского порта Архангельск

Схемы промеров в морском порту Архангельск

Логин
Пароль